Шергин машет нам из «Гусиной Белой Земли»

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Бориса Шергина. Большинству читателей он известен тем, что по записанной им народной поморской сказке создан мультфильм «Волшебное кольцо»

0
123
Время на чтение 7 минут
Фото: "Смех и горе у Бела моря"

Источник: журнал «Двина»

Говорить о Шергине – всё равно, что пересказать песню. Смысл-то передашь, а музыку не услышат. Его тексты ведь полны звуков. Тут и скрежет тающих торосов, и крики гусей, и вздохи моря, и гармошка, и песни девушек («наших девок никому не перевизжать», говорил писатель). Однажды я общалась с влюбленным в русскую музыку канадцем. И он сказал, что англосаксонский мир утерял связь с природой, а у нас она сохраняется: деревья говорят, лебеди влюбляются, и это делает наше искусство волшебным.

У Шергина в описаниях природы всё именно так. Природа и человек в постоянном общении, она – живой, наделенный душой участник действа. Вот описание того, как поморы собираются в путь, воевать с идущими на них варягами: «На рассвете кричала гагара, плакали женки». Всего одно предложение, и – вся картина! А когда русские побеждают, то и природа успокаивается, и хоронит врагов. «Красное солнце идет к закату, варяжское трупьё плывет к западу…». Раненого же русского воина природа уносит в другое, райское место: «Мы с тобой поплывем в светлый путь, в Гусиную Белую Землю, где вкушают покой души добрых и храбрых. Там играют вечные сполохи, туда прилетают легкокрылые гуси беседовать с мертвыми».

И море, море... Оно может «отемнеть», оно дышит. А также поит, кормит, погребает. Оно строит человека, им он «увеселяется». А «cедой океан - загремит, затрубит, подпевать человеку примется». «Человек дышит скоро и часто, а море велико: пока раз вздохнёт, много часов пройдёт, - пишет Шергин. - И когда начнет подниматься грудь морская, наполняя реки, мы говорим: “Вода прибывает”».

***

И при всем этом, казалось бы, язычестве, с наделением сил природы душой, Шергин – глубоко православный человек. Просто писатель излил на бумагу всю свою русскость, которая включает в себя разные этапы истории нашего народа – и дохристианский, и христианский. Взял от того и другого лучшее. Из первого – преклонение перед родной землей и морем, которые кормят, из второго – мораль, нравственность, доброту и ту самую радость, которая, как Борис Викторович говорил, «была положена Богом в сердце как в ларец».

И мы эту радость и смех видим во всех его сказах. (Вспомнишь мультфильм “Волшебное кольцо” и улыбка до ушей появляется. «Замест Ульянки даю другу дочку! Точка!»).

Приносит читателю радость и нравственность шергинских книг. Истосковался по ней человек.

Кто из современных авторов, например, так воспел мужскую дружбу, как он?

«Кирик да Олеша. И была у них дружба милая и любовь заединая…

<…> Олешин голос:

Я по тебя пришел. Сильнее смерти дружеская любовь.

Две тяжкие слезы выронил Кирик:

Люто мне, люто! Я нарушил величество нашей любви!..

В третий раз гуси вскричали... И голос Олешин, что весенний ручей и свирель:

Кирик! Подвигом ратным стерта твоя вина». («Любовь сильнее смерти»).

***

Герои сказов Шергина уважают друг друга, боятся оскорбить товарища, краснеют, опускают глаза, стыдятся. Совершив ошибку, они горько раскаиваются, стараются всеми силами исправить. Они чтут старших, внимательны и ласковы к детям, жертвуют собой ради ближнего – не только родственника, а друга, товарища по работе. В прозе Шергина – идеалы нашего народа.

Как соскучились мы по простым русским обычаям, укладу, по нашему пониманию мира, воплощенному в литературе и искусстве. Давно хочется читать о хороших людях, о ясных, здоровых отношениях, о родном взгляде на мир! (Ведь чем нас пичкают? Какая-то дама встречается с женатым, богатым мужчиной, беременеет от него, он не хочет жениться, и она предпринимает кучу усилий, хитрит чтобы он таки женился. И это положительная героиня! У известной писательницы!).

В современной российской литературе очень много чужого. Талантливого, любопытного, развлекательного. И расходящегося с нашим генетическим кодом. Мы читаем, сдержанно хвалим – да, было интересно. Но к сердцу не принимаем.

«Мне кажется, в море литературы, – говорил Шергин, – как и в море вообще, текут реки. Много чистых родников и много мутных потоков». Да. И дело не только в том, что в некоторых произведениях просвечивает чуждое мировоззрение. Дело и в языке, который не совпадает с нашими, как принято говорить, биоритмами.

У Шергина язык – как ключ к замку. Золотой ключик к русским сердцам. Мелодия поморской речи мила нам, каждое словечко – к месту, через каждый абзац аж зажмуриваешься – как хорошо сказано! Переведешь дух и дальше читаешь.

Вот как он описывает Рождество: «Сад возле дома закуржевел и заиндевел, что в кружевах. Мама с рынка приедет, из саней выносят снеди праздничные, окорока телячьи… Вот и елку привезут. В Сочельник в залу поставят. Она густая, до потолка. Все заполнит благоухание хвои. В маленьких горенках наших все блестит – полы, мебель, ризы икон… И елка наполняла залу ароматом, пышная, будто лес благоуханный пришел в гости».

Или:

«Туманы с моря снялись, ввысь полетели и там взялись жемчужными барашками, и птицы разом вскрикнули и поднялись над мелями в три, в четыре венца».

Потому, когда я говорю, что «лечусь» Шергиным, это не иносказание. Есть масса неизученного. Не знаю как вы, а я верю, что хорошая, красивая речь – врачует. Успокаивает, умягчает сердца, веселит, бодрит и, так сказать, влияет на работу внутренних органов. Много лет назад я побывала в Институте Казначеева в новосибирском Академгородке. Там проводили опыты. Ставили перед испытуемым пробирку с живыми клетками, и просили думать о самом хорошем в его жизни. Он думал, и клетки начинали делиться и размножаться. Потом просили думать о самом плохом. Он вспоминал, и клетки начинали погибать. Потому, думаю, хорошие тексты, которые человек читает, впускает в себя, тоже положительно влияют на его клетки.

Благодаря Шергину я сделала для себя некие открытия. Например, никогда не любила описания природы. Они мало кому удаются. Фотографическое отображение – скучно. А у Бориса Викторовича описания не только не пропускаешь, а перечитываешь, наслаждаешься... У него “в трубе дома норт-вест ревет”, у него “берег пахнет розами”.

Второе. Я в своей жизни много говорю по-английски и как-то обратила внимание, что по сравнению с русским этот язык куда короче. На три английских слова при переводе приходится вдвое-втрое больше русских. Это мне грустно было. А когда перечитала Шергина, увидела, что он краток! Не Шергин, а русский язык. Тот, которым говорит этот писатель – краток. «Я спал с медведем в охапку». Большинство написали бы: «Я спал очень близко к медведю, рядом, почти в обнимку, он даже заваливал на меня свою лапу».

Или вот как враз Шергин описал любовь героя: “Он каждое слово Анной Ивановной закроет”.

О злых людях: “Cобак не держат, сами лают”.

А вот описание старости: “Уж весь-то я старый одер, старая кляча. Бороду скоблю, ино морда как куричья жопа. Плешь блестит, как самовар. Шея, что у журавля. Брюхо посинело, ноги отекли. Задница усохла. А все пыжусь”.

Три строчки и картина налицо! Почитаем описание старения у многих других – и оно будет на кучу абзацев, а то и страниц. То есть не язык у нас длинный (простите за каламбур), а утеряли мы тот краткий, емкий, образный народный язык, что был до революции. Заменили канцеляризмами, “умными” оборотами, иностранными словами, устыдились слов старых и простых. “Биография писателя – его отношение к слову, – говорил Шергин. – Остальное – факты жизни”.

И, кстати, он, рассыпая перед нами сокровища поморской речи, знал меру. Говорил об опасности подражательства народному стилю. “Многие пишут в народном вкусе, но в больших дозах угощение это становится пресным и приторным”. Вот это важно помнить! А то откроешь какой-нибудь патриотический литсайт, журнал, и понеслось: герой “изугрюмился”, cидит у изразцов, все “галимые” и “изгаляются” (при этом авторы не знают подлинного значения этих слов и употребляют их неправильно), и разговаривают современные деревенские россияне языком крепостных XIX века. Зовут их непременно Варька, Манька, Параскева, Мятличиха, Савельиха, дед Севостьян. Обратите внимание: у Шергина герои, простые люди, величают друг друга по имени-отчеству. Детей зовут Мишей, Ваней (не Мишкой, Ванькой). Героям, живущим в XX веке, писатель из глубины веков имён архаичных не выковыривал.

Учиться надо у Шергина как не врать, о народе рассказывая.

Эвелина АЗАЕВА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эвелина Азаева
Все статьи Эвелина Азаева
Последние комментарии
«Быть или не быть» человеку человеком?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
03.06.2025 13:31
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Русский человек
03.06.2025 12:03
Израиль учится по старым российским учебникам… А мы чем хуже?
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.06.2025 11:48
«Ныне образование идёт к катастрофе»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.06.2025 11:39
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Владимир Петрович
03.06.2025 10:43
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Zakatov
03.06.2025 10:16