В театре Ермоловой массово увольняют ведущих артистов. Профсоюз работников культуры
Москвы видит в этом тенденцию: репертуарные театры уничтожаются в угоду коммерциализации. Печальный список растет: от театров Гоголя и на Малой Бронной до МХАТа им. Горького и Музыкального театра им. Станиславского. На переднем крае борьбы за трудовые права артистов - профорганизации, которые зачастую становятся неугодными руководству театров и подвергаются дискриминации. “ЧЕРНЫЙ” СПИСОК 7 июля 2021 года профком театра Ермоловой получил уведомление о грядущем сокращении численности и штата работников. Изначально в списке на сокращение был 21 человек: все, кроме одного, - члены профсоюза.
Профком ГБУК “МДТ имени М.Н. Ермоловой” в мотивированном мнении выразил несогласие с сокращением, назвав “преступным решение о массовом увольнении работников, оставлении их без средств к существованию” в период пандемии. - Я была одной из тех, кто оказался в списках на увольнение. Потом вдруг вспомнили, что у меня скоро творческая пенсия и они не имеют права меня увольнять. Меня удивляет, почему отдел кадров не уточнил это сразу. Такой же случай был с другим артистом, у которого четверо детей вдруг обнаружилось. Сначала нас внесли в списки, а потом уже, когда мы стали шевелиться, выяснили, что нас по закону нельзя уволить, - рассказывает актриса театра Василиса Пьявко. Из списка сокращаемых ее пока что исключили, но не только это тревожит актрису. И Пьявко, и ее ныне сокращаемые коллеги практически не задействованы в спектаклях.
Отстранение от работы происходило постепенно, в течение последних лет - после того как в апреле 2012 года Олег Меньшиков был назначен художественным руководителем Ермоловского театра. Тогда народный артист
СССР Владимир Андреев передал ему свои полномочия и стал президентом театра. Но в августе 2020 года Андреева не стало, ненужными стали и артисты его труппы. - Труппа с радостью приняла нового худрука. Он рассказал о планах, обещал занять артистов в репертуаре, презентовал проект первого ремонта в театре. Все это давало надежды на то, что будет много интересной работы, что у театра откроется второе дыхание, появятся новые перспективы. Но получилось совсем не так! Началось с того, что из репертуара были сняты практически все спектакли. На большой сцене стали играть спектакли товарищества Олега Евгеньевича (антрепризная компания “Театральное товарищество 814”. - Е.М.-Ш.). Артистам сообщили, что теперь это спектакли театра Ермоловой. В театр стали приходить молодые режиссеры и ставить спектакли в модной ныне стилистике “я так вижу”. Понятно, что артистов-андреевцев не видел никто, потому что их просто не показывали новым режиссерам. Нам даже не разрешают смотреть новые постановки. Чтобы попасть на премьеру спектакля в собственном театре, надо купить билет, - рассказывает член профкома театра, актриса Елена Бурханова-Калинина. - Никто не умаляет талантов Олега Евгеньевича (Меньшикова. - Е.М.-Ш.). С его приходом в театр потянулась публика, и особенно заметно это на спектаклях с его участием. Но нынешняя ситуация требует его вмешательства в назревающий конфликт не только как актера, но и как руководителя большого коллектива, - говорит артистка, активно задействованная в репертуаре и не попавшая в список сокращаемых (пожелала остаться неизвестной).
Приказ о сокращении издал летом 2021 года Сергей Кузоятов, практически сразу после назначения директором театра. Под сокращение штата попала и дочь великого Анатолия Папанова - Елена, которая служит в театре Ермоловой с 1977 года. - Сокращают штатных артистов, а не срочников. Среди нас три ведущих мастера сцены, несколько артистов высшей категории. Официальная причина - в связи с ухудшением экономической ситуации. Но в то же самое время приглашаются новые актеры на разовые спектакли. Я получаю в театре 24 тысячи рублей, за вычетом налогов - около 20 тысяч. Но люди (причем далеко не звезды) приглашаются со стороны, я думаю, на гораздо большие суммы. Штатные же актеры остаются без работы, хотя ее нам должны предоставить, - рассказывает Елена Папанова. - Мы не задействованы не потому, что отказываемся от ролей. Просто нам их не дают. Мы находимся в каком-то “черном списке”. Я довольно много играла при Владимире Андрееве, постепенно все эти спектакли сокращали.
А в новых спектаклях нас не занимают. Я лично, хотя и актриса высшей категории, не отказалась бы даже от массовки. - Основанием для увольнения стало отсутствие занятости артистов в текущем репертуаре. Но разве не задача руководителя согласно части 2 статьи 22 ТК РФ обеспечить сотрудников работой?! - резонно спрашивает член профкома Елена Бурханова-Калинина. - Необходимость сокращения руководство объяснило сложным финансовым положением. Но на сайте госзакупок мы увидели шокирующие цифры. Например, пиар-кампания спектакля “Крошка Цахес” стоила театру 500 тысяч рублей, хотя прошел он несколько раз и был снят. В контрактах приглашенных актеров указываются суммы от 290 тысяч до 1 млн 700 тысяч рублей (по факту это может быть за один спектакль, может быть за несколько в год. - Е. М.-Ш.). Это при том, что артисты, состоящие в штате, получают 300 - 400 тысяч рублей в год. У нас возникает вопрос о рациональном использовании бюджетных денег.
ПОД ШУМОК Артисты, увидев приказ о сокращении штата, обнаружили, что их еще и понизили в должностях. - Только сейчас вскрываются сомнительные переводы работников на нижестоящие должности в 2015 году, оправдываемые заключением новых, “правильных” трудовых договоров - в связи с якобы потерей старых! И люди вместо повышения ставок, заработанных за долгие годы работы в театре, были переведены на новые должности с разрядами ниже установленных ранее, - рассказывает Бурханова-Калинина. В итоге артисты оказались ниже на ранг. Например, Елена Папанова, имевшая ранее 14-й разряд, который соответствовал должности “ведущий мастер сцены”, теперь - “артист драмы высшей категории”. - Нас под шумок понизили, - сказала Папанова. Между тем это влияет и на размер заработной платы, и на карьерный рост, так как является ступенькой к получению званий. ПОДМЕНА В Москве все больше репертуарных театров используют как площадки для разовых проектов с приглашенными звездами. Артисты театра Ермоловой опасаются, что если так пойдет и дальше, то профессия актера просто обесценится. Ведь ни профессиональное образование, ни профессиональные навыки в таких антрепризах не главное. - Что происходит сегодня в репертуарном театре на примере нашего? Полная подмена коммерческим антрепризным. Тогда действительно не нужны старые актеры. Мы пригласим новых. А главный критерий - количество подписчиков в соцсетях. Почему нам не пригласить блогера, не имеющего специального образования? - сетует один из артистов. - Приглашают звезд ТВ и сериалов, и они играют в драмтеатре, с микрофонами, с экранами - получается что-то синтетическое. Но магия театра теряется, потому что здесь должна быть связь со зрителем. Антреприза идет вразрез с концепцией репертуарного театра. Ее принцип - приглашай звезд, вокруг пляшет “гарнир”, а дальше собираем кассу.
Теряется вся прелесть репертуарного театра, когда зритель идет на пьесу, на режиссера, на актерский ансамбль. Попасть в театр - это большая удача. А уйти из театра - это значит потерять профессию. Поэтому фактически нам предлагают расстаться с профессией, - говорит Василиса Пьявко. При этом схема разрушения репертуарного театра известна на опыте других театров, уверена Елена Бурханова-Калинина: - В театре избавляются от постоянных режиссеров - увольняют, не дают работать. Приглашают новомодных, они ставят спектакли, не отличающиеся художественной ценностью, - это, как правило, эксперимент. Уже стало необязательным иметь высшее театральное образование, чтобы работать в театре Москвы.
Трудно представить, чтобы “талантливый” хирург не имел высшего медицинского образования! На сцене блогеры и блогерши, козыряющие огромным количеством подписчиков. Ставятся спектакли, на них затрачиваются средства, а через несколько показов снимаются с репертуара. Актеры театра Ермоловой не против экспериментов, не против антреприз - но не на площадках репертуарных театров, и не за счет их умерщвления. - Если руководитель хочет ставить только антрепризные спектакли, тогда не нужно приходить в готовый театр, потому что здесь нужно занимать всех штатных актеров. Они же не с улицы пришли, они прошли серьезный отбор.
Мы хотим знать, кто заказчик разрушения существовавшего 200 лет репертуарного театра, которым восхищается весь мир и который вдруг стал считаться устаревшей формой, - говорят артисты театра Ермоловой. Тем не менее еще остались театры, с которых можно брать примеры, считают в профкоме театра. - Ленком и театр Вахтангова находятся в такой же ситуации, как и мы, но находят способы не просто сохранить коллектив, но еще и давать возможность людям выходить на сцену. КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Общероссийский профсоюз работников культуры направил обращение художественному руководителю театра Ермоловой Олегу Меньшикову и директору Сергею Кузоятову, а также руководителю Департамента культуры города Москвы с просьбой не допустить массового увольнения творческих работников театра. В письме отмечается, что принятое решение противоречит требованиям о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, изложенным в статье 179 Трудового кодекса РФ, а также ряду других норм трудового законодательства. “Незадействованность творческого работника в репертуаре (программе) театра не является основанием для расторжения с ним трудового договора, поскольку обеспечение работника работой, обусловленной трудовым договором, является обязанностью работодателя”, - говорится в документе.
Комментарий Лидия Фомина, председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры: - Ситуация в Театре им. М.Н. Ермоловой, как в зеркале, отражает то, что сегодня происходит во МХАТе им. Горького, Театре на Малой Бронной, Театре им. Н.В. Гоголя, Театре на Таганке и других переформатированных и переформатируемых в прокатные площадки для антреприз театрах в Москве. Это есть общая стратегия “новых” руководителей - уничтожение репертуара, труппы, перевод всех работников, иногда под большим давлением, как во МХАТе, на срочные и гражданско-правовые договоры, перевод на аутсорсинг технических служб, последующее лишение работников какой-либо защиты трудовых прав, практическая ликвидация профсоюзов, как в МАМТ, коллективных договоров, а также нерациональное использование бюджетных средств. На мой взгляд, это единая стратегия уничтожения русского репертуарного театра, которым во все времена восхищался весь мир и который мы сегодня не ценим. А общество сегодня никоим образом не может повлиять на эти губительные для нашей культуры процессы. Страшно то, что за уничтожение театра никто никогда не понесет никакой ответственности, а наши дети и внуки никогда не узнают, что такое настоящее искусство, не смогут насладиться тем, от чего получали удовольствие их предки. ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА Нарушения трудовых прав актеров московских театров неоднократно становились предметом публикаций в газете “Солидарность”.
Но за последний год печальных поводов возникало особенно много. Профсоюзные организации театров и их лидеры, выступая на стороне артистов, как правило, также становятся объектом дискриминации со стороны руководства. МХАТ им. Горького В декабре 2018 года новым художественным руководителем был назначен продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков, народная артистка СССР Татьяна Доронина стала президентом, по факту лишившись всех функций. За год из театра уволили больше 100 человек, были закрыты почти все спектакли. Труппа раскололась на “доронинцев” и лояльных к новому руководству. Актеров принудительно заставляли переходить на срочные трудовые договоры. Тех, кто отказывался это делать, лишали ролей, премий и надбавок, сокращали. Профком и горком профсоюза работников культуры использовал все возможные средства борьбы: переговоры с руководством театра, обращения в Рострудинспекцию и прокуратуру, многочисленные иски в суды, и 90% процессов были в итоге выиграны. Уволенных артистов суд восстановил на работе, с театра взыскали суммы невыплаченных актерам стимулирующих надбавок и компенсации морального вреда. Прокуратура и трудовая инспекция регулярно направляют в театр предписания о недопущении нарушения трудового законодательства.
Однако унижение и изживание из театра артистов, поддерживающих Доронину, продолжаются. Их по-прежнему не занимают в спектаклях.
Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) В феврале 2019 года солист балета Владимир Дмитриев возглавил первичку ГБУК Москвы “МАМТ”. После того как профком отказался согласовывать локальные нормативные акты, ухудшающие положение артистов, работодатель начал оказывать давление на председателя: внеплановые аттестации, понижение квалификационного разряда, несохранение зарплаты при переводе на нижеоплачиваемую работу после производственной травмы. И в конце концов - увольнение. Когда в театр пришел новый директор Андрей Борисов, Московский горком профсоюза обратился к нему с просьбой принять меры для разрешения конфликта: Дмитриева, остававшегося председателем профсоюзной организации театра, не допускали на рабочее место. Тем не менее ситуация остается без изменений, так как руководство МАМТ сочло, что именно работодатель вправе решать, кто может, а кто “не может представлять интересы членов профсоюза”. Более того, руководители театра пытаются создать какой-то свой орган, представляющий работников.
Так, 23 июля в театре должна была состояться конференция трудового коллектива. В повестке дня значился вопрос о пролонгации действующего коллективного договора и создании Единого представительного органа работников (ЕПОР). Действующего главу профкома Владимира Дмитриева, который сейчас по закону представляет работников, на конференцию не допустили. Впрочем, она и сама не состоялась за отсутствием кворума.
Источник:
https://solidarnost.org/articles/bastiony-melpomeny.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©