Беда одна, решения разные
Буквально на днях РИА «Новости» привело данные исследования: самый высокий уровень безработицы в Европе сегодня наблюдается в Греции (16,7 процента безработных среди трудоспособного населения) и Испании (16,2 процента).
В относительно благополучной Великобритании уровень безработицы в этом году стал рекордным за последнюю пятилетку и достиг 5,1 процента. Более того, эксперты полагают, что он будет расти и достигнет к концу 2021 года очередного пика в 7,8 процента.
Самые низкие показатели демонстрируют Венгрия, Польша, Германия, Нидерланды и ряд других европейских стран, где количество безработных не превышает 4,5 процента. Наиболее благоприятная ситуация, по данным этого исследования, сложилась в Чехии, где работу не могут найти всего три процента граждан.
Россия в этом рейтинге заняла 18-е место. По данным Росстата, уровень безработицы в нашей стране на конец декабря 2020 года составлял около 6 процентов. Правда, как справедливо замечает вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева, точное число безработных определить сложно, а в официальную статистику попадают далеко не все данные. Кто-то по разным причинам не встаёт на учёт, кого-то работодатель отправил в вынужденный отпуск, и эти люди, естественно, не обращаются в службы занятости. Зато обращаются и получают пособия те, кто по факту трудоустроен, но работает в «теневом» секторе.
Напомним, что размер максимально допустимого пособия по безработице в текущем году составляет 12130 рублей. Эта сумма была утверждена сразу после введения ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в марте 2020 года. До этого максимальный размер пособия для безработных составлял 8 тысяч рублей. И хотя ограничения уже почти везде сняты, кабмин принял решение не снижать размер пособия (о минимально возможной сумме в 1500 рублей в месяц, пожалуй, лучше не упоминать – прим. profiok.com).
Как бы то ни было, после очередного совещания с членами правительства появилось поручение президента, гласящее, что к концу 2021 года рынок труда должен быть приведён к показателям 2019 года. Соответствующие меры кабмин должен разработать уже к 1 марта 2021 года, то есть на «шлифовку» предложений остаётся меньше недели.
Впрочем, о том, как примерно могут выглядеть предложенные меры, говорится в самом поручении: это может быть, например, выплата субсидий работодателям, нанявшим сотрудников из числа безработных, стоящих на учёте (и отказавших кандидатам, не встававшим на учёт? – прим. profiok.com). Кроме того, официально зарегистрированных безработных предполагается обучать, давая им возможность получить востребованную профессию.
Заметим, что практически во всех странах, не исключая Россию, с безработицей, а точнее, её последствиями, борются в двух направлениях: финансово поддерживают тех, кто остался без работы, и одновременно пытаются помочь им трудоустроиться. Вопросы эти при внешнем сходстве в разных странах решаются по-разному. Так, в Швеции широко обсуждается вопрос о введении ограничений на низкоквалифицированную трудовую миграцию: мол, сначала дадим возможность заработать своим. Что касается США, то экс-президент Дональд Трамп незадолго до прощания с Овальным кабинетом подписал законопроект, предполагающий выплату 600 долларов каждому американцу.
Поддержали безработных и в России. Был законодательно скорректирован порядок получения социальных выплат, в результате чего пособие стали выплачивать без учёта предыдущего заработка. Безработным родителям стали выделять по 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребёнка. Однако поддержка, какой бы щедрой она ни была, не решает проблему, а лишь временно снимает её остроту. Иными словами, всех, кто остался без работы, было бы неплохо всё-таки трудоустроить. Однако вместо того чтобы развивать бизнес и создавать новые рабочие места, власти решили пойти какими-то не слишком очевидными путями.
Платформа рулит?
На прошлой неделе, 18 февраля, в Госдуму был внесён законопроект, подготовленный единороссами. Под документом поставили подписи спикеры обеих палат парламента – Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин. Ещё бы: речь идёт о создании очередной цифровой платформы (эврика! – прим. profiok.com), и уже одно это, по всей видимости, делает законопроект отвечающим духу времени.
Первое и главное нововведение касается разрешения для граждан общаться со службами занятости в электронном формате (возможность общаться лично тоже сохранится – прим. profiok.com). Разработчики законопроекта полагают, что наряду с сокращением перечня различных справок, необходимых для постановки на учёт и оформления пособия, эта мера станет серьёзным шагом к «открытому и прозрачному рынку труда».
Крупных работодателей с численностью сотрудников, превышающей 25 тысяч человек, а также региональные и местные органы власти, обяжут размещать вакансии на специальной платформе. Идея в том, что база станет всероссийской, а вакансии смогут видеть как соискатели, так и службы занятости (о том, чем не устраивает законотворцев нынешняя версия запущенного несколько лет назад портала «Работа в России», в документе не говорится, а хочется спросить: где деньги, Зин? – прим. profiok.com). Словом, процесс поиска работы через службу занятости теперь будет проходить централизованно, а для служб занятости разработают единые стандарты, по которым они будут строить общение с гражданами, состоящими на учёте.
Другое усовершенствование касается прохождения обучения: теперь это можно сделать не по месту прописки, а по месту фактического проживания. Если бы людям разрешили ещё и вставать на учёт там, где они живут, это многим бы помогло, но об этом речь в законопроекте не идёт.
Кроме того, безработным, которые прошли профессиональную переподготовку, предложат зарегистрироваться в качестве самозанятых, то есть лиц, уплачивающих налог с профессионального дохода. Помогут ли чем-то свежеиспечённым самозанятым, если с получением профессионального дохода у них что-то не заладится, документ умалчивает.
Впрочем, всё это – дело, может быть, не совсем далёкого, но всё же будущего. Законопроект ссылается на десятки подзаконных актов, некоторые из которых появятся только в середине 2022 года.
Ещё один законопроект, не такой нашумевший, но важный, подготовлен группой депутатов ЛДПР. Как считает Ярослав Нилов, возглавляющий думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, необходимо ослабить меры ответственности для тех, кто получает пособие по безработице незаконно. По мнению парламентария, суммы выплачиваются мизерные, а против граждан, получивших их незаконно, возбуждаются уголовные дела. Парламентарии предлагают в таких случаях просто взыскивать незаконно полученные средства через суд.
Так кто поможет безработным?
Критиковать, безусловно, намного проще, чем создавать что-то новое и эффективное. Однако уповать на то, что новый законопроект, одобренный уважаемыми Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко, даст возможность значительно снизить уровень безработицы, наверное, всё же не следует.
Прежде всего – потому, что государственные службы занятости работают, что называется, без огонька. Не зря Ярослав Нилов в одном из недавних интервью предложил увязать зарплату работающих в этих службах с количеством трудоустроенных.
О невысокой эффективности работы таких служб часто говорит и Ольга Тимофеева: никто не отслеживает количество граждан, нашедших работу по результатам организованного для них обучения. А ведь суммы тратятся немалые: например, в прошлом году на обучение «предпенсионеров» было израсходовано около 5 миллиардов рублей, а работу по результатам обучения нашли единицы.
Между тем статистика тревожит. По данным Петростата, в Санкт-Петербурге сегодня на 36 тысяч вакансий приходится около 80 тысяч безработных граждан, а число безработных в сравнении с январём 2020 года выросло в шесть раз. Могут ли городские службы занятости переобучить 80 тысяч человек? Вряд ли. Чем поможет в такой ситуации объединение на единой «цифровой платформе» всех вакансий кассиров магазинов «Лента» и «Пятёрочка»? Вопрос риторический.
В том, что к концу 2021 года цифры по уровню безработицы, которые хотел увидеть президент, будут правдами и неправдами получены, сомнений нет никаких. Жонглировать статистическими данными у нас умеют. Да и пандемия всё-таки идёт на спад, так что некий рост числа работающих появится даже если для этого вообще ничего не делать.
Но всё-таки хочется понять, какой логики придерживаются люди, разрабатывающие стратегические сценарии. Ведь понятно, что для снижения уровня безработицы нужно развивать экономику, создавать рабочие места, прекратить душить малый бизнес. Но власти предпочитают, как в известных анекдотах, то ли искать пропавшую вещь под фонарём, то ли тушить пожар керосином. Попробуй-ка подними экономику – на это уйдут годы! А выборы уже осенью. Цифровая платформа – это одновременно эффектно и несложно. Вдруг сработает?
Конечно, сейчас бы очень пригодились 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, о которых Владимир Путин писал в майских указах 2012 года. Но об этом уже вообще никто не вспоминает, не до того, мы уже в цифровом мире.
Тогда зададим заключительный вопрос. Если в стране так плохо с вакансиями и так много ищущих работу трудоспособных граждан, может быть, пора отменить решение о повышении пенсионного возраста и освободить рабочие места для молодёжи? Иначе придётся обязать госкорпорации, как в советские времена, брать на работу всех подряд. С коммерческими структурами так не выйдет, их придётся стимулировать.