itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Золотопромышленник в схиме

Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь

0
475
Время на чтение 8 минут
Золотопромышленник в схимеБогатый купец, золотоискатель, один из самых уважаемых людей своего времени принимает постриг в великую схиму… Не напоминает ли это нам житие одного из древних святых? Однако это было не в далекой древности, а в начале XX века. В феврале 2021 года исполнилось 115 лет со дня праведной кончины Михаила Ивановича Иванова, уральского золотопромышленника и благодетеля Екатеринбургской Ново-Тихвинской обители, незадолго до смерти принявшего схимнический постриг. Что же привело этого человека к монашеству?

Миллионер из крестьян

Родиной Михаила Ивановича была Симбирская губерния с ее величественными волжскими просторами. Родился он в 1837 году в простой крестьянской семье, и образование получил, конечно, самое скромное; с детства должен был много и тяжело трудиться. В середине 60-х годов он перебрался на Урал, где начал заниматься торговлей. Стоит дать должную цену трудолюбию, целеустремленности и остроте ума этого человека: нужно было иметь поистине железную волю и отвагу, чтобы из крестьянского сына к сорока годам стать именитым купцом!

В 1869 году на Главном проспекте Екатеринбурга появился первый магазин Михаила Ивановича – кондитерское и булочное заведение. Буквально через год Иванов стал владельцем не только кондитерского, но и бакалейного магазина, где продавались колониальные товары, привезенные из Индии и Китая. Чай, кофе, какао, мускат, гвоздика, перец и другие тропические продукты и даже редкие на Урале японские товары – все это было представлено в магазинах Михаила Ивановича.

Торговля была не единственным его занятием – со временем он стал владельцем около двадцати золотых приисков. Иногда сам участвовал в поисках золота. В феврале 1884 года Михаил Иванов лично во главе партии из трех человек искал золото на Серебрянском и Каменском приисках.

Приют трудолюбцев

Михаил Иванович был глубоко верующим человеком. Богатство и видное положение в обществе не изменили его доброго христианского нрава. Труды, тяготы и лишения, которые он, несомненно, должен был испытать в детские годы, укрепили в нем веру и нравственные силы, развили сострадание, любовь к ближним, сердечную доброту. Много времени Михаил Иванович посвящал делам милосердия. Он не только основал первый на Урале Дом трудолюбия, но и лично вникал во все дела этого учреждения и помогал ему до самой своей кончины. Также на его средства содержалась столовая при приюте трудолюбцев, в которой бесплатно питались нищие. Михаил Иванович ежегодно жертвовал на нее тысячу рублей.

Дом трудолюбия давал работу и средства к существованию обездоленным людям, в основном детям и женщинам. Они занимались шитьем, щипали перо, клеили коробки; потом появились столярная и картонажная мастерские, началось производство сумок, чемоданов и тому подобного. Детей в Доме трудолюбия обучали начальной грамоте.

Михаил Иванов был прост в общении и доступен всем, кто нуждался в его помощи. Люди часто обращались к нему в тяжелых ситуациях, и не было ни одного случая, чтобы он кому-либо отказал.

Храмоздатель Оптиной пустыни

Не только на Уральской земле Михаил Иванович был известен как щедрый благотворитель. В летописи скита Оптиной пустыни сохранились о нем многие благодарные свидетельства. А в 1899 году Михаил Иванович, серьезно размышлявший об избрании монашеского пути, приехал пожить в скиту. Его сердце жаждало духовного совершенства, он желал послужить Богу не только милостыней, но и самого себя сделать нищим ради Христа и, став смиренным послушником, создать в своей душе прекрасный храм Живому Богу [1]. Когда в 1900 году в скиту по благословению отца Иоанна Кронштадтского началась постройка нового храма, посвященного преподобным Льву Катанскому и Иоанну Рыльскому, Михаил Иванович с радостью пожертвовал средства на его возведение. Храм построили всего за два года. В подвальном этаже новой церкви был устроен нижний храм – в честь святого Архангела Михаила (небесного покровителя Михаила Ивановича) и братская усыпальница. Михаил Иванович построил для Оптинского скита и двухэтажный корпус. В верхнем этаже располагалась ризница, библиотека скита и две братские кельи. Внизу – две кельи для братии и келья для самого храмоздателя. Очевидно, он готовил себе здесь тихий и уединенный приют.

Однако, Господу было угодно, чтобы Михаил Иванович пока еще потрудился в миру и послужил ближним делами милосердия. Пожив некоторое время в Оптиной, он вернулся в Екатеринбург.

Ктитор монастыря

С годами Михаил Иванович все меньше занимался предпринимательством, а затем и вовсе передал дела сыну. Его душа искала Бога, и самой жизнью он исполнил слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его». Благотворительность стала единственным делом Михаила Ивановича. Он помогал бедным воспитанницам епархиального училища, нуждающимся ученикам и учителям в школах грамоты и многим другим. Михаил Иванович был попечителем церковно-приходской школы, на его средства в школе, например, устраивались детские елки. Одновременно он помогал храму при женской гимназии и лично вникал во все нужды гимназического храма: от капитального ремонта здания до снабжения его свечами. За свои многочисленные труды он получил орден Святой Анны II степени [2].

Для Ново-Тихвинского женского монастыря Михаил Иванович был особенно близким человеком. Он любил бывать в обители, и сестры также глубоко почитали его.

На средства Михаила Ивановича в монастыре был построен новый корпус, где позднее разместилась иконописная мастерская. Михаил Иванович пожертвовал средства и на строительство новой церкви Всех Святых – небольшой, но очень уютной. Сестры давно хотели, чтобы у болящих и престарелых монахинь была возможность молиться за богослужениями. С появлением нового храма эта мечта исполнилась: к церкви Всех Святых, также на щедрые пожертвования Михаила Ивановича, был пристроен корпус с кельями для болящих сестер. Во время каждого богослужения двери этих келий открывались, и сестры, не вставая с постели, могли слышать всю службу.

Осенью 1900 года газета «Уральская жизнь» писала: «22 октября в Ново-Тихвинском монастыре состоялось скромное, и, вместе с тем, редкое в монастырской жизни торжество освящения каменного двухэтажного здания, построенного для богадельни и больницы благотворителем екатеринбургским купцом М.И. Ивановым на собственные средства. Создателю богоугодного заведения М.И. Иванову была поднесена от сестер монастыря святая икона Тихвинской Божией Матери, покровительницы святой обители, изготовленная сестрами в шитой золотом ризе с украшением уральскими цветными камнями. От М.И. Иванова всем престарелым и убогим сестрам, переведенным из старых келий в нижний этаж, прекрасно устроенного во всех отношениях здания, был предложен чай и обед» [3].

Дар сестер – украшенный их старанием образ Божией Матери – был особенно дорог Михаилу Ивановичу.

Визит чудотворца

Одним из выдающихся дел Михаила Иванова было приглашение в Екатеринбург отца Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн был известнейшим в России священником, при жизни прославившемся чудотворениями. Когда 22 июня 1905 года отец Иоанн прибыл на Урал, именно Михаил Иванович встречал его в Перми и уже оттуда привез в Екатеринбург. Остановился высокий гость в его доме.

Отец Иоанн пробыл в Екатеринбурге всего три дня, и Михаил Иванович всюду сопровождал его. Для пожилого купца это было делом нелегким, так как отец Иоанн проводил время очень деятельно. Он каждый день совершал утреню и Литургию в одном из городских храмов, а потом служил молебны по домам.

В любую погоду за отцом Иоанном Кронштадтским следовали толпы народа. Храмы, в которых он совершал богослужения, всегда были переполнены богомольцами, которые стояли даже на подоконниках. Тысячи людей окружали церкви в эти дни. При появлении отца Иоанна приходилось сдерживать людей, рвавшихся к чудотворцу и просивших помолиться о них, благословить, «приложить руку». Многие горожане приводили и приносили к отцу Иоанну больных в надежде на их исцеление. Для каждого несчастного священник находил два-три слова утешения и ободрения. Неизменно его верным спутником был Михаил Иванов.

После отъезда отца Иоанна Кронштадтского имя Михаила Иванова уже не появлялось в Екатеринбургской прессе. И без того слабое здоровье Михаила Ивановича резко стало ухудшаться. Видимо, предчувствуя приближение смерти, незадолго до своей кончины купец и крупный общественный деятель Михаил Иванов принял постриг в великую схиму; имя в постриге у него осталось прежним. 26 января (8 февраля по н. ст.) 1906 года известный уральский благотворитель скончался. Перед смертью он просил, чтобы гроб был сделан самый простой, без украшений, и чтобы на похоронах не было пышных венков. Его желание было исполнено, а любовь людей выразилась по-другому: по городу до места погребения гроб с его телом благодарные горожане пронесли на руках. Отпевание схимонаха Михаила совершалось по монашескому чину в монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а совершал его правящий архиерей – епископ Владимир (Соколовский).

Погребен схимонах Михаил был на кладбище Ново-Тихвинского монастыря, которому он столько благотворил при жизни и в котором его глубоко почитали не только как мецената и общественного деятеля, но и как глубоко верующего, благочестивого человека, исполнившего Евангелие своей жизнью. В советские годы монастырский некрополь был стерт с лица земли, и могила Михаила Иванова была утрачена. Но в возрожденной обители живет о нем благодарная память как о ктиторе и благоукрасителе, и каждый день возносится молитва о том, чтобы Господь вселил его душу в селениих праведных.


[1] В летописи Оптиной пустыни говорится о том, что Михаил Иванов действительно стал рясофорным послушником в Иоанно-Предтеченском скиту: https://www.optina.ru/temples/lev_ioann/ . – Примеч. ред.

[2] В 1894 г. в Екатеринбурге был создан отдел Императорского Православного Палестинского общества, действительным пожизненным членом которого являлся М.И. Иванов, охотно оказывавший деятельную помощь молодой общественной организации. См. https://www.ippo.ru/historyippo/article/palestinskoe-obschestvo-i-predprinimateli-srednego-200360. – Примеч. ред.

[3] Уральская жизнь. № 295. 1900, 26 окт. С.2.

Источники: Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/44/html_id-full

Императорское Православное Палестинское общество https://www.ippo.ru/historyippo/article/palestinskoe-obschestvo-i-predprinimateli-srednego-200360

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Иванов
"Проблема молодежи в том, что её все бросили"
4 ноября в Русской Православной Церкви празднуется Казанская икона Божией Матери, которая спасла Москву и Россию от польско-литовской оккупации
05.11.2007
Все статьи Михаил Иванов
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31