Источник: Русский Вестник
О великом русском полководце А.В. Суворове написано немало книг и статей. Генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский, князь Италийский, кавалер всех российских орденов и множества зарубежных, он провел более 60 крупных военных сражений и боев, не потерпев ни одного поражения, при минимальных потерях в истории русского оружия.
А.В. Суворов родился 13 (24) ноября 1730 года (хотя до сих пор нет официального подтверждения этой даты) в семье потомственного военного.
Точных сведений о месте рождения А.В. Суворова нет, но по косвенным данным он родился в Москве, на Арбате, в доме 12–14, с обширной усадьбой, рядом с храмом Николы Явленного. В этом храме, судя по всему, он и был крещен с наречением имени Александр в честь Александра Невского. К сожалению, ни дом, в котором родился будущий великий русский полководец, ни храм Николы Явленного в настоящее время уже не существует. Храм был разрушен большевиками в 1931 году, а дом уничтожен прямым попаданием немецкой бомбы в 1941 году.
Первый бой молодого Александра Суворова состоялся во время Семилетней войны в июле 1756 года. Он отличился в нескольких сражениях против прусской армии и в 1762 году был произведен в чин полковника, принят новой императрицей Екатериной II, которая подарила ему свой портрет.
Полководческий талант А.В. Суворова еще больше раскрылся в период Первой Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Во Второй Русско-турецкой войне в 1787–1791 годах А.В. Суворов осаждал Очаков, победил превосходящие силы турок в Рымникском сражении, в 1790 году взял неприступную турецкую крепость Измаил.
После смерти Екатерины II за противодействие военной реформе по прусскому образцу последовала опала А.В. Суворова со стороны Павла I, но затем он был призван им же на войну с наполеоновской Францией. В это время под его командованием произошли легендарные Итальянский и Швейцарский походы Русской армии. О знаменитом переходе армии Суворова через Альпы до сих пор вспоминают как о совершенно невероятном событии того времени. Как он смог провести 20-тысячное войско через ледяные альпийские хребты, преодолевая засады и штурмуя укрепления, организованные опытным и превосходящим в силах противником, и в итоге сохранил две трети личного состава, да еще захватил почти полторы тысячи пленных? Рационального ответа не существует. «Бог нас водит. Он наш генерал!.. Мы русские – с нами Бог!» – так объяснял А.В. Суворов свои победы. «Горжусь, что я русский! – часто повторял Александр Васильевич. – Молись Богу – от Него победа». Ни одно сражение А.В. Суворов не начинал без молитвы, а заканчивал благодарственным молебном.
Гораздо меньше, чем об этих победах, известно о том, что во многом благодаря А.В. Суворову произошло такое важнейшее событие в истории нашей страны, как присоединение Крымского полуострова к Российской Империи. Во множестве биографий полководца об этом периоде его жизни сообщается крайне скудно. Однако непреложным остается факт, что именно ему в 1778 году удалось осуществить, по указанию императрицы Екатерины II, массовое переселение христиан из Крыма в Азовскую и Новороссийскую губернии, в результате чего не только были спасены от грозящей резни мусульман десятки тысяч крымских христиан, но и были решены две важнейшие государственные задачи: заселены обширные пустующие приграничные районы на юге империи и созданы экономические условия для присоединения Крыма к России. Массовое переселение христиан из Крыма в Россию связано с Русско-турецкой войной 1768–1774 годов, которая завершилась подписанием в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора, по которому Крым становился независимым от Османской империи.
Прежний татарский хан, назначенный турецким султаном, бежал из Крыма, и русским правительством был назначен более лояльный России правитель Крыма хан Шагин-Гирей. Однако он не пользовался авторитетом у местных татарских мурз, которые продолжали поддерживать сношения с турецким султаном и угрожали кровавой расправой сочувствовавшим России христианам Крыма после отвода из него русских войск. Над христианским населением Крыма сгущались тучи, и многие крымские христиане обращались к России с просьбой принять их в российское подданство с переселением на русские земли.
Русское правительство также было заинтересовано в этом, поскольку христианское население Крыма было основным поставщиком налогов в ханскую казну, без которых хан становился экономически зависимым от России. При этом в Российской Империи пустовали огромные пространства на юге страны, которые не только не приносили никакого дохода государственной казне, но и были источником многих бед для населения Малороссии, подвергавшегося по этому коридору постоянным набегам крымских татар.
Проект переселения христианского населения Крыма – греков, армян, грузин и валахов (предки современных румын и молдаван), на новые земли побережья Азовского моря и устья Дона был изначально представлен Екатерине II в марте 1778 года генерал-фельдмаршалом графом П.А. Румянцевым. Выполнение этой задачи первоначально было возложено на командующего Крымским корпусом князя А.А. Прозоровского, однако он оказался не готов к осуществлению этой грандиозной задачи, и тогда в Крым был назначен А.В. Суворов. До этого он командовал корпусом на Кубани.
Под командованием А.В. Суворова с мая по сентябрь 1778 года из Крыма в Приазовье и в Новороссию, под охраной русских войск (во избежание грабежей в пути), была переселена 31 тысяча человек.
Греки, которые проживали на Западном и Южном побережье Крыма, были расселены на северном берегу Азовского моря. Они основали город Марианополь (Мариуполь) и 20 сел с такими же названиями, как в Крыму (Ялта, Гурзуф, Сартана, Чермалык и др.).
Армяне, населявшие в основном восточные и юго-восточные районы Крыма (Феодосия, Старый Крым и др.), получили земли в низовьях Дона, возле крепости Дмитрия Ростовского, где они основали город Нахичевань-на-Дону (ныне в составе Ростова-на-Дону) и пять селений вокруг него.
В ведомости А.В. Суворова от 16 сентября 1778 года, хранящейся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), указано, что число переселенцев из Крыма составило: «греков – 18 407 душ, армян – 12 598, грузин 219 и валахов – 162 душ».
В своих записках и письмах А.В. Суворов день за днем, месяц за месяцем описывал связанные с переселением события, сопровождая их своими размышлениями и комментариями. Далеко не все в переселении проходило гладко, но в этом не было его вины. Из-за того что вовремя не были присланы повозки азовским губернатором Чертковым, основное переселение началось лишь в конце лета 1778 года. Сентябрь 1778 года был холодным и дождливым, и среди переселенцев начались повальные болезни. Многие из отправившихся в дорогу, умерли в пути. Когда через месяц они, наконец, они прибыли в назначенный пункт, выделенные им земли оказались занятыми. Обещанные дома и селения не были построены, и люди оказались без крыши над головой.
Пришлось срочно рыть землянки, и только к 1779 году переселенцы обрели постоянное место пребывания в России. Со всеми своими проблемами они обращались к Суворову, и он их решал, хотя его миссия по выводу христианского населения из Крыма под охраной российских войск была завершена, а дела сданы в архив. Он не давал покоя Григорию Потемкину, который потерял интерес к проекту сразу же после того, как христиане покинули Крым.
После донесения А.В. Суворова о положении переселенцев на это обратили внимание. 21 мая 1779 года вышла долгожданная грамота, подписанная Екатериной II, которая определяла положение их в России, подтверждала обещанные права и привилегии. Согласно этому документу, они освобождались на 10 лет от государственных налогов. Грамотой предусматривалось также освобождение их навек от рекрутской повинности и от постоев в их домах. (Впоследствии, правда, «навек» превратилось в «на век», и уже через 95 лет их стали брать в армию). Наконец, поселенцам предоставлялись все права коренных жителей России.
Действия Суворова по выводу тысяч христиан из Крыма увенчались награждением орденом Александра Невского.
Фельдмаршал А.В. Суворов был широко образованным человеком. Он владел шестью иностранными языками, в совершенстве знал военную историю, изучал богословие, философию, сходу цитировал литературных знаменитостей того времени.
Его перу принадлежит учебник по началам арифметики, солдатский молитвослов и краткий катехизис. Свой боевой опыт он обобщил в произведении «Наука побеждать».
Много из суворовского опыта взял его российский коллега – святой и праведный воин Федор Федорович Ушаков, который тоже не проиграл ни одного сражения. При этом А.В. Суворов был глубоко верующим человеком. Каждый свой день он начинал и заканчивал молитвой. В мирное время он содержал существующие и строил новые храмы.
Вопрос о канонизации А.В. поднимался неоднократно. С таким предложением к Русской Православной Церкви (РПЦ) еще в 2022 году обратилось Министерство обороны Российской Федерации. Патриарх Кирилл поддержал эту инициативу, РПЦ начала собирать материалы, свидетельствующие о жизни и деятельности А.В. Суворова.
Вновь к этому вопросу вернулись на заседании Синода Русской Православной церкви 24 августа 2023 года, который поддержал предложение Патриарха Кирилла возобновить процесс подготовки к возможной канонизации великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Было решено поставить этот вопрос перед Синодальной комиссией по канонизации святых. На второй день состоявшегося в прошлом году юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора 28 ноября 2023 года военная секция также поддержало идею Патриарха Кирилла о канонизации русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Л.Д. ГАГУТ