25 августа отошел ко Господу ученый-литургист, многолетний преподаватель Московских духовных школ и член Богослужебной комиссии Русской Церкви, потомок старинного священнического рода, замечательный рассказчик и проповедник, носитель и хранитель церковного Предания и добрый пастырь протоиерей Сергий Правдолюбов.
Протоиерей Сергий Правдолюбов
В 1974–1978-м я учился в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США). Благодаря уставным богослужениям, примерам архиепископа Аверкия (Таушева) и епископа Сиракузско-Троицкого Лавра (будущего Первоиерарха Русской Православнеой Церкви заграницей – далее РПЦЗ), обучению у архимандрита Сергия (Ромберга), знакомству с литургистами и богословами Русской Зарубежной Церкви и их трудами – прежде всего, трудами протопресвитера Михаила Помазанского, архиепископа Гавриила (Чепуры), И.А. Гарднера и протоиерея Ростислава Гана – я полюбил богослужебный устав, архитектонику и чинность служб. Первые 20 лет моего священнического пути прошли под руководством моего настоятеля и правящего архиерея Западно-Американской епархии, архиепископа Антония (Медведева), литургиста, уставщика, гимнографа, ученика Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко). Он бережно хранил духовное и богослужебное наследие Русской Зарубежной Церкви. Хорошо помню, как в первые годы священства заваливал владыку Антония и других опытных священников вопросами, касающимися пастырской практики и богослужебного Устава. Мы могли часами говорить про Устав, осмысленное отношение к службе, обсуждать мнения литургистов, дореволюционную богослужебную практику в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Почаеве, практику в г. Белграде, Париже, на Дальнем Востоке, в обители Преподобного Иова на Карпатах, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле… Это был живой разговор о сердцевине Православия – о богослужении, к которому у меня был не просто интерес – было горение, жажда.
После кончины архиепископа Антония в 2000-м году я в немалой мере осиротел – рядом не осталось авторитетных литургистов, знающих и хранящих богослужебное наследие дореволюционной России или Зарубежной Руси. Да и, если говорить откровенно, интерес к богослужению и церковной традиции значительно угас среди нового поколения священнослужителей, как в России, так и в Зарубежье.
Заочное знакомство
У меня накопилось немало вопросов по поводу богослужебной практики и смысла некоторых моментов в наших православных службах. Далеко не на все из них можно найти подробные ответы в книгах. Но, по счастью, где-то в середине нулевых годов мне на просторах Интернета встретилось имя, которое как-то сразу обратило на себя внимание: протоиерей Сергий Правдолюбов. Кажется – сейчас точно не помню, – я прочитал статью о. Сергия, или, возможно, интервью с ним. Узнал, что о. Сергий был преподавателем литургики в Московской духовной академии, магистром богословия (впоследствии – доктором), членом Синодальной богослужебной комиссии. Узнал, что он – потомок старинного священнического рода, в котором прославлено немало новомучеников и исповедников. И решил ему написать. К моей радости, о. Сергий сразу же ответил. Так началась наша переписка, знакомство и братское общение. И вот ему-то я мог задать все накопившиеся у меня вопросы о богослужении. Есть литургисты-ученые, изучающие литургические источники, есть литургисты-практики, умеющие правильно, буквально по Уставу, красиво служить, а есть литургисты-пастыри, любящие, знающие и осмысленно совершающие богослужение. Отец Сергий был академиком, но принадлежал к разряду последних – литургиствов-пастырей. Ответы, которые я получал от него, были не только результатом его научных знаний – они дышали бережным отношением к богослужебным текстам, в них были отголоски живого Предания. Я с 2005 года храню все письменные ответы о. Сергия на мои вопросы, не только богослужебные, но и касающиеся разных аспектов церковной жизни, – он отвечал неукоснительно.
Первая встреча
Храм Живоночальной Троицы в Троице-Голенищево
В 2006-м году я, как представитель РПЦЗ, приехал в Москву, чтобы принять участие в подготовке выставки, посвященной восстановлению русского церковного единства. До подписания исторического Акта о каноническом общении между двумя частями Русской Церкви – Московской Патриархией и РПЦЗ – оставался год, но в церковных кругах уже тогда ощущались трепет и волнение в преддверии этого события. В субботу вечером я решил пойти на всенощную в приход о. Сергия, в храм Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. Зайдя в древний и намоленный храм и увидев впервые этого пастыря, я себя ощутил, как будто в старой Святой Руси.
Отец Сергий принял меня тепло и с любовью, казалось, будто мы с ним давно знакомы, и у нас общие духовные наставники. Мы, грешным делом, на одном дыхании проговорили немалую часть всенощной и продолжили наше общение после службы. Говоря с о. Сергием, я чувствовал его исконно русский дух и глубокую церковность, близкую к дорогой мне традиции Зарубежной Церкви, и в то же время – его живую связь с новомучениками и исповедниками Российскими.
Каждый раз, когда я бывал в храме Живоначальной Троицы, отец Сергий, прощаясь после службы, насильно и скрытно от окружающих вручал мне, приехавшему из Калифорнии, немалую сумму денег в рублях. Я пытался отказываться от денег, но он был непреклонен: «Вы путешествуете, у вас много расходов, молчите и берите!» Возражений о. Сергий не принимал. Это у него было что-то вроде благословения. От сердца – и, конечно, из собственного кармана.
Русское церковное единство
В преддверии IV Всезарубежного Собора РПЦЗ, в мае 2006 года, когда в Сан-Франциско соборно обсуждался вопрос восстановления единства Русской Православной Церкви, я, как секретарь Предсобороной комиссии, обратился к нескольким лично знакомым мне священнослужителям в России с просьбой высказать свое мнение о взаимоотношениях двух частей Русской Церкви. Это были схиархимандрит Илий (Ноздрин), протоиереи Василий Ермаков и Сергий Правдолюбов. Все трое откликнулись. Отец Сергий тогда написал следующее:
«Роду священников Правдолюбовых из Рязанской епархии около 300 лет… Когда начались страшные гонения и преследования духовенства, наши родные, как призванные воины Царства Небесного, пошли за Христа на смерть. По линии отца мой прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа… По линии моей мамы – дедушка, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Кроме шести самых близких родных, за веру пострадали еще пятеро других наших родственников, как священников, так и мирян. Всего 11 святых, прославленных ныне Святой Церковью!.. Вся история ХХ века у нас ‟на слуху”, рассказы прадедов и дедов оживляли для нас все, даже прошедшие, события… Были разногласия и недопонимания среди родных, но никогда не было разделения и отмежевания ‟тихоновцев” от ‟сергианцев”. За Христа страдали и те, и другие.
В 1997-м году мне разрешили ознакомиться со следственными делами самых близких родных: это было подлинное восстановление единства и связи со старшим поколением, радость общения и благодатная сила от такого общения. На этом фоне совсем дикими кажутся нападки журналистов и некоторых неразумных политиков, хотящих во что бы то ни стало оторвать Московскую Патриархию от всего русского Православия. Да, трудности были и у меня в церковном служении, были и препятствия, не скрою. Но теперь, уже на старости лет, могу сказать – удалось сохранить линию преемства дедов и отцов во всей жизни. Отец часто повторял слова Господа Иисуса Христа: ‟Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни”.
Когда в гости к нам в храм приехал один протоиерей из Зарубежной Церкви, потом другой, потом посетила игуменья одного из монастырей, я всматривался, вслушивался, воспринимал всей душой состояние их духовного мира. Я почувствовал то же самое родное, близкое, что шло и от моих дедов и прадедов, от духа священномучеников и исповедников. И я радуюсь тому, что намечается наконец воссоединение двух частей единой Русской Православной Церкви, может открыться возможность участия в совместном богослужении и евхаристическом общении. Не надо бояться такого общения, бесы работают против служителей Христа по любую сторону границы. Надо стойко и крепко хранить заветы святых отцов, ‟быть верным до смерти” и сохранять всю чистоту и полноту Святого Православия, несмотря ни на что!
Кланяюсь в сторону города заседания предстоящего Собора и усердно молюсь, чтобы Господь благословил все его деяния, умудрил, наставил и даровал соединение, о котором все мы уже давно молимся».
Это письмо-обращение отца Сергия, имеющего живую и реальную связь с 11-ю новомучениками и исповедниками, с его искренностью и открытостью, вызвало живой отклик у многих сомневающихся и сыграло важную роль для восстановления русского церковного единства. Но надо отметить, что это мнение о. Сергия не всеми разделялось, помнится, в Комиссии МП по переговорам с РПЦЗ были и те, кто к нему относился скептически.
Тогдашний Первоиерарх Зарубежной Церкви Митрополит Лавр очень ценил протоиерея Сергия Правдолюбова. Отец Сергий был среди приглашенных на торжественный ужин, проходивший в Москве в день подписания Акта о каноническом общении 17 мая 2007 г. В тот вечер мы с ним сидели за праздничным столом рядом – теперь уже как служители одной, единой Русской Церкви. Отец Сергий верил, что это историческое соединение стало возможным именно по молитвам святых новомучеников.
«Надо относиться к мученикам со всей любовью и пониманием и почитать их, не глядя на других. На полигоне в Бутово каждый год совершается поминовение. Это не сверху спустили, а простой батюшка подал такую мысль. И понимаете, что получилось? Когда что-то идет искренне, изнутри – это сразу действует. Даже Церковь соединяется на основании такого отношения. Мы хотели этой службы, приезжали и там служили. И это впоследствии соединило две части Русской Церкви», – говорил он.
Епископ Агапит Штутгартский, прот. Сергий Правдолюбов и прот. Петр Перекрестов. Переделкино, 2007. Фото Л. Максимович
В августе 2007 мы вместе с епископом Штутгартским Агапитом (Горачеком), с которым я очень дружил, проходили лечение у замечательного врача, родственника святого Иоанна Шанхайского, Ивана Васильевича Максимовича, в его небольшой частной клинике имени Св. Иоанна Тобольского под Москвой. Каким же прекрасным сюрпризом стал для нас визит протоиерея Сергия Правдолюбова! Приехав навестить меня, он познакомился с владыкой Агапитом. И был удивлен и тронут добротой, простотой, открытостью епископа Агапита, с которым можно было откровенно говорить на любые, в том числе и неудобные темы. Общение с владыкой Агапитом еще больше укрепило связь о. Сергия с духовенством Русской Зарубежной Церкви.
Первую общую литургию с о. Сергием я служил в 2008-м году. О. Сергий представил меня прихожанам, пошутив:
– Когда мы в Москве спим, отец Петр в Сан-Франциско за нас молится у мощей святителя Иоанна, а когда отец Петр спит – мы молимся за него в Москве. Часовые пояса созданы ради того, чтобы круглосуточно совершались литургии и прославлялся Бог.
После литургии было чаепитие, где духовенство и прихожане обсуждали всевозможные церковные и приходские темы. Так я ближе знакомился с церковной жизнью российской столицы – со всеми ее радостями и трудностями. Отец Сергий и его прихожане, в свою очередь, расспрашивали меня о жизни Зарубежной Руси, ее подвижниках и праведниках. Эти наши встречи всегда были братскими и проходили в единомыслии, несмотря на разницу в опыте и приходском обиходе.
Богослужение – сердце приходской жизни
Великое освящение воды в храме Живоночальной Троицы в Троице-Голенищево
Богослужение в храме Живоначальной Троицы было уставным, с осмысленной адаптацией – учитывалось, что это не монастырь, а городской приход. Будучи хранителем старых московских традиций, отец Сергий порой сочетал их с традициями своей родной Рязани, своих предков-новомучеников. У него никогда не было спешки в совершении служб, он призывал и клириков, и прихожан вникать в тексты службы, вдумчиво относиться к словам и логике богослужения. Он любил людей, одинаково внимательно относился как к прихожанам образованным и культурным, так и к самой простой и неграмотной старушке. Надо сказать, нигде, помимо храма Живоначальной Троицы – ни в другом храме Москвы, ни в православных храмах зарубежья, где бывал, – я больше не слышал проповеди на собственно литургические темы: разъяснение службы, объяснение главных праздничных особенностей, ссылок на тексты Минеи или Триоди.
Неудивительно, что прихожане, как правило, слабо разбираются о происходящем на богослужении. На своих службах – всенощной и литургии – о. Сергий всегда раскрывал в проповедях гимнографическую суть праздника, содержание, смысл. Помимо проповедей, отец Сергий регулярно проводил беседы о богослужении. В центре храма ставился стол, о. Сергий усаживался к нему с микрофоном, рассказывал о разных аспектах богослужения и отвечал на вопросы слушателей. У него был особый дар объяснять сложные вещи просто и доступно.
В 2011-м году была предпринята попытка русификации богослужебных текстов – это предлагали авторы нескольких проектов, поданных для рассмотрения в Межсоборное присутствие. Отец Сергий сразу стал на защиту нашего богослужебного языка:
«Проект, предложенный ныне на обсуждение, затрагивает не частные вопросы исправления церковнославянского языка и прояснения якобы ‟непонятных” мест церковнославянского богослужения. Это – начало процесса разрушения православной традиции во всех сферах церковной жизни, – в богослужебном языке, в литургическом Уставе, в церковном Предании. Остановить этот разрушительный поток обновлений и ‟реформ” будет крайне трудно, и даже, пожалуй, невозможно. Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни…».
Мне особо вспоминается одна праздничная всенощная у о. Сергия (не помню точно, какой был двунадесятый праздник): в конце вечерни он призвал прихожан стоять на предстоящем полиелее, как велит Устав, с зажженными свечами. Я вместе с о. Сергием и другими сослужащими вышел на полиелей. У всех клириков были в руках ламинированные листы с текстами хвалитных псалмов: «Хвалите Имя Господне». Вместо хора духовенство пело хвалитные псалмы перед праздничной иконой, полностью, без сокращений, а припевы «Аллилуия» громко пел весь храм. Это произвело на меня сильнейшее впечатление – чувствовалось полное вовлечение и духовенства, и молящихся, всеобщее участие в праздничной радости.
Еще до официальной канонизации РПЦ МП новомучеников и исповедников Российских в 2000-м году (в РПЦЗ они были прославлены в 1981-м году) отец Сергий, знаток гимнографии, очень высоко оценил службу новомученикам, составленную в РПЦЗ архиепископом Антонием (Медведевым). В приходе о. Сергия регулярно совершались ночные службы в их честь. Это было еще при Патриархе Алексии II. В феврале и еще раз, летом, на первой седмице Петровского поста. Вот свидетельство одной из участниц такой службы:
«Предначинательный псалом пропели полностью, с припевами ‟Благословен еси, Господи” и ‟Дивна дела Твоя, Господи” по каждому стиху, а то и по каждой половинке стиха… Стихиры были спеты по максимуму, и то, что не умещалось на ‟Господи воззвах” и в других ограниченных Уставом местах, пелись на литии, причем сама лития была на улице, у креста на месте кладбища, под звездным небом…
Канон был прочитан уже сверх Устава… Собрали уже опубликованные, в том числе и Зарубежной Церковью, богослужебные тексты…
А еще были уставные чтения. Отец Сергий всем велел садиться – народу было не так много, все пристраивались на скамеечках и табуретках. И батюшка, в предписанных Уставом местах, читал о новомучениках и исповедниках.
Служба длилась всю ночь. Уже рассвело, и пришел другой священник служить позднюю литургию, а мы только-только закончили всенощную».
Отец Сергий говорил, что почитание мучеников «является показателем степени церковности, свидетельством православной веры, плодом и результатом духовной жизни».
Сотрудничество
На приходе у о. Сергия были прихожане, серьезно занимающиеся богослужебными текстами, весьма сведущие по части гимнографии и церковнославянского языка. Любовь и глубокое понимание богослужения привели этих людей в приход в Троице-Голенищеве. Это Людмила Павловна Медведева, возглавляющая Отдел богослужебных книг в Издательстве Московской Патриархии; составитель и редактор богослужебных текстов Иоанна Викторовна Селиванова; филолог и писатель Елена Викторовна Тростникова; создатель одного из первых цифровых церковнославянских шрифтов «киприан» Григорий Иванов. Именно его шрифт Издательский совет в конце 1990-х принял в качестве базового для оцифровки богослужебных книг.
Прот. Сергий Правдолюбов и прот. Петр Перекрестов
Одним из самый первых общих проектов Русской Церкви после обьединения в 2007-м году было составление и издание последования Молебного пения о страждущих недугом пьянства или наркомании. До того для страдающих от этих недугов чаще всего читался акафист Божией Матери в честь Ея иконы «Неупиваемая Чаша» или канон св. муч. Вонифатию. А у нас в Зарубежье служился молебен св. Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Отец Сергий и его помощники приняли активное участие в этом издании, помогли с набором и редактированием текста. Новое издание было разослано во все епархии и все духовные семинарии в России и на Украине.
Святитель Иоанн (Максимович)
Особое место у о. Сергия занимало почитание «русского святителя Николая ХХ века» – иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Отец Сергий часто меня просил молиться у мощей святителя Иоанна и за своих сыновей, и за свое здоровье. В то первое памятное посещение храма Живоначальной Троицы в 2006-м я с благословения своего архиерея привез отцу Сергию частицу мощей владыки Иоанна. Отец Сергий с великим благоговением принял эту святыню во время субботней всенощной и положил ее на престол. В ответ он передал мне частицу мощей своего предка, соловецкого узника, священноисповедника Сергия Касимовского (Правдолюбова), а также частицы мощей священноисповедников Александра (Орлова) и Петра Великодворского (Чельцова). Этот Соловецкий концлагерь тоже связывает Зарубежную Русь с священноисповедником Сергием – там были заключенными и протопресвитер Михаил Польский, который впоследствии служил в Сан-Франциско и написал книгу «Новые мученики Российские», и профессор Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Иван Михайлович Андреевский.
Лично у меня есть собственная связь со священноисповедником Петром Чельцовым. Он с 1956 до своей кончины в 1972-м служил в храме Параскевы Пятницы в с. Великодворье Гусь-Хрустального района, и был похоронен за этой церковью. Его преемником в этом храме стал протоиерей Анатолий Яковин, большой друг Русской Зарубежной Церкви, и лично мой друг-собрат, которого я в с. Великодворье навещал ни раз. Он принимал у себя духовенство из Зарубежной Руси, в том числе архиепископа и будущего Первоиерарха Лавра. Отец Анатолий погиб в 2001-м в автокатастрофе, во время поездки по святым местам Владимирской области, которые он показывал игуменье РПЦЗ, монахине Варваре (Эповой) из Австралии. Теперь в кафедральном соборе Всех скорбящих Радости хранится частица мощей священноисповедника Сергия, а в московском храме Живоначачальной Троицы – частица мощей святителя Иоанна.
Духовная преемственность
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и прот. Сергий Правдолюбов
У отца Сергия Правдолюбова было ощущение преемства, живой, непрерывной связи с предшественниками, бережное отношение к исторической традиции, которое отличало и наше зарубежное духовенство старшего поколения. Когда задаешься вопросом: «А как бы на моем месте поступили мои духовные наставники и предшественники? Как бы ответил архиепископ Антоний, святители Иоанн Шанхайский и Афанасий Ковровский; протопресвитер Михаил Помазанский и святой праведный Алексей Московский (Мечев)»? И, всерьез подумав об этом, чаще всего даже в сложных ситуациях получаешь ясный ответ. Такова была методика о. Сергия. Он очень часто вспоминал своего духовника, старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина), его наставления, его пастырский подход. Часто ссылался и на опыт своих святых сродников, подчеркивая, что пролитая ими мученическая кровь придает этому опыту особую силу и значимость. На вопрос: «Почему детям важно знать историю своей семьи, рода, страны?» он отвечал:
«По отношению к богослужению очень часто действует закон, применяющийся к компьютерам, – ‟по умолчанию”. Человек, который пришел в Церковь в качестве священника и уже много лет слышал службу до рукоположения, понимает и знает, что надо делать, и очень многое делает по умолчанию. То же и с памятью. Она нужна и важна, и многое делается по умолчанию. По-другому нельзя передать новому поколению веру, любовь, радость, молитву – всю полноту жизни».
Богослужебная комиссия
В 2005-м году тогдашний епископ Орехо-Зуевский Алексий (Фролов) пригласил о. Сергия Правдолюбова войти в состав Синодальной богослужебной комиссии. Отец Сергий получил благословение духовника, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сказавшего: «Такие хорошие люди собрались в этой комиссии!» Состав комиссии действительно был мощный – помимо владыки Алексия, в комиссию входили архимандрит Матфей (Мормыль), игумен Андроник (Трубачев) и архимандрит Макарий (Веретенников) – носители высокой церковной культуры, знающие и глубоко образованные люди. Отец Сергий, несмотря на свою занятость на приходе и преподавательскую деятельность, старался не пропускать заседания комиссии в Троице-Сергиевой лавре. Он отмечал:
– Наше время не способствовало общению. Советский режим этому препятствовал. В старину люди вместе служили литургию на праздники храмовые и престольные, а нас специально отучали так общаться. На Соборе 1991 года Патриарх Алексий II призывал нас возобновить это общение, но мы до сих пор не встречаемся и не общаемся. Тем не менее мы помним друг о друге. Иногда созваниваемся, иногда открытку пошлем, молимся друг о друге на литургии.
Участие в заседаниях комиссии, общение с собратьями-единомышленниками и сотаинниками, погружение в мир святости, эортологии и богослужебных текстов были для о. Сергия особой радостью и утешением. Когда после кончины архиепископа Алексия Священный Синод принял решение обновить состав Богослужебной комиссии, о. Сергий написал мне:
«Мы уже простились друг с другом, но думается, что хотя бы одно заседание в сентябре все же проведется со старым составом. Целых 9 лет я трудился в этой комиссии, и еженедельно по четвергам ездил в лавру. Вот этого будет не хватать, лаврского общения с прекрасными людьми, а трудиться можно и без комиссии, моим родным-новомученикам мною не написано ни одной службы, а надо было бы. Но другим, трудившимся в комиссии, исполнилось по 30–35 лет их совершенно бесплатных и бескорыстных трудов…».
Протоиерей Сергий Правдолюбов ценил образованность, но выше ставил духовный опыт и духовную преемственность. Когда один монах спросил его, имеет ли смысл ехать учиться в Оксфорд, он ответил:
– Если вы возьмете карандаш и бумагу, прочтете все творения преподобных отцов, переведенные на русский язык, и сделаете выписки со своими комментариями – это и будет самое лучшее образование, выше Оксфорда. Кроме того, многие студенты и даже профессоры много бы дали, чтобы получить возможность в течение месяца побыть в монастыре, посмотреть и пообщаться со старыми монахами…
Почитание новомучеников
Нельзя умолчать о великой скорби о. Сергия. Он переживал об отсутствии реального почитания святых новомучеников и исповедников Российских:
– Ощущение близости к мученикам 1020-х, 1930-х годов дает возможность человеку определить: с кем ты? С этими мучениками или с теми, кто их истреблял? От этого выбора формируется все восприятие людей, общества и всего остального. Без исторической памяти мы просто не можем себя осознать как людей, живущих в это время и в этом месте. Святые, один за другим, составляют некую золотую цепь, идущую до нашего времени. И нельзя нам почитать древних мучеников, а новых не почитать, и наоборот – иначе произойдет разрыв этой цепи, как писал об этом тысячу лет назад святой Симеон Новый Богослов.
Недостаточное почитание к новомученикам беспокоило о. Сергия.
– Почему до сих пор не прославлены святые мощи Царской семьи? Почему во всем мире экспертиза показала идентичность, признала, что это действительно царственные останки, а наши специалисты молчат и не хотят признавать… От этого и наша страна сейчас мучается – нет разрешения ситуации, нет всенародного почитания святыни. Знаете, почему это не сделано? Боятся всеобщего негодования против тех, кто совершил такое преступление.
В одном из своих интервью о. Сергий сказал:
– У нас у всех в крови держится страх. Мы боимся сами себя. Автоцензура, самоцензура… Я боюсь лишнего сказать. Я боюсь сказать так, чтобы не подумали по-другому. Сталинская эпоха – это страшная эпоха, от которой остались следы – не то что неизгладимые, а генетические следы даже остались. Так у внуков проявляется страх, бывший когда-то у дедов перед НКВД. А помните, что такое «Стокгольмский синдром»? Когда заложники начинали жалеть захватчиков, которые их же и захватили, и любить их за это. Мы это наблюдаем сейчас во всей нашей стране. Какое может быть почитание мучеников у болящих «Стокгольмским синдромом»? Моисей 40 лет водил народ в пустыне. У нас только 20 лет прошло. Вы хотите, чтобы сейчас жертв Сталина почитали те, кто его до сих пор боится?
Стенопись: святой мученик Владимир (Правдолюбов)
В 2013-м году я был в России по церковным делам. Мои деловые встречи проходили в тот момент, когда многие представители духовенства и чада Русской Церкви были встревожены удалением из официального месяцеслова Издательского совета МП 36 имен новомучеников и исповедников Российских – сейчас эти имена сохраняются только в официальном Свято-Троицком календаре РПЦЗ. Среди тех, в чьей святости вдруг возникли сомнения, оказались два сродника протоиерея Сергия: священномученик (иерей) Николай Правдолюбов и мученик Владимир Правдолюбов. Отец Сергий глубоко переживал «исчезновение» имен своих сродников из календаря. Одним из «условий» со стороны Синодальной комиссии по канонизации новомучеников является наличие архивно-следственных дел «в полном объеме». Если, согласно этим следственным делам, рассмотренное к канонизации лицо давало признательные показания – называло имена людей, и эти люди вследствие показаний пострадали, – тогда рассмотренное лицо не может быть причислено к лику святых. На такой довод о. Сергий отвечал следующим образом:
– Во-первых, встает вопрос достоверности и доверия к следственным делам; во-вторых, апостол Петр отрекся от Христа, но покаялся – путь покаяния открыт каждому; в-третьих, к примеру, святой великомученик Пантелеимон при допросе выдал имя своего учителя, пресвитера Ермолая, который вследствие этого был обезглавлен – следовательно, надо и имя святого Пантелеимона удалить из Месяцеслова. И таких примеров немало.
Духовные пастыри-гиганты г. Москвы: протоиереи Георгий Бреев и Сергий Правдолюбов
Боль за Россию
С сердечной болью и ужасом наблюдал протоиерей Сергий и рост почитания Сталина – когда по результатам одного из опросов в 2019-м году выяснилось, что 70% респондентов оценили роль Сталина в российской истории положительно, он сказал в интервью:
«Я 3 года жил при Сталине – родился я в 1950-м году, и отношусь к пожилым людям. Я хочу сказать, что это одна из самых страшных и демонических фигур за всю историю человечества. Гитлер немцев не убивал – не уничтожал ни крестьян, ни интеллигенцию, ни духовенство. Он много совершил зверств, но то, что сделал Сталин, не поддается описанию. Эта фигура выходит за рамки общечеловеческого бытия. Он не имеет права не то что на положительную оценку, он совершил преступление перед человечеством.
Если есть понятие ‟Холокост”, если есть понятие ‟Голодомор”, то до сих пор нет понятия о том, что произошло с русским народом, русским крестьянством, с русским духовенством, интеллигенцией, казачеством, колоссальным количеством совершенно неповинных людей. И это замалчивается! Но эта фигура – на уровне антихриста. Поэтому нельзя его держать в одном ряду с другими людьми.
Люди пострадали невинно, были расстреляны без всяких обвинений и нормального основания… Как же можно относиться положительно к этому человеку – убийце миллионов людей? Кровь пролитая, страна – уничтоженная. Это уже не Россия, это другая страна. Это, как говорят ученые про Византию после 1453 года, ‟Византия после Византии”. Так и у нас сейчас: Россия после России. Жалкие остатки. Это не та Россия, не та преемственность – она уже вся уничтожена… И ведь ни разу никто, на любом уровне, не извинился или попросил прощения у родственников невинно убиенных. Ни сожаления, ни покаяния или раскаяния, возвращения к обычному среди людей восстановлению отношений – этого не было и не предвидится…».
Прот. Сергий Правдолюбов на презентации сайта «Русский пастырь»
Последнее «выступление»
Несколько раз я устраивал в Москве презентации новых книг о святом Иоанне Шанхайском, а также новых музыкальных сборников серии «Песнопения русского Зарубежья». Я всегда приглашал о. Сергия на эти встречи в качестве выступающего или гостя. Несмотря на занятость и проблемы со здоровьем, он всегда приходил. Выступления о. Сергия на этих мероприятиях всегда были живыми, без формальностей, от сердца. Было приятно видеть, как его слушали молодые люди – с особым вниманием, как носителя традиции, представителя той, прежней Руси. Как любили ему задавать вопросы, быть с ним рядом, радовались его чувству юмора. И он любил быть среди молодежи, уделял им много времени, разговаривал с ними, понимал их, и этим напоминал владыку Иоанна Шанхайского.
К 30-летию прославления святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского я в 2023-м году начал делать фильм о нем – «Аромат святости». В фильме не было закадрового текста, только цитаты самого святого Иоанна, а также доселе неизвестная кинохроника. После первого показа фильма в Свято-Троицком соборе Торонто мне стало ясно, что необходим закадровый голос для чтения цитат. Я начал поиск человека с подходящим голосом, пробовал разных людей – но все было не то. И вдруг я вспомнил голос отца Сергия Правдолюбова. Сразу ему позвонил. Он себя неважно чувствовал после долгого пребывания в больнице, но все же согласился попробовать. Я благодарен людям, которые приехали к нему и записали это чтение. Результат оказался идеальным: голос отца Сергия звучал четко и бодро, в нем не было ни пафоса, ни дидактики, а чувствовались спокойствие, мудрость, и, главное, абсолютное созвучие со словами святого.
Отец Сергий дал в своей жизни много интервью, его не раз снимали в документальных фильмах, в сети много записей его бесед и проповедей. Но Божиим Промыслом получилось, что закадровый голос в фильме о владыке Иоанне оказался последним выступлением отца Сергия.
А переписывались мы в последний раз перед праздником Преображения Господня. Я обратился к о. Сергию с вопросами о чине Венчания и кое-какими о нем соображениями. 18 августа о. Сергий поздравил меня с праздником и ответил на мои вопросы. В конце он написал: «Лежу в больнице уже месяц, о выздоровлении речь не идет…». Через 7 дней отец Сергий отошел ко Господу. Нам осталось молиться, чтобы Господь упокоил его в селениях тех праведников и исповедников, чьи жития были для него его примером и опорой в жизни. Завершу словами историка Ключевского, которые так любил цитировать о. Сергий: «Полюби святого, и святой полюбит тебя». Полюбим же наших новомучеников и исповедников, последуем им и сохраним их линию преемства, полюбим и таких пастырей, как протоиерей Сергий Правдолюбов, – и они полюбят, укрепят, утешат и направят нас.
Протоиерей Петр Перекрестов,
6 ноября 2024 г.
Иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости
г. Сан-Франциско