Одни не ищут защиты, другие не могут её дать

В российском кино состоялось незаурядное явление, с чем я нас и поздравляю".

0
186
Время на чтение 4 минуты

Источник: блог автора

Моя колонка про "Слово пацана" была написана ещё в прошлый четверг, а опубликована только вчера вечером. Ну, и я там в конце выражаю опасение, что последняя серия может всё испортить.
На данный момент я последнюю серию ещё не смотрела (и даже боюсь смотреть).
Тем не менее, сериал мне всерьёз понравился.
Ниже — текст колонки:


"Когда развалился Советский Союз, многие вещи внезапно потеряли в качестве. Одна из них кино. Российский кинематограф 90-х и нулевых годов, за редкими исключениями, был чудовищен. Актеры — часто даже еще те самые, советские — выдавали натужную халтуру, именитые режиссеры представляли сенильную пародию на самих себя, сценаристы откровенно держали зрителей за дураков, готовых глотать нелепицу. Причем это не было неумолимым роком, предопределенностью — ведь были же исключения! Но тянулось это больше двух десятилетий. А потом вдруг стали возвращаться осмысленные сюжеты, приличная актерская игра, нестыдная режиссерская работа.

И теперь мы уже привыкли к тому, что «наши снова научились снимать кино». Да, снова научились, всё чаще и лучше. Поэтому, говоря, что новый сериал «Слово пацана: кровь на асфальте» очень хорош, я имею в виду не то, что он хорош «на фоне кина девяностых», — нет, это выдающееся явление даже на добротном фоне последнего десятилетия.

Скажу сразу: призывы запретить «Слово пацана», раздающиеся в чиновничьих кругах, представляются мне несусветной глупостью (сознательное вредительство менее вероятно, скорее всего, запрещальщики его даже не смотрели). Это мое оценочное суждение, и сейчас я раскрою его причины.

Прежде всего в «Слове пацана» нет никакой романтизации дворовых банд. Вообще никакой. Зато там есть такие душераздирающие моменты, когда буквально хочется завыть в голос от жалости к этим семьям. Именно так: к семьям. Не только к детям. А вот прежде всего к бабке, которая тащится, закутанная в шаль, сжимая банку бульона, к неприметному строению с табличкой «Морг». Зритель уже догадывается, что сейчас будет. Но она, эта смешная, нелепая бабка-колобок, ещё не догадывается. Посмотрите это кино с вашими детьми, и если дети хоть на минуточку почувствуют, какую мучительную, невыносимую боль они могут причинить своим взрослым, значит, «Слово пацана» очень хорошее кино.

Нет там никакой романтизации. Да, пацаны показаны не то чтобы плохими — непредвзятому взгляду видно, что это не плохие дети, а словно бы вывихнутые. Ты смотришь на него и не очень понимаешь, зачем он так поступает. Ведь можно же «быть хорошим», можно «рассказать маме», можно найти хорошие, правильные решения. А они не будут искать хорошие решения — эти не плохие, но вывихнутые дети натворят ч*** знает что даже на пустом месте, даже когда удержаться можно было (как кажется) легко; и ты не будешь в точности понимать, почему они так поступают, но зато ты точно будешь знать: да, такое бывает. Узнаваемо… Ах, как же это все узнаваемо! И поэтому тоже «Слово пацана» очень хорошее кино.

Местами необязательным, но неотвратимым сползанием во мрак (герои могут принять правильные решения, но не принимают их) оно напоминает жуткий «Реквием по мечте». Если вам кажется, что «Реквием по мечте» — романтизация наркотиков, то, пожалуй, вас к экрану на пушечный выстрел нельзя подпускать.

Но дело не только в этом. Дело еще и в том, что эти дети — неплохие, даже и «милосердие иногда стучится в их сердца» — по сути трусы. Да, эти жесткие парни, сами стойко терпящие боль и с энтузиазмом дающие в морду при любом намеке на ссору, — все равно трусы. Боясь сказать правду самым родным и близким людям, они громоздят горы невероятной и нелепой лжи. Боясь предстать в невыигрышном свете «перед пацанами», совершают поступки, в которых нет чести. До поры до времени они пытаются делать вид, будто честь их интересует только одна — пацанская. Но в фильме хорошо показано, что заканчивается это стыдно, жалко и гадко.

В этом смысле ключевой сюжет история с изнасилованной девочкой. Пацаны знают, что над нею было совершено насилие (причем из-за того, что она действовала в их интересах), но пацанские понятия и ярлык «шалава» для них важнее разума, справедливости, чести. Точнее, они ими заменяют разум, справедливость и честь. Даже не из сознательной жестокости, нет, а из какой-то непробиваемой, замешенной на «понятиях» тупости они начинают травлю. В этом с готовностью участвуют и девочки — они тоже усвоили пацанские понятия. Но самое удручающее, что в этом участвуют и взрослые.

Взрослые в фильме заняты в основном тем, что стараются не замечать проблему, а если заметили, то как-то замять её. У них есть рациональные обоснования, их-то нам как раз легко понять. Но это не помогает. Связь между взрослыми и детьми разорвана. Дети не понимают взрослых и не доверяют им. Взрослые не понимают детей и не умеют выражать свои чувства к ним. Одни не ищут защиты, другие не могут её дать.

В фильме есть двое взрослых, занимающих промежуточную позицию между двумя разорванными мирами. Это, во-первых, Вова Адидас — уже, в сущности, взрослый мужик, воевавший в Афгане, имеющий более зрелое представление о чести и ответственности, но по умственному развитию ещё тот же пацан. Медленно, с трудом до него доходит, что «мы занимаемся не тем». А во-вторых, майор милиции Ильдар Юнусович. Это пацан вчерашний, сумевший преодолеть крайне травматичный период и повзрослеть. Он знает пацанов, но поэтому же знает, как мало можно сделать. В итоге он просто делает свою работу. Есть шикарный момент, когда он, со вкусом выдыхая табачный дым прямо в нос борзому гопнику, дает ему «слово пацана» и видно, какое удовольствие ему это доставляет.

О том, как в этом фильме играют актеры, можно говорить долго. Они играют замечательно, и будто бы даже вовсе не играют. (Некоторые сомнения у меня по поводу жены режиссера, но у неё вообще специфическая роль.) В целом же это чистый восторг. Причем великолепны и взрослые актеры, и дети. Почему раньше, ещё лет десять назад, дети в российском кино были картонными, неубедительными, тусклыми, а теперь такая феерия таланта, я не знаю. Просто принимаю с благодарностью. Актеры известные и неизвестные, в главных ролях и эпизодах — они все молодцы. И все роли потрясающе узнаваемы.

Кстати, не в этом ли и настоящая причина, почему сразу начались поползновения запретить сериал, причем поползновения с участием коммунистов? Атмосфера СССР на последнем издыхании в фильме действительно воссоздана с выдающейся точностью. Но хочется сказать большое спасибо его создателям за то, что не стали делать претенциозную символизирующую чернуху вроде «Груза 200». Спасибо, ребята, что вы этого не сделали. Какая-никакая, а это была наша жизнь, в которой тоже люди хотели быть счастливыми. Спасибо за уважение к этому желанию.

…Я хвалю «Слово пацана» и все время держу в уме, что фильм еще не закончен. Последняя серия ещё не вышла, и там может быть все что угодно. Все, чтобы перечеркнуть мои восторги. Особенно если учесть, что создатели сериала уже начали гнуться под пожелания (или требования?) запрещальщиков. Ещё хуже будет, если снимут продолжение — это почти никогда не бывает хорошо, а коммерческое кино диктует: давай-давай… Но сейчас постараюсь об этом не думать. В российском кино состоялось незаурядное явление, с чем я нас и поздравляю".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Пожалуй, посмотрю

Не ожидал, что захочу посмотреть кино после рецензии на РНЛ, а вот...))
В конце концов, не в фильме дело, а идеях, мировоззрении. Надо будет выбрать время...
РомКа / 22.12.2023, 06:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шабаева
Все статьи Татьяна Шабаева
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 19:43
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
27.12.2024 19:23
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
27.12.2024 18:37
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Рабочий
27.12.2024 18:22
Важные решения Священного Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 18:22