Является ли Дугин русским традиционалистом?

0
637
Время на чтение 23 минут

Источник: Русская Истина

Что содержательно Дугин говорит, и почему он, в частности, отвергает значимость русской религиозной философии? И каков духовный смысл интегрального традиционализма и Консервативной революции, на которые Дугин опирается? Какую парадигму гуманитарного знания и образования России, судя по его книгам, Дугин предложит, если ему вдруг это и вправду доверят?

 

РИ начинает публикацию серии статей, посвященную актуальным проблемам современного отечественного консерватизма. Наш постоянный автор, философ Юрий Пущаев проанализировал основные теоретические работы Александра Дугина, имя которого сейчас на слуху и которого на Западе до сих пор считают главным представителем отечественной консервативной мысли. Дугин необычайно плодовит, и знакомством со всеми его трудами не могут похвастаться даже многие из его поклонников. Никто толком до сих пор не может объяснить, в чем, например, суть «четвертой политической теории» кроме того, что остальные три — либерализм, социализм и фашизм – доказали свою ошибочность. Но чтобы опровергать Дугина, подвергать сомнению его идейное наследие и находить ему альтернативу, его работы как минимум нужно прочитать и проанализировать. Будем с нетерпением ждать продолжения цикла Юрия Пущаева в надежде, что его статьи стимулируют дискуссию, необходимую для осмысленного восприятия идей того человека, в котором многие видят главного идеолога российской современности.

***

Об Александре Дугине много говорят, но его мало читают. Я имею в виду не его патриотическую публицистику и сетевые политические высказывания ad hoc, а его собственно теоретические труды. Они содержат преимущественно его философию эзотерического интегрального традиционализма, и они базируются на идеях европейской консервативной революции. И первое, и второе не имеет к русской традиции, к истории русской мысли практически никакого отношения. Более того, обе эти доктрины в важных пунктах с ней решительно расходятся, если учесть заметную нехристианскую и даже антихристианскую направленность идей, высказанных главными деятелями и авторами обоих учений1.

Дугин стал популярен благодаря актуальности и злободневности его резких публицистических высказываний, тому, что он не прячется в башне из слоновой кости, а смело говорит о жалящих вызовах в адрес России, умело мимикрируя и адаптируя идеи интегрального традиционализма и Консервативной революции к нашей исторической реальности. Лично у меня почти полное согласие и сочувствие вызывали его рассуждения, когда он, например, говорил о вредности сегодняшнего раскола на «красных» и «белых», о том, что этот раскол специально стимулируют либералы, или когда Дугин проницательно рассуждал о протеистической природе «сурковщины» до 24.02.2022.

Однако, повторюсь и даже подчеркну: беда в том, что Дугина мало читают, его толстые книги всерьёз не анализируют. В философской и академической литературе практически пока нет ни одного спокойного академического разбора мировоззрения Дугина. Это потрясающе, на самом деле. Несколько странно, что потом академические философы, профессионалы так сказать ex officio, недоумевают, откуда у Дугина такая популярность, и пренебрежительно кривят губы при одном его упоминании, хотя они уже проиграли, учитывая его активные нападки на российскую институализированную философию и иные обществоведческие дисциплины. В спортивных состязаниях команде, которая не явилась на матч, автоматически засчитывается поражение.

Впрочем, академическое сообщество в каком-то смысле платит ему взаимностью. Тут взаимное отрицание. Одна из характерных дугинских черт – его чрезвычайная революционность. И на практике, и в теории Дугиным, по сути, отвергается любой отечественный накопленный положительный опыт в гуманитарных и обществоведческих науках, и в итоге вместе с мутной водой откровенного прозападного либерализма он призывает выплеснуть и ребенка. Я лично согласен, что, действительно, последние 30 лет в результате победы буржуазно-либеральной революции конца 1980-х начала 1990-х имело место явное доминирование западных либеральных парадигм и теорий, что «либеральный партком» уже достал, и что ситуация в науке и образовании нуждается в реформировании, в повороте «назад к исторической России». Но на какой базе, во-первых? Во-вторых, здесь всё же надо вести себя плавно и эволюционно, с умом, опираясь на существующее, на то, что есть. Из ничего ничто не возникнет. Дугин же, по сути, призывая ломать через колено существующие научные и образовательные институты и парадигмы, в несколько фарсовой манере играет роль кого-то вроде ультрареволюционера Троцкого.

Неслучайно вокруг Дугина собрались в основном молодые люди, наши молодые коллеги, которые в силу молодости и неопытности тоже пока склонны к радикальным утопическим рецептам. Дугин же сжигает их в топке своих проектов, и тем самым губит их профессиональное становление. Удивительная вещь – несоответствие слов и дел молодежи, доверившейся Дугину. Они вслед за своим учителем и вождем вроде видят себя как консерваторов, охранителей России, однако ведут себя противоположным образом, по-революционному и по-нигилистически, порой просто неприлично по отношению к своим старшим и более опытным коллегам. Статей и работ у них пока крайне мало, реальных исследований и философских книг-монографий практически нет, зато в своих сетевых репликах (попытка «сетевого Майдана», так сказать) они нередко напоминают троцкистскую молодёжь.

Если они действительно хотят быть консерваторами и охранителями России, если они не только на словах готовы выступать за иерархию и традиции, то я им напомню. Например, в советское время было немыслимо, чтобы какой-нибудь аспирант, а тем более студент принес в редакцию «смелую» статью, в которой решил бы подвергнуть сплошной резкой критике, да ещё и с переходом на личности, каких-то известных и признанных в научной среде специалистов вроде Р.Р. Вахитова или Б.В. Межуева. Такую статью скорее всего бы не приняли и вряд ли даже стали бы читать, но сказали бы: «Идите-ка, сначала ещё поучитесь, погрызите гранит науки, как те погрызли в свое время, а потом приходите».

Можно даже сказать, что Дугин в каком-то смысле играет роль развратителя юношества. Он, конечно, будит и пробуждает своей яркостью и харизматичностью, но для чего и как?

Какие духи стоят за этим?

В результате, Дугин уже во многом сформировал у своих молодых последователей нигилистичную манеру поведения по отношению к академическому миру и старшим коллегам. Конечно, в этом отчасти выражается и постмодернизм нашего времени с его разрушением остатков тех правильных иерархий, что пока ещё остаются (соцсети, как Кольт, уравнивают всех). Но сыграла свою роль и революционно-нигилистичная сущность дугинизма под внешней вывеской консерватизма и традиционализма.

Взгляды Дугина, основы его мировоззрения и стиль его мышления в целом носят весьма сомнительный характер по целой совокупности причин, которые я попытаюсь раскрыть в серии публикаций. Нет, какое-то время вполне можно обманывать себя и общество, что с Дугиным все нормально, раз в ситуации резкого столкновения с Западом лучше бы отложить все разногласия, в том числе идейные, в сторону. Дугин успел стать в глазах многих, и не только на Западе, сегодняшним русским консервативным философом № 1. Его словно ведет какой-то его личный медиа-гений. Но в итоге, эта тактика обернётся большим, стратегическим проигрышем, если ничего не изменится. Если дом строится на непрочном фундаменте, его рано или поздно смоет. «В гражданском деле — зачем иллюзии? <…> Раз мы начинаем прозревать понемногу, на что же себя искусственно ослеплять? Какая польза?» 2

Идейные истоки Дугина

Впрочем, стоит отдать должное Дугину за редкую для сегодняшнего времени универсальность и систематичность. Практически с начала 1990-х он, с известными трансформациями, развивает систему одних и тех же взглядов, увлечённо реализуя себя в связанных между собой, но тем не менее разных дисциплинарных областях. Вот уже практически 30 лет он развивает одно и то же мировоззрение, комплементарно дополняя его многочисленными именами и идеями и адаптируя, приспособляя его к особенностям того или иного исторического момента. У Дугина на сегодня есть своя социология, своя геополитика, своя историософия, своя метафизика, своя теория идеологий («четвёртая политическая теория»), даже своя философия науки. Я уж не говорю про политологию и политический анализ текущей ситуации.

Основные концепции, в которые, как говорят дугинцы, их учитель внёс значимый вклад – это традиционализм, континентальная геополитика и евразийство.

Что ж, давайте посмотрим.

Но, как я уже сказал, первый и буквально бросающийся в глаза парадокс, связанный с Дугиным для того, кто раскрыл его «толстые книги», заключается в том, что, хотя он сегодня в медийном поле нередко называется русским философом № 1, к собственно русской интеллектуальной традиции его взгляды не имеют никакого отношения.

У Дугина сразу несколько основных идейных истоков, он сполна указал на них во множестве своих книг и статей. Во-первых, это идеи европейской Консервативной революции (К. Шмитт, Э. Юнгер, Ю. Эвола и др.). Еще в 1994 году вышла книга Дугина «Консервативная революция» 3, где он излагает свое понимание этого движения, а также высказывает на этой основе уже свои идеи применительно к России и миру начала 1990-х.

Во-вторых, это оккультно-эзотерическое направление интегрального традиционализма, связанное прежде всего с именами Р. Генона, Ю. Эволы, многих других, в том числе нацистского этнолога и мистика, первого руководителя «Аненербе» 4 Германа Вирта. Дугин опирается на учение Вирта о гиперборейской расе и Севере и в изобилии ссылается на Вирта и его оккультные идеи в одной из своих основополагающих книг «Философия традиционализма» (2002). В целом традиционализм как идейное направление, подвергая радикальной критике современный мир, противопоставляет ему мир Традиции, существовавший когда-то в глубине веков, но теперь открытый лишь избранным «революционерам духа и действия». Великая традиция якобы некогда существовала как нечто единое и целое, но потом была утрачена, и теперь она лишь проявляется в самых разных религиозных традициях. Традиционалист равным образом готов рассматривать христианство, даосизм, буддизм, древнекельтские религии и т., и т.п., практиковать тантру и алхимию, поскольку во всех них проглядывает одна и та же архаическая великая Традиция, логику и символологию которой традиционалист-духовидец и стремится выявить. Традиционалисты опираются на эзотерику, для них сакральное знание – лишь для немногих избранных в современном мире.

Опять же, у того же Эволы. основополагающего для Дугина мыслителя, было глубокое духовное неприятие христианства. Его избранный и отдельный от всего современного мира человек Традиции носит божественность в себе, поскольку «именно в том состоит божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога». Он по Эволе по ту сторону добра и зла, теизма и атеизма5. В состоянии «светлого опьянения» он приходит «к потребности положительного антитеизма, к экзистенциальному преодолению Бога-личности как объекта веры или сомнения, к идее о том, что центр “Я” таинственным образом является также центром Бытия, где под “Богом” (трансцендентностью) естественно понимают не содержание веры или догмы, но некое незримое присутствие в существовании и в свободе»6.

Как Эвола ёмко в частности формулирует, «в своей совокупности представления, считавшиеся на христианском Западе основными и неотъемлемыми элементами всякой “истинной” религии, — Бог-личность теизма, моральный закон с санкциями рая и ада, ограниченная концепция провиденциального порядка и “моральной и рациональной” целесообразности мира, вера, покоящаяся на преимущественно эмоциональной, сентиментальной и подсознательной основе, — напротив, скорее не имеют ничего общего с метафизическим мировоззрением, той концепцией, наличие которой чѐтко засвидетельствовано в мире Традиции»7.

Поэтому эта традиция и зовется консервативной революцией, что, сформировавшись в 1920-е годы в Германии, она революционным образом отвергает историческое наследие Запада, включая его христианское прошлое и апеллирует к какому-то вымышленному миру Традиции как образу утерянного Рая.

В-третьих, Дугин, который считается видным авторитетом в геополитике, очень много взял из западной геополитики у таких авторов, как Маккиндер, Хаусхофер и др. Парадоксальным образом преимущественно на этих именах он и базирует свое неоевразийство. В его работах, впрочем, можно встретить и имена Н.С. Трубецкого и П. Н. Савицкого, но эпизодично, ссылки на них и их идеи носят фрагментарный характер. Концептуальная основа его евразийства — геополитика не собственно евразийская, но западная, с её понятием Хартленда, оппозицией цивилизаций Суши и Моря, и т.д. Как отмечает один из сегодняшних ведущих евразийствоведов Рустем Вахитов, Дугин характерным образом «не интересуется историей “российских азиатов” (в отличие от евразийцев – Трубецкого, Савицкого, Вернадского). Он даже ни одного восточного языка не знает (согласно Википедии, он владеет английским, немецким, французским, испанским, итальянским, португальским языками – то есть сплошь европейскими!) Дугин, действительно, скорее западник»8.

И в-четвертых, для Дугина в последние годы самым главным основополагающим автором вдруг стал Мартин Хайдеггер. Раньше, в начале нулевых Дугин выше всех превозносил, пожалуй, Рене Генона: «Рене Генон является самым правильным, самым умным и самым главным человеком XX в. Умней, глубже, яснее, абсолютнее Генона не было и, наверное, не могло быть <…> «Как бы то ни было, Рене Генон совершенно не вписывается в наше время. Он, как сказал Мишель Вальсан, “самое крупное интеллектуальное чудо со времен Средневековья”»9.

Но теперь экзальтированно и в самых превосходных тонах Дугин характеризует и Хайдеггера. Он по «Дугину-хайдеггирианцу» «не просто великий философ, наравне с другими великими, но величайший из них, занимающий место последнего пророка, завершающий развертывание первого этапа философии (от Анаксимандра до Ницше) и служащий переходом, мостом к новой философии»10. Одна из книг Дугина многозначительно называется «Мартин Хайдеггер. Последний бог»11. Хайдеггер для Дугина «фигура эсхатологическая, финальный толкователь и изъяснитель самых глубоких и загадочных тем мировой философии и создатель радикально нового мышления. В этом случае он может рассматриваться как фигура религиозного пантеона, как «посланник самого бытия», провозвестник и подготовитель величайшего события, в котором завершится старая история европейского мира и начнется новая, никогда доселе не бывшая»12.

Отношение Дугина к русской философии

Но к собственно русской философии, к истории и традициям отечественной мысли, наш якобы «сегодняшний русский философ № 1» относится и всегда относился свысока и пренебрежительно. Например, посмотрим что ещё три года назад об И.А. Ильине говорил нынешний глава Высшей школы политических наук при РГГУ имени… того же И.А. Ильина:

«В философе Иване Ильине мы встречаемся с почти карикатурной попыткой создания бравурной версии русского национализма, успешно обходящей все сколько-нибудь важные и существенные темы, принципиальные для выяснения возможности русской философии, и подменяющей вопрошание и выявление болевых точек потоком правоконсервативного сознания, копирующего клише европейского национализма применительно к русскому обществу. Такого общества, о котором пишет Иван Ильин, находясь в эмиграции, никогда не существовало, не существует и не может существовать: речь идет о нормативной пруссаческой грезе, желающей представить Россию четко работающим социальным механизмом германского типа – с отлаженной моралью, звонким официозным патриотизмом, конвенциальной религиозностью и психической упорядоченностью… Своим невежественным апломбом и казенным «национализмом» И. Ильин, возможно, обязан матери-немке Каролине Луизе Швейкерт фон Штадион. Свои философские тексты И.Ильин строит в духе персонажа повести Н.С.Лескова «Железная воля» Гуго Карловича Пекторалиса, «выписанного в Россию вместе с машинами». В них есть «железная воля» борьбы с коммунизмом до последнего дыхания, без какого бы то ни было понимания как природы советского режима, так и причин, приведших к падению монархии и к Октябрьской революции, равно как и понимания структуры русского общества. И.Ильин «аккуратно и бесталанно» (словами Н. С. Лескова о Гуго Пекторалисе), механически воспроизводит русский национализм, патриотизм и бравый монархизм, умудряясь пройти мимо всех содержательных сторон русской истории, которая осуществляется на его глазах, при его участии и с его помощью. Так как в таком чисто немецком казенном мышлении нет ничего русского, мы без большого ущерба оставляем его тексты и теории без рассмотрения»13.

И дело не в отдельно взятом Ильине, школу имени которого Дугин теперь анекдотическим образом возглавляет. Таково в принципе его отношение к русской философии в целом. Как Дугин доказывает в своих, например, книгах «Мартин Хайдеггер: возможность русской философии» и «Археомодерн», русской философии ещё нет. Есть только в лучшем случае, как он великодушно признаёт (вот спасибо ему за это, прямо от души!), лишь «фрагменты, намеки и намерения» для её создания.

Вот как он видит историю русской философии, её, так сказать, результаты:

«Механическая совокупность всех их усилий философией в полном смысле называться не может — нив качественном, ни в количественном измерениях. Иными словами, мы имеем русских философов, но не имеем русской философии»14.

По Дугину все же есть русские философы, но прилагательное «русский» применительно к тому или иному философу будет означать только происхождение его личности, а не участие в явлении «русская философия», потому что … явления такого еще и нет: «В этом смысле все вышеперечисленные авторы и еще целый ряд других вполне и без всякой натяжки могут именоваться “русскими философами”: это русские, которые философствовали. Все верно. При этом плоды их философствования не вылились в создание русской философии»15.

Русскую философию после «вывоза мусора» (он так и говорит!) ещё только предстоит создать — с опорой на Хайдеггера и при непосредственном главном и решающем участии самого А.Г. Дугина, надо полагать. Как же мы всё-таки должны быть счастливы, что дожили до времени, когда чьими-то героическими стараниями наконец-то создаётся русская философия! А то, что мы по недоразумению и самому прискорбному недомыслию считали ею, было «лишь фрагментами, намеками и намерениями, которые, будучи распознанными и взятыми именно в таком качестве (а не как цельная философия), будут чрезвычайно ценными для тех, кто все же задумывается на новом витке истории о возможности русской философии как полноценного и состоятельного явления»16.

Про всемирно признанных (по недоразумению, конечно!) русских философов Дугин легко отпускает, например, такие, с позволения сказать, высказывания:

«Не очень яркий русский философ Николай Бердяев считал, что…»17

Так сказать, яркий русский философ — о не очень ярком…

Или ещё одно его развёрнутое высказывание о русской философии и русских философах в привычном для Дугина в привычном уничижительном и одновременно сумбурно-экзальтированном стиле и тоне:

«Соловьев видит Софию, которая приходит к нему в виде прекрасной женщины, космист Федоров воскрешает мертвых и пытается управлять атмосферными явлениями. Не философия, а настоящий слабо систематизированный бред. Мыслеподражание. Так философствуют коты. Этот бред самоутверждается и развертывается в форме видений наяву, ощущений, испытаний плоти, абстиненции (те же философы-девственники – Соловьев, Федоров) или наоборот – дикой пьяни, разгула и разврата, как у других философов Серебряного века (Философов, Мережковский, Розанов, Бердяев)»18.

О русском философе, филологе и переводчике Владимире Бибихине (1938–2004), сделавшем невероятно много для открытия русскому читателю Хайдеггера, Дугин пишет весьма резко – упоминает про «напрасные тщания Бибихина» и его круга осуществить правильный перевод и критическое прочтение Хайдеггера:

«Группа советских философов, отбивших право заниматься критическим прочтением Хайдеггера, во главе с покойным В.В. Бибихиным, зачинателем позднесоветской хайдеггерианской школы, все же сложилась, и из этого немногочисленного кружка вышло большинство существующих переводов, многие из которых были сделаны еще в советское время и имели хождение в самиздате.

Не ставя под сомнение искренность этих энтузиастов, следует заметить, что их переводческое творчество и степень проникновения в Хайдеггера оказались совершенно неудовлетворительными <…> C интеллектуальным массивом, порожденным этим кругом, можно без сожаления попрощаться, если мы не хотим вечно биться с химерами исторической эпохи, столь ничтожной, что она в чем-то никак не может кончиться до сих пор. Представляется, что Бибихин и его единомышленники на самом деле горячо увлеклись Хайдеггером, но кроме этой горячности в переводах и изложении Хайдеггера ничего нет. Читать их невозможно совершенно, т. к. эти тексты очень много сообщают о состояниях, стараниях и страданиях самого Бибихина и его коллег-переводчиков, но практически не говорят о Хайдеггере либо дают такую картину, от которой волосы становятся дыбом. Если эти тексты признать за корректный перевод текстов Хайдеггера, то довольно быстро придется признать, с сожалением, что Хайдеггер сам не понимал, что он говорит и пишет»19.

И это, кстати, всё, что Дугин имеет сказать насчет Бибихина и Хайдеггера. Свои уничижительные оценки Дугин далее даже никак не поясняет и не аргументирует! Сказал, и баста. На деле же он совершенно непонятно и необоснованно попытался лягнуть (другого слова не могу подобрать) того, кто сыграл основную роль в открытии Хайдеггера для России, благодаря кому мы вот уже 40 лет читаем по-русски этого философа. Того, кто первый перевел на русский все главные тексты Хайдеггера, и чьи книги и университетские курсы лекций о Хайдеггере являются настоящим хайдеггерианством на русской почве.

Простите, но для каждого, хоть сколько-нибудь разбирающегося в теме «Хайдеггер в России», очевидны как наглость подобных утверждений, так и поистине смехотворность дугинского апломба в данном вопросе.

При такой лёгкости и легковесности пренебрежительных оценок в адрес ведущих философов в истории русской мысли Дугин порой делает какие-то элементарные ошибки. Например, в «Археомодерне» он ссылается на «теории русских евразийцев – К. Леонтьева, Н. Данилевского, П. Савицкого и других» 20. Но были ли Леонтьев и Данилевский предшественниками евразийства (вовсе не евразийцами!), и в каком смысле, если были – это весьма дискуссионная проблема, которая много обсуждается. Высказываются аргументы и за, и против. Но перечислить этих мыслителей в одном ряду с П. Савицким, который действительно был одним из основателей и одним из главных авторов евразийства, и творил наряду с другими русскими евразийцами через несколько десятков лет после смерти Леонтьева и Данилевского — это сильно, при таком знании евразийства у евразийца Дугина можно лишь развести руками.

Впрочем, все приведенные мной аргументы и цитаты пока больше относятся к формальной стороне дела. Как явствует из перечисления имен и высказанных мнений в адрес русской духовно-культурной традиции, Дугин к ней в общем-то не принадлежит и не слишком ее любит.

Но вот почему? Каково собственно содержание и стиль его, дугинских идей, взятых самих по себе? Что содержательно Дугин говорит, и почему он, в частности, отвергает значимость русской религиозной философии? И каков духовный смысл интегрального традиционализма и Консервативной революции, на которые Дугин опирается? Какую парадигму гуманитарного знания и образования России, судя по его книгам, Дугин предложит, если ему вдруг это и вправду доверят?

Продолжение следует

1Например, Юлиус Эвола, любимейший мыслитель и автор А.Г. Дугина, принадлежавший кстати сразу обеим традициям, в своем творчестве решительно противостоял христианству. Или см. характеристику хрестоматийной книги А Молера «Консервативная революция в Германии 1918-1932 гг.» из Предисловия переводчика к ней: «Кроме этого Молер исходил из “несовместимости христианства и Консервативной революции”» (Молер А. Консервативная революция в Германии 1918-1932 гг. М.: Тотенбург, 2017. С. 8).

2Леонтьев К. Н. Плоды национальных движений на православном Востоке // Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений и писем в 12 томах. СПб: Владимир Даль, 2007. Том 8 (Кн. 1). С. 549—624.

3Дугин А. Г. Консервативная Революция : [Сборник]. М.: Арктогея, 1994. 343 с., [3] с.

4Аненербе — организация, существовавшая в 1935—1945 годах, созданная для изучения традиций, истории и наследия нордической расы с целью оккультно-идеологического обеспечения государственного аппарата нацистской Германии. Была тесно связана с СС и Г. Гиммлером.

5Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб: Владимир Даль, 2021. С. 79.

6Там же. С. 113.

77 Там же. С. 77.

88 Вахитов Р. Р. Тг-канал «Красная Евразия». https://t.me/redeurasia/1095

99 Дугин А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. С. 21, 27

1010 Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер. Философия другого начала. М.: Академический проспект, 2021. С. 11.

1111 Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер. Последний бог. М.: Академический проект, 2014. — 846 c.

1212 Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер. Философия другого начала. М.: Академический проспект, 2021. С. 11–12.

1313 Дугин. А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. М.: Академический проект, 2021. С. 80–81.

14 Дугин. А.Г. Археомодерн. М.: Академический проект, 2022. С. 31.

15Там же.

16Дугин. А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. М.: Академический проект, 2021. С. 31.

17Дугин А.Г. Юлиус Эвола. Политический традиционализм. СПб: Владимир Даль, 2023. С. 51.

18Дугин. А.Г. Археомодерн. М.: Академический проект, 2022. С. 31.

19 Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер. Философия другого начала. М.: Академический проспект, 2021. С. 11–12.

20Дугин. А.Г. Археомодерн. М.: Академический проект, 2022. С. 36.

Автор: Юрий Пущаев, Кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

И дело не в отдельно взятом Ильине, школу имени которого Дугин теперь анекдотическим образом возглавляет.


Никакого анекдота, всё на полном серьёзе, просто намёк очень тонкий, не все ещё въехали. В самом деле, политиком Ильин никогда не был, в партиях не состоял, казалось бы, при чём тут он и ВПШ? А ларчик просто открывался. Ежели вспомнить о другом "Ильине", который и к созданию ВПШ имел самое непосредственное отношение (начиная с курсов в Лонжюмо), и политиком был ещё тем, и в разных партиях (РСДРП, РСДРП(б), РКП(б)) вовсю состоял на первых ролях, и Дугин к нему дышит ровнее, чем к Ильину И.А.
А со временем, он инициалы с таблички уберёт, буковку "н" слегка подправит и всё вернётся на круги своя. Но пока т-с-с-с, а то догадаются.

Алекс. Алёшин / 09.06.2024, 17:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Пущаев
В чём причина успеха Дугина? Гипотеза
Его мировоззрение никоим образом нельзя считать русским традиционализмом
23.01.2025
Все статьи Юрий Пущаев
Последние комментарии
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от annaiv
13.06.2025 18:41
Православный социализм – наша судьба
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.06.2025 18:15
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.06.2025 18:07
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.06.2025 17:42
Когда русские слабеют…
Новый комментарий от Тимофей56
13.06.2025 17:18
Как будто о.Иоанн вновь поселился в своей квартире
Новый комментарий от Советский недобиток
13.06.2025 16:24