Из последнего интервью, 19 апреля 2012

0
122
Время на чтение 5 минут

Источник: Вечерняя Москва

– Какая из ваших картин для вас самая главная?

– С профессиональной точки зрения, пожалуй, «Доживем до понедельника», которую мы сняли по тем временам в рекордно короткий срок – за четыре месяца. Это все-таки настоящий кинематограф. Не случайно замечательный американский режиссер Рубен Мамулян, который сделал в свое время «Королеву Христину», сказал мне: «Сташек, спасибо тебе за то, что ты прошептал мне на ухо такой нежный фильм»… Я считаю, это замечательный отзыв.

– Вы всегда сами решали, что вам снимать или были случаи, когда вам навязывали постановку того или иного фильма?

– Знаете, сейчас многие говорят, что их гноили, угнетали. Но я думаю, что вы никогда в жизни не встречали моих жалоб, при том, что все мои картины, начиная с первой, были закрыты. Но у меня всегда оставалось право не снимать то, что я не хотел снимать. И никто никогда не мог у меня этого права отнять. Как это можно было сделать? Заморить голодом? Но тогда были такие гонорары, что я мог написать сценарий научно-популярного фильма «Квадратно-гнездовая сеялка СШ-6» или «Головное сооружение туркменского канала» и купить автомобиль. Кроме того, у меня была еще военная пенсия, так что с голоду бы не умер.

Люди моего поколения сняли гораздо меньше картин, чем они могли бы снять. Но я думаю, что многим из нас абсолютно не стыдно за то, что мы сняли. Вот если бы я сделал картину подобную 95 процентов тех, которые сейчас делают, мне было бы стыдно перед моими учителями – Козинцевым и Эйзенштейном, хотя их уже и нет в живых. В искусстве, между прочим, очень важно, чтобы было перед кем стыдиться. А стыд он тесно связан с таким понятием, как совесть. И сейчас, когда я вижу на экране воинствующее бесстыдство и огромное количество лжи, я думаю: Боже мой, как же им не стыдно? Для меня совершенно ясно, что кино просто нет и каждый день это подтверждает. И на будущее нашего кинематографа я смотрю безнадежно, потому что кино стало абсолютно убыточной отраслью.

– Конечно, вы снимали в гораздо лучших условиях...

–… которые все долго кляли и теперь продолжают клясть. Когда все это начиналось, я уже знал, чем все кончится. И не потому, что я пророк, а потому что я достаточно хорошо был знаком с производством фильмов за границей. Я снимал в Чехословакии, тогда это еще была не капстрана, но законы были почти те же, снимал в Норвегии. А кроме того, я много раз бывал в Америке, у меня там много друзей, в том числе тот же Милош Форман. Поэтому я знал, что контроль рубля – это гораздо хуже, чем тот, идеологический контроль. Там можно было обмануть, применить эзопов язык для того, чтобы тебя поняли зрители. Наконец, там можно было уговорить, потому что далеко не все начальники были идиотами. Были среди них и умные люди, которые все прекрасно понимали и сами страдали от этой системы.

Не случайно, например, что много прекрасных картин было снято при Ермаше. Его все время обвиняют в травле Тарковского, а я лично знаю, сколько он принял на свою шею для того, чтобы Тарковский все-таки был, чтобы его картины увидели зрители. Знаете, что сказал мне сам Тарковский, когда мы с ним встретились за границей? Он мне сказал: «Станислав, я только теперь понял, что здесь я бы не снял ни одной своей картины, мне бы просто не дали их снять…» Уже «Ностальгию» он снимал в муках безденежья. «Жертвоприношение», после того, как отпал немецкий спонсор, снимал на деньги шведского института и истратил весь годовой бюджет. А когда он снял фильм, ему сказали: «Какие четыре часа? Только два часа и не больше!»

Контроль денег намного ужаснее. Простите меня, тот же Коппола был дважды банкротом – это режиссер такого уровня! Я уж не говорю про молодых. При мне описывали имущество французского режиссера Паскаля Обье за то, что он не закончил фильм вовремя. Милош Форман рассказывал мне, как он упрашивал продюсера дать ему возможность за три дня переснять финал «Кукушки». Так ему дали только один день, и он все-таки снял другой финал. Представление о том, что там, ах, как замечательно было снимать картины, очень наивное. Не случайно все, кто уехал, вернулись и работают здесь.

Я считаю героями людей, ухитрившихся в наше время снять картину, которая имеет настоящий успех и способна доставить радость зрителям. Я сейчас говорю даже не о содержании фильма. В этих экономических условиях ни один из нас, старых мастеров, не смог бы снять картину. Ибо стоимости стали такие, что вы должны снимать очень быстро, без всяких вариантов, без всякой импровизации, один-два дубля – и все. Это уже действительно индустрия. И в этой индустрии нужны прекрасные профессионалы на всех участках, начиная со сценария и кончая актерами и режиссерами.

– Какие, на ваш взгляд, главные ошибки были допущены в период реформации советского кинематографа?

– В кино были сделаны две генеральные ошибки. Первая – это то, что отпустили прокат, который надо было оставить в руках государства. Пусть бы в кинотеатрах тоже показывали американские фильмы, но весь доход шел бы в казну. Кино и водка – вот две доходные статьи для государства. Не случайно сейчас пришли к тому, чтобы производство водки вернуть под контроль государства. Правда, я не пойму, что они теперь смогут сделать с этой монополией, ведь все заводы-то частные? Существует точно такая же монополия проката.

И вторая ошибка, о которой я постоянно твердил, за что и схлопотал от всех – грузин, армян, молдован и так далее. Я абсолютно не понимал тогда, почему мы, собственно, должны разрушать наш Союз? Ведь это не Союз Советских Социалистических республик, а Союз кинематографистов, у нас же не государственные связи, а связи творческие. Посмотрите, что в результате: в Грузии кино не снимают, в Армении кино не снимают, в Молдавии кино не снимают, в Киргизии кино не снимают... А какие режиссеры там были! Какие картины снимали! Что же такое случилось?

– Как вы относитесь к процессу американизации российского кино?

– Вы знаете, есть картины западные и есть русские, сделанные по западным меркам – с насилием, убийствами, проститутками. Я не понимаю, зачем снимают такое кино? У нас другая страна, другой, как сейчас говорят, менталитет. Для меня это все равно, что видеть рядом с памятником Пушкину Макдоналдс и рекламу кока-колы. Интересно, что и сами режиссеры таких фильмов не могут ответить на вопрос, в чем смысл, что они хотели сказать ими? Если ради денег – понимаю, жить-то надо. Но за американцами им все равно не угнаться, у них и опыт другой, и средства другие. Это все равно, что воевать с трехлинейкой против автомата.

Я вообще считаю, что в мире были две великие кинематографии – советская (я не боюсь этого слова) и американская. Ну, и временами – французская и итальянская. Хотя весь неореализм вырос опять же из советской кинематографии, они сами считали Донского своим учителем. А Эйзенштейна, который сделал столько в теории кино, как никто другой, вообще почитали все кинематографисты.

Конечно, в Америке есть потрясающие режиссеры, есть выдающиеся картины, но плохих картин у них ничуть не меньше, чем у нас, а может быть, даже больше – мы сейчас в этом убеждаемся. И шедевров ничуть не больше, чем у нас, а может быть, даже меньше. Другое дело, что нас в мире знали гораздо меньше, чем американцев. Кстати сказать, лучшие американские картины опять же, как ни странно, сделали славянские режиссеры – Форман, Богданович, Полански...

– Станислав Иосифович, не возникает ли у вас желания тряхнуть стариной и снять что-нибудь про современную жизнь?

– Что снимать – вот в чем вопрос. Ведь, в общем-то, я снимал литературу, а где современная литература? Нет. Я хотел было снять картину о предательстве и даже предложил эту тему на телевидении. Сказал: «Давайте снимем фильм о перевертышах, причем начнем с самых маленьких людей, а закончим самыми большими.» Это была бы фантастическая картина. Но на меня посмотрели, как на сумасшедшего и сказали: «Иди, иди отсюда…»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Ростоцкий
Дух и буква
"Остров" Павла Лунгина на московских экранах
27.11.2006
Что же смотреть ходили вы?
"Страсти Христовы" Мела Гибсона выходит в российский прокат
08.04.2004
Все статьи Станислав Ростоцкий
Последние комментарии
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от учитель
05.07.2025 23:49
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2025 21:56
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2025 21:50
Кто ждёт перемен?
Новый комментарий от Рабочий
05.07.2025 20:14
Вечная память
Новый комментарий от влдмр
05.07.2025 18:19