Наш алфавит – такой же символ государственности как герб, знамя, флаг

Сохранить Славянскую письменность!

0
479
Время на чтение 5 минут

Источник: Русский Вестник
Современному человеку сложно понять, как в истории культуры было возможно такое: язык есть, речь есть, а записать, зафиксировать их нечем. Современному человеку кажется, будто письменность, славянская азбука, досталась нашим предкам даром, будто она была всегда, с первого произнесенного слова. Но в действительности это духовный подвиг святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, это прозрение, позволившее соединить звук и смысл в знаке, в букве, это то, что лингвисты называют идео­графией, алфавитным письмом.

Славянская азбука – это нечто большее, чем система, фиксирующая словесную информацию. Это культурное ядро, которое с веками обрастало охранительными оболочками. Мало было только записать, важно было записать правильно, по выработанным нормам – так возникла орфография. Мало было написать разборчиво, важно было написать красиво  – так возникла каллиграфия. Письмо оказалось творчеством, требующим дара художника: известно, что Феофан Грек был не только вдохновенным иконописцем, но и книжным оформителем, искусным изографом. Письменность стала священна: до поры надписание имени на иконе мог делать только архиерей, и это являлось элементом освящения.

Азбука – русло истории, мерило мудрости, силы и смирения каждого поколения. В грозовое время письменность из области языкознания неминуемо перемещается в область социологии и политики. Вопросы, связанные с письменностью, в эпоху перемен охватывают и Россию, и славянский мир, касаются нашего извечного противостояния с Западом. На протяжении последних ста лет подобные вопросы вставали и продолжают вставать особенно остро.

«Революционное кривописание», нанесшее русскому языку множество «орфографических ран», – так оценивал Иван Ильин уже из эмиграции Реформу русской орфографии 1918 года, которую, задуманную еще при Николае II, не вполне объективно теперь называют «большевистской». Русская эмиграция и сегодня часто сохраняет в своем правописании «ять», «фиту» и «i» десятеричное.

Священник Павел Флоренский в 1933 году в трактате «Предполагаемое государственное устройство в будущем» размышлял в том числе и о языковой политике, о наднациональном, объединяющем статусе русского литературного языка, уделяя при этом особое внимание «церковнославянскому шрифту»: «специ­фическим русским шрифтом может считаться не гражданский, а церковно­славянский, причем для [этого] следует в РСФСР названия железнодорожных станций писать не только по-русски, но и по-церковнославянски».

Кириллица – то немногое, что продолжает единить православные славянские народы, сегодня с усилием сдерживает натиск латиницы. О Солунских братьях вспоминают лишь в дни их памяти. В официальных документах и книгах сербы, болгары и македонцы не изменяют общей азбуке, но на торговых вывесках и в гостиницах латиница все же основательно ее потеснила. Такова цена пресловутой глобализации. До недавнего времени подобное было и у нас, но СВО с ее главными символами – V, Z – наполнила иным смыслом эти латинские буквы, почти заставила западный мир отречься от них. И эта уже не та латиница, что шла крестовым походом на кириллицу, а интербригада, воюющая в наших языковых рядах.

И все же сейчас обозначилось еще более острое противостояние письменной и бесписьменной (а точнее, безалфавитной) цивилизации. Это не футурология или конспирология: все явно и явственно. Мы пренебрегли всеми культурными достижениями, что обороняли нашу письменность веками.

Мы уже давно не осознаем кириллицу как эстетический феномен: искусство осталось в далеком прошлом: в рукописных книгах, на кончике пера древнего летописца и изографа. Мы отказались в школе от уроков каллиграфии: чистописание якобы пережиток прошлого, по поводу которого теперь всегда готовы сказать «у компьютера почерк хороший». Художники, много лет занимающиеся наставничеством, говорят, что из-за этого потеряно уже не одно поколение живописцев и графиков, потому что главная изобразительная тренировка для юной руки – образцовое написание букв.

Грамотные корректоры по нынешним временам стали редкостью. А те из них, кто трудятся в газетах, поражаются количеству орфографических правок, которое приходится вносить в тексты журналистов, казалось бы, тоже словесников, убежденных в том, что, прежде всего, не оперативность, а грамотность – это изыск и роскошь.

И что самое страшное – под угрозой уже ядро письменности: та самая идеография, ради которой и создается любой алфавит. На наших глазах происходит цивилизационный откат к пиктографии, к изъяснению с помощью картинок. Картинка стала доминировать над текстом. Поэтому был так популярен теперь запрещенный в России Инстаграм. Поэтому любой мессенджер, не успеешь еще набрать слово, выдает картинку. Экран смартфона все сильнее уподобляется пещере с наскальными рисунками эпохи первобытности.

В такой ситуации подвижнических усилий школьных учителей и вузовских преподавателей недостаточно. Нужна государственная воля, государственная политика. И если уж на этом уровне привыкли мыслить национальными проектами, то пусть возникнет долгосрочный нацпроект «Славянская письменность», в рамках которого в первую очередь надо осуществить три действия: организовать периодическую орфографическую переаттестацию для тех, чья работа связана со словом; вернуть в школы, и не только в начальные классы, уроки каллиграфии; ввести на гуманитарных факультетах дисциплину, связанную с искусством книги и историей славянской азбуки.

Несколько лет назад в беседе академика Олега Николаевича Трубачева и писателя Юрия Михайловича Лощица прозвучала мысль, что «алфавит – такой же символ государственности, как герб, гимн, знамя; алфавит – святыня державного значения». Сбережение святыни алфавита требует от нас теперь особой мобилизации.

Михаил КИЛЬДЯШОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Кильдяшов
«Ангел поцеловал писателя в темя»
Об автобиографическом фильме Александра Проханова «Исповедь»
11.04.2024
Мы видим апогей обретения русского лада
На пути к Русской мечте – согласно опросу ВЦИОМ, 94% россиян называют себя патриотами
29.03.2024
Пьер де Голль несёт свет
«Я люблю русский дух»
19.03.2024
Человек, подпирающий плечами небесный свод
Александру Андреевичу Проханову – 86 лет!
26.02.2024
Россия представляется грядущим Ноем для всего мира
В рамках Рождественских чтений состоялся круглый стол «Русская мечта и образ будущего России»
30.01.2024
Все статьи Михаил Кильдяшов
Последние комментарии