Святой болярин Феодор

0
80
Время на чтение 10 минут

Источник: Радонеж

 

Многие исследователи мученического подвига генерала от кавалерии Русской Императорской армии графа Федора Артуровича Келлера находят аналогии с имевшим место в XIII веке мученичеством Святого болярина Феодора, соратника Святого благоверного князя Михаила Черниговского - оба замучены язычниками.

Нашествие хана Батыя

Во времена правления Великого князя Михаила Всеволодовича (1224–1246), одного из самых могущественных правителей Киевской Руси, ранее занимавшего Черниговский престол, в киевских землях жизнь протекала мирно и благочестиво. В 1238 году Батый напал на Русь и разорил многие княжества, а народ стал бежать к Венграм и в Польшу, искать спасения. Но, внезапно из-под Новгорода татары отошли, разорив княжества к югу от древнего Великого града. Напомним, что Новгород, как и Киев, был основан представителем персидской династии – Кием - во времена правления Византийского императора Константина Великого. Потомки династии Кия правили на Руси до 9 века. Синопсис Киевский отмечает, что в середине 9 века бытовала пословица: «Кто может и дерзнет на Бога и на Великий Новгород!».

Два года спустя после вторжения на Русь, Батый послал воеводу Менгукана в Киев к Великому князю Михаилу Всеволодовичу, поскольку войска для взятия древнейшего русского Града тогда татары достаточно не имели, но, не желая разорения, замыслили княжество Киевское себе подчинить. Михаил Всеволодович не пожелал ни союза с иноплеменниками, ни, более того, покорения агарянам.

Второе посольство от хана просило встречи с Великим князем Киевским, с намерением коварно его убить, о чем Михаилу Всеволодовичу стало известно. Он приказал умертвить послов, как соглядатаев, а сына своего Ростислава послал к Уграм просить о помощи, зная, что убиение послов без отмщения не останется. Сам же покинул Киев, имея весьма слабые силы для защиты города. Татары пустились в погоню за Великим князем, по пути учинив страшные опустошения и пленив многих жителей Руси.

Защита Киева была вверена некоему тысяцкому боярину Димитрию. Батый, желая отомстить за убитых послов, решил взять Киев и двинуться далее в Европу, покорять западные католические княжества. Более десяти недель, от Рождества Пресвятой Богородицы, длилась осада Киева, покуда стенобитные орудия не сделали пролом у врат Лядских, ныне это Майдан на Крещатике. Ночью киевляне построили новую стену вокруг церкви Святой Софии, где молились и надеялись татар остановить. Во время защиты пролома у Лядских врат боярин Димитрий был ранен, а киевлянам пришлось отступить в гору, к Софии, спрятав на сводах собора и свой скарб. В разгар боя своды, отягощенные наложенными вещами, обвалились, разрушив не только стены храма, но и новую оборонительную стену. Татары ринулись на обвалы и вошли в город 6 декабря 1240 года. Спустя без малого семь столетий, на этом же месте у стен Святой Софии, в этот же день 6/19 декабря 1918 года – память святителя Николая Чудотворца - был убит потомками тех древних татар, ассимилировавшихся в течение веков с коренным населением Киевской Руси, генерал от кавалерии Царской армии граф Федор Артурович Келлер.

Кадр из кинофильма «Андрей Рублёв», режиссера Андрея Тарковского, 1966 год

Батый пощадил тогда лишь боярина Димитрия, с прочими же бесчеловечно расправился, сообщает летописец. Можем предположить, что боярин Феодор покинул Киев вместе с Великим князем Михаилом Всеволодовичем. В Киеве Батый поставил своих наместников, а сам двинулся на Запад, взял Каменец, Владимир-Волынский, Галич, Червень, но Кременец подчинить не смог. Близ Кременца Промыслом Божиим заложена тогда же монахами Киево-Печерской Лавры Святая Почаевская Лавра. Подверглись ассимиляции с татарскими завоевателями и обитатели западных земель Древней Руси – Червонной и Галицкой. Пребывая в плену, боярин Димитрий склонил Батыя покорить Венгрию и Польшу, поскольку ожидаемая киевлянами помощь из тех владений так и не пришла. Татары разбили и венгерского короля Белу IV, принудив его бежать в Адриатику. Война длилась 3 года.

В это время в древнем Великом Новгороде, не покорившемся татарам, правил Александр Ярославич – Святой благоверный князь, прозванный Невским, племянник Михаила Всеволодовича, Великого князя Киевского и Черниговского. Александр Невский разбил тевтонцев, согласно преданию, с помощью чудесного явления первых православных Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Тогда германцы были ослаблены не только блестящими победами Святого благоверного князя Александра Невского, но и несогласием между императором Фридрихом II и папой Григорием IX, потому помочь родственным правителям, чьи владения, включая Силезию, опустошал Батый с юга, не могли.

Татарский хан стал требовать от Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, брата Святого Михаила Черниговского, явиться в Орду в знак подданства, что и было исполнено. Жена Ярослава – «княгиня Ярославля» - постриглась тогда в монашество с именем Евфросиния. Многие знатные люди на Руси в то Смутное время принимали иноческий чин. С тех пор имена монашеские стали давать не на ту же букву, с какой начиналось мирское имя, а по дню празднования памяти Святого или на следующий день пострига. Эту деталь отмечает историограф 18 века князь Михайло Щербатов, автор «Истории Российской от древнейших времён», внук монаха Молченского Софроньевского монастыря на Слобожанщине. Монашеское имя Николай было наречено генералу Фёдору Артуровичу Келлеру ввиду приближающегося дня памяти Николая Чудотворца, Святого покровителя Государя Николая Александровича, убиенного несколькими месяцами ранее в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В годину испытаний граф Келлер вместе с супругой приняли монашеский постриг в ноябре 1918 года в Киеве, незадолго до захвата города петлюровцами - потомками татар-завоевателей 13 века, населявшими преимущественно сельскую местность Малороссии.

Мученичество князя и его болярина

В то время был советником Батыя мудрый и добродетельный муж Илитшутзай, представитель рода Лао Китайских императоров, предотвративший назревавшую междоусобицу в Орде. Великий князь Михаил Всеволодович вернулся к тому времени из Венгрии в Чернигов, поскольку в Киеве сидел наместник Батыя. Известны были Великому князю требования ханских воевод о прибытии в Орду для подтверждения своего княжения и о, якобы, снисходительном к русским правителям отношении там… Михаил Всеволодович имел основания для опасения мести татар за убиение их послов. Но народ сильно страдал от ига, и надеялся Великий князь исходатайствовать в Орде облегчения для своих подданных. Это обстоятельство превозмогло страх угрожающей опасности.

Кадр из кинокартины «Андрей Рублев», режиссер Андрей Тарковский, 1966 год

Поделился Великий князь Михаил своим намерением с сыном дочери князем Борисом Васильевичем, своим внуком, и с верным боярином Феодором. Известно было на Руси об обрядах татарских, противоречащих Христианскому закону. Совет бояр постановил ехать Великому князю в Орду с покорностью Батыю. Михаил Всеволодович принял совет, поскольку желал облегчение народу принести, но остался тверд в том, чтобы против совести и Христианского закона не поступать. Вторил князю и отправлявшийся вместе с ним боярин (болярин) Феодор. Рассчитывать на помощь родни сына своего Ростислава Михайловича - принцессы Анны Венгерской, дочери короля Венгрии Белы IV из династии Арпадов - Михаилу не пришлось. Ибо и сам Бела был разорен, подобно тому, как чужеземцы разорили Киев и Чернигов в 1240 году.

Особенно скорбел Михаил Всеволодович, видя разрушенную до основания Печерскую Богородичную церковь, «небеси подобную», заложенную ещё преподобными Антонием и Феодосием Печерскими в 1073 году при епископе Михаиле и завершённую самим Великим князем спустя полутора столетий. Внутренность храма блистала золотом и мозаикой. Духовник Михаила Черниговского владыка Иоанн причастил Великого князя с боярином Феодором Святыми Дарами и преподал напутствие вечной жизни. Взял Михаил Всеволодович с собою в путь Дары Тела и Крови Христовых и отправился в Орду.

Татары поклонялись единому богу, но их понимание о Вышнем Невещественном Естестве было подобно суеверию и идолопоклонству, а также сопровождалось суровостью к тем, кто верует иначе. Всех русских князей, прежде чем к хану допустить, принуждали проходить сквозь разложенные два огня, якобы, «во очищение». Этот «обряд» сохранился среди населения современной Украины и совершается в ночь «на Ивана Купала», что совпадает с христианским празднованием памяти Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Николай Васильевич Гоголь в рассказе «Вечер накануне Ивана Купала» описал сохранившиеся языческие верования малороссийских крестьян. Обряд «Купалы» показан и в художественном фильме «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского о событиях на Руси в 14 веке, во времена татарского ига (по ссылке: https://youtu.be/VUk3XfP_hUc?si=srmk5xWEv7fFHDw6 ). Именно эти крестьяне в составе войск Петлюры завоевали Киев в декабре 1918 года и умертвили царского военачальника Феодора Келлера.

После совершения обряда в Орде, татары требовали поклониться поставленному перед входом в шатер кумиру, сделанному из шелковой ткани. Когда Великий князь Михаил Всеволодович вместе с внуком и боярином Феодором прибыли в Орду, Батый повелел, чтобы они исполнили обряд. Князь отказался, исповедуя веру свою перед татарскими жрецами, изобличая суеверие и безбожие. Батый послал вельможу Елдега, чтобы уговорами, угрозами и обещаниями сломить князя. Внук со слезами стал упрашивать Михаила Всеволодовича. Но Великий князь, исполненный огнём веры, считал, что поступок против своей совести не может принести благополучия его Отечеству. И стал готовиться к мученическому подвигу. Верный боярин Феодор не оставил своего Князя в опасности, а укрепил его в благом намерении. Оба - князь и боярин – приняли Причастие, бывшее при них, стали петь Святые Псалмы. Батый, узнав от Елдега об упорстве князя, велел мучить и умертвить его.

Воины этого варвара пришли к месту, где Князь с боярином пели Псалмы в ожидании мучений, и набросились на Михаила Всеволодовича, долго его избивали, но Великий князь терпел. Был среди них отступник от Христианского закона некий Доман, устыдившийся своего отступничества… Он отсёк голову Великому князю, тем самым прекратив его мучения. Татары, увидев, что боярин Феодор ободрял князя, решили, что он, движимый корыстью, к смерти своего господина подталкивает. Велели и ему пройти обряд, что означало отречение от Христа и принятие татарской веры. Верный боярин отринул предложение. В ход пошли лесть, посулы княжения во владениях убиенного Михаила Всеволодовича. Боярин Феодор был непоколебим. Не предал он дружбу, основанную на законе, добродетели и верности Христу – Господу Богу. Его мучили и отсекли голову. Это произошло в 1246 году.

Тела святых мучеников, брошенные на съедение псам, несколько дней оставались целыми. Христиане тайно перенесли святые мощи сначала во Владимир, а затем в родной город князя Чернигов. Таков подвиг Святого благоверного князя Михаила Черниговского, представителя старшей линии дома Рюрика Скиалдунга, избранного населением новгородских земель в 862 году первым князем Руси. Внук Святого князя Михаила Черниговского Борис Васильевич, князь Ростовский, был спасен: он не подвергался насилию, был послан к хану Сартаку, сыну Батыя, а оттуда отпущен на Русь.

Мощи святого Михаила Черниговского перевезены повелением царя Иоанна Грозного из Киева в Москву в 1578 году - по переходе Чернигова под польскую власть - и покоились в Кремле. Как ранее переместилась в Москву и владетельная киевская династия Рюриковичей, после татарского разорения Киева. В 1772 году Святые мощи Михаила Черниговского помещены в серебряную раку. После похищения в 1812 году, рака заменена на бронзовую.

Старшая линия Дома Рюрика

Потомок Рюрика, Святослав Второй Ярославич, сын Ярослава Мудрого и внук Святого равноапостольного Великого князя Владимира Красное Солнышко, был великим князем Киевским и Черниговским и является началом старшей линии Дома Рюрика. От этой линии происходит святой Михаил Черниговский, князь Новгородский и Великий князь Киевский и Черниговский, от которого берут начало древние русские княжеские роды Щербатовых, Лобановых-Ростовских, Долгоруких, Барятинских, Волконских, Шаховских, Прозоровских (род угас), а также Гедиминовичей Трубецких и Голицыных.

Мученик воин Феодор Келлер был не только родственником знатных русских родов, но и повторил семьсот лет спустя подвиг своего Святого покровителя боярина Феодора, в память о ком был наречен основатель русской ветви графского рода Келлер. У генерала графа Федора Артуровича Келлера и у Святого боярина Феодора были сыновья с общим именем Борис в память о первом князе Страстотерпце Борисе. В 13 веке, после мученической кончины боярина Феодора, его сын Борис пришел в Тверь и дал начало родам Шетневых, от них пошли Садыковы и Зюзины. В веке 20, после мученической кончины отца, граф Борис Федорович Келлер дал начало родам Петренко и Кудряшовых, появившимся в СССР в Харькове и Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.

Представительница династии Рюриковичей - княжна Екатерина Алексеевна Щербатова, супруга Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора князя Иллариона Илларионовича Васильчикова, благотворительница Киево-Печерской Лавры и других киевских монастырей - похоронена на Ближних пещерах, подле супруга.

Прямым потомком Великого князя Михаила Всеволодовича является и русский историограф Екатерининских времён Михаил Михайлович Щербатов, автор «Истории Российской от древнейших времён», где подробно описан подвиг его предка Святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Потомок историографа князь Алексей Павлович Щербатов (1910-2003) - профессор истории в США - был убеждён в том, что если бы не татарское нашествие, то объединение русских земель было бы завершено Великим князем Михаилом Черниговским и его наследниками, и не Москва, а Киев, скорее всего, стал бы столицей государства Рюриковичей.

В 1991 году князь Алексей Павлович Щербатов посетил Москву впервые после изгнания десятилетним мальчиком в 1920 году из Крыма. Побывал и в Кремле, сохранившем атмосферу старой Руси, где каждый камень дышит её историей. Но в Архангельском соборе, где покоились мощи Святого предка князя со стороны обоих родителей - святого Великого князя Михаила Черниговского – раку тогда не показали. Мы надеемся на второе обретение мощей Святого благоверного князя Михаила Черниговского, своим мученическим подвигом и ныне объединяющего древние русские земли, разделённые вот уже более двух лет временной линией боевого соприкосновения.

В 1255 году двоюродный брат Михаила Черниговского князь Даниил Галицкий получил от папы Римского Иннокентия IV корону как король русский, но не угодна была Богу римская корона на главе Киевских древнерусских князей. Венценосный мученик князь Михаил Всеволодович, защитивший веру своих отцов, уподобился Христу, принявшему на Кресте смертное страдание за весь человеческий род, вместе со Христом наслаждается теперь блаженным миром, напоминая всем нам: «Царствие наше не от мира сего!..»

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Неонилла Пасичник
О Новороссийской идентичности
К 105 летию со дня рождения князя Алексея Щербатова, профессора истории университета Фарлей Диккенсон, США
29.06.2015
Все статьи Неонилла Пасичник
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06