Возвращение «Доктора смерть»

0
628
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие.Ru

В самом центре Москвы в 2013 году проходила выставка под названием «Тайны тела. Вселенная изнутри». Автор этих работ-экспонатов – известный патологоанатом и по совместительству художник Гюнтер фон Хагенс. На выставке были представлены настоящие мертвые тела людей и отдельные внутренние органы, прошедшие специальную процедуру консервации с помощью полимерных материалов. Эта процедура, представляемая как новейшее научное достижение, на самом деле не имеет никакого практического применения за исключением создания экспонируемых объектов из некогда живых человеческих тел. Выставка бодро рекламировалась как невероятно полезная с «познавательной» точки зрения, поскольку позволяла широкому кругу зрителей ознакомиться с азами анатомии. Более того, на эту выставку приглашались дети, как с родителями, так и в составе учебных экскурсий.

Хотя эта выставка представляла собой зрелище тяжелое и опасное для душевного и духовного здоровья не только для детей, но для взрослых, ее посетило большое количество людей. Спустя семь лет дополненная и расширенная экспозиция «Доктора смерть» возвращается в Москву, причем в самый канун Великого поста.

Перед нами серьезный феномен, требующий внимательного анализа. Гюнтер фон Хагенс, о котором идет речь, изобрел метод консервации тканей человеческого тела и применил его для своих скандальных выставочных проектов, существующих на грани современного искусства и околонаучного оккультизма, в начале 2000-х. Это обеспечило им в свое время огласку и успех, сопровождаемый судебными делами в Германии и Италии.

Но прежде, чем остановиться на деятельности фон Хагенса, необходимо понять культурные истоки и духовную сущность этого необычного и опасного проекта.

Идея десакрализации мертвого тела, священность которого является частью христианского мировоззрения, восходит еще ко времени Возрождения. Тогда человеческое тело постепенно стало восприниматься не как неотделимая часть человеческой личности, которая расстается с бессмертной душой лишь до всеобщего воскресения, а как отдельная субстанция. Основанием здесь было не только возвращение к эллинистическим традициям платонизма, но и глубокое проникновение оккультных идей средневековья в зарождающиеся светские культуру и науку. Трактаты о теле философов и художников Возрождения насквозь пропитаны этим оккультизмом, человеческое тело воспринимается ими как часть космогонии обезбоженного и развоплощенного мира.

Человеческое тело воспринимается как часть обезбоженного и развоплощенного мира

Эти концепции с особой силой возродились в Новое Время в результате распространения идей Просвещения в Европе. Так, в ХIХ веке получили широкое распространение публичные лекции со вскрытием мертвых тел и демонстрацией внутренних органов и тканей.

ХХ век характерен возникновением нового феномена под названием «современная культура». Она уже не является культурой в ренессансном, а тем более в христианском понимании этого слова. Если в центре христианской культуры, еще неразделимой с культом, стоял Бог, а в центре культуры Ренессанса стоял человек, то основой так называемой «современной культуры» стал человек падший, культивирующий свою падшесть, воспринимаемую им как «свобода». И эта культура впитала в себя все темные оккультные учения и идеи, в том числе и касающиеся человеческого тела.

Таким рубежом культур можно считать начало ХХ столетия, ознаменовавшееся в России явлением под названием «Серебряный век». Возникший тогда конгломерат теософских и антропософских идей с общественными, религиозными и культурными процессами является предтечей рассматриваемого нами феномена.

Антропософы воспринимали человеческое тело как субстанцию, подлежащую постоянному развитию и совершенствованию от «низшего» к «высшему» в результате своей связи с невидимым астральным миром. Это было сознательное и последовательное стирание из культуры и жизни представления о Боговоплощении, которое освятило человеческую природу соединением ее с природой Божественной. Такие демонические идеи не отрицали всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19). Однако, в отличие от христианского вероучения, воскресение воспринималось не как воссоединение с телом для новой жизни в Царствии Небесном, а как восстание из пепла, продолжение тяжелого пути «свободного познания», начатого еще с грехопадения, иными словами – как вечная богооставленность и смерть. Так, Андрей Белый, известный поэт Серебряного века и в то же время антропософ и ученик Рудольфа Штейнера, писал: «Лазурь – символ высоких посвящений, золотой треугольник – атрибут Хирама, строителя Соломонова храма. Мир, до срока постигнутый в золоте и лазури, сгорает, рассыпаясь. Пеплом вместе с ним сгорает постигающий, чтобы восстать из мертвых для длительного пути».

Современная культура прошла большой путь с начала века, трансформировавшись через модернизм и постмодернизм в неотъемлемую часть современной постхристианской цивилизации, сохранив при этом свою основную онтологическую черту – полную подчиненность мятущемуся падшему духу, постулируемую как свобода от табу. Одним из таких табу является традиционное христианское отношение к человеческому телу. Гуру современного искусства и философии Жан Бодрийяр сказал об этом: «На предыдущей, религиозной стадии смерть была явной и признанной, а сексуальность – запретной. Сегодня все наоборот».

Современное искусство, являющееся важнейшей частью современной культуры, обладает богатейшей историей использования человеческих тел в выставочной практике. Здесь можно упомянуть и «классика» венского акционизма Германа Нитча, устраивающего страшные и кровавые сатанинские оргии, поставленные по евангельским сюжетам, и деятельность художниц-феминисток, позирующих в обнаженном виде с фаллоимитаторами.

Тут и культ абсолютной и вечной смерти, и коммерческая установка на скандал

Однако экспонирование настоящих мертвых тел, впервые предпринятое Гюнтером фон Хагенсом в 1995 году, относительно новое явление. Здесь мы видим, с одной стороны, предельное выражение демонического развоплощения мира, культ абсолютной и вечной смерти, с другой стороны, соблюдение всех законов, необходимых для формата успешного проекта современного искусства. Успех этой передвижной выставки, состоящей из пластифицированных мужских и женских мертвых тел, имитирующих половые акты, придавали скандалы, которые неизменно сопровождали ее во всех странах. Так, в Германии появилась информация, что для мумификации использовались купленные по бросовой цене трупы китайских заключенных, а в Израиле женщина узнала в одном из экспонатов тело своего возлюбленного, с которым не виделась много лет.

Сам Гюнтер фон Хагенс утверждает, что его выставка – это лишь попытка «по-новому» взглянуть на человеческое тело и попытка пересмотреть «устаревшие» запреты и табу, связанные с ним. При этом он старательно прячет свое бледное лицо и стеклянный взгляд под широкими полями черной шляпы, которую он никогда не снимает в публичном пространстве. Этим образом Гюнтер фон Хагенс сознательно отсылает нас к своему предшественнику и гуру современного искусства Йозефу Бойсу, шаману и оккультисту. Его фотография с известной акции «Как объяснить современное искусство мертвому зайцу», где он позирует с изуродованным гримом мертвенным лицом и дохлым зайцем, поразительным образом напоминает силиконовые лица трупов фон Хагенса.

В то же время сам Гюнтер фон Хагенс, его продюсеры и организаторы выставок называют их вовсе не художественными проектами, а «научно-образовательными». Вот и в анонсе грядущего проекта на ВДНХ он именуется не иначе, как «Всемирно известная научно-образовательная выставка, которая отправляет посетителя в незабываемое путешествие в человеческое тело». Это вполне опробованный «Доктором смерть» маркетинговый трюк, призванный привлечь максимальное количество посетителей. На самом деле его проекты существую именно в поле современного искусства и имеют лишь одну цель – провокацию.

Выставка, открывающаяся в Москве, – не просто растиражированный в коммерческих целях проект «Доктора смерть», а продолжение разрушительного демонического вектора в современной культуре. И пока мы не осознаем его истинное духовное содержание, мы по-прежнему будем играть роль мертвого зайца, которому объясняют, что такое современное искусство.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Яхнин
Все статьи Андрей Яхнин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06