«Наши святыни уникальны»

0
629
Время на чтение 12 минут

Источник: Прихожанин

Беседа председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии священника Владимира Русина с епископом Переславским и Угличским Феоктистом (Игумновым) будет интересна нашим читателям примером бережного отношения обоих участников диалога к памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви, памяти тех, кто пострадал за веру в прошлом столетии при безбожной власти. Изучение архивных материалов и документов допросов тех лет составляет неотъемлемую часть развития исторической науки – церковной истории, а значит, и истории Российского государства. Переславская и Угличская епархия – замечательное место для паломничества. Даниловским прихожанам, выбирающим в эти теплые осенние дни своим маршрутом переславское направление, настоятельно рекомендуем посетить и возрождающийся Свято-Троицкий Данилов монастырь, игуменом которого недавним решением Священного Синода назначен бывший насельник московской Даниловой обители – игумен Пантелеимон (Королев). Темы развития Данилова монастыря Переславской епархии владыка Феоктист тоже касается в разговоре с отцом Владимиром.

Переславль-Залесский и Курск связывают не только общезначимые события далекой истории, но и новые святые, явившиеся в период гонений за веру. Это в первую очередь святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и священномученик Дамиан (Воскресенский). В книге последнего, изданной в этом году в Курске, часто упоминается город Переславль. В жизнеописании священномученика Дамиана, предваряющем собрание его трудов, несколько глав посвящены переславскому периоду жизни владыки. Но, разумеется, главы эти можно дополнить новыми сведениями. Поэтому поездка в Переславль-Залесский председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии преследовала две цели: представить переславцам книгу о жизни нашего общего святого и продолжить исследование в городе, с которым священномученик Дамиан был связан с 1918 по 1927 годы, когда титуловался епископом Переславским. Частью программы была встреча с епископом Переславским и Угличским Феоктистом (Игумновым), в ходе которой и состоялась эта беседа о духовной жизни современного Переславского края и о почитании здесь новомучеников.

Священник Владимир Русин: Ваше Преосвященство, позвольте передать Вам поклон от земляков священномученика Дамиана (Воскресенского) – одного из Ваших предшественников на Переславской кафедре. Владыка Дамиан отдал Переславлю несколько лет своей жизни: с 1918 по 1927 годы. (С перерывами на тюремные заключения и ссылки). Вспоминают ли сейчас владыку Дамиана в Переславле, или личность новопрославленного святого затерялась на фоне других церковных и исторических деятелей, прославивших центральный город «Золотого кольца»?

Епископ Феоктист: К сожалению, я не могу похвастаться тем, что мы проводим широкую просветительскую работу, исследуем жизнь всех святых, которые связаны с нашим краем. Наших сил на это пока что не хватает. Имена нескольких десятков святых связаны с нашим краем. Более того, довольно трудно найти русского святого, «классического», так сказать, периода святости с XII по XVII или даже по XVIII век, который не был бы связан, так или иначе, с Переславлем. Я вынужден признать, что мы немного не дорабатываем. Память новомучеников, конечно, мы чтим. Конечно, мы их помним. У нас есть перечень их имен, мы поминаем их за каждым богослужением. Но внутренних сил на глубокую исследовательскую работу по этому направлению нам не хватает.

Священник Владимир Русин: Возможно, изданная в Курске книга священномученика Дамиана «Духовное наследие. Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов» поможет переславцам лучше узнать этого святого и крепче полюбить его.

Епископ Феоктист: Очень радует, что есть люди, которые занимаются нашими общими святыми. Хорошо, что в Курске находятся ресурсы, которых не хватает у нас. Я Вас благодарю, что Вы занимаетесь этой работой и делитесь своими находками с нами.

Священник Владимир Русин: Может ли курский паломник, посетивший Переславль-Залесский, представить, каким увидел город священномученик Дамиан в 1918 году? Что напоминает о том времени, а что не удалось уберечь? Или Переславль за минувший век стал совсем другим городом?

Епископ Феоктист: Я бы не был столь категоричен, утверждая, что Переславль стал совсем другим. Это не так. Всё же город во многом сохранил свой исторический облик. Да, какие-то храмы были уничтожены. Например, при входе реки Трубеж в Плещеево озеро слева стоит храм Сорока мучеников Севастийских. А напротив, на правом берегу, стояла Введенская церковь. Сейчас на её месте находится спасательная станция МЧС, и речь о воссоздании храма не идёт. В Переславской епархии 216 приходских храмов. Большинство из них являются памятниками архитектуры. Поддержание их в надлежащем состоянии – очень дорогостоящее дело, которое мы тянем едва-едва. Есть множество храмов, которые мы должны реставрировать. Там же, по течению Трубежа, был храм, на месте которого стоит памятный крест. Ближе к центру храм преподобного Сергия сохранился в усеченном виде. Сейчас идет его неспешное (по мере поступления средств) восстановление. Колокольня Владимирского кафедрального собора была взорвана. По месту, где она стояла, проходит федеральная трасса М-8. Поэтому восстановить колокольню не представляется возможным. Дорогу уже сдвинуть не получится. Ныне в Переславле на сорок тысяч жителей – десять действующих храмов и пять монастырей.

Но меня не только утрата храмов беспокоит. Ведь на облик города не только храмы влияют. Влияет и обычная городская застройка, которая сохранилась не лучшим образом. В постсоветские годы началось неконтролируемое возведение различных зданий другой архитектуры, другого стиля. Думается, это сильно повлияло на облик города. Но в целом, основные архитектурные доминанты сохранились и, чтобы в этом убедиться, достаточно подняться на Александрову гору и посмотреть на Переславль. Оттуда вы увидите только доминанты, которые стояли при священномученике Дамиане, стоят сейчас и, я надеюсь, будут стоять до скончания века.

Священник Владимир Русин: Известно ли, в каком именно помещении Переславского Данилова монастыря находились покои владыки, сохранилось ли это здание?

Епископ Феоктист: К сожалению, неизвестно. В Даниловом монастыре корпусов было больше. Сейчас мы начали работу по выявлению того, какие именно здания утрачены. Число братии растет, и у монастыря есть необходимость в помещениях. Надо что-то строить. Но, чтобы не возводить новострой, надо воссоздать исторический облик. Это мы и пытаемся сделать. Ищем старинные фотографии и архивные документы с тем, чтобы потом спроектировать и построить новые корпуса по старым образцам. Предполагаю, что священномученик Дамиан жил в одном из утраченных корпусов.

Священник Владимир Русин: А сейчас как живет Данилов монастырь?

Епископ Феоктист: Сейчас монастырь начинает возрождаться. Не с точки зрения камней и реставрации, а с точки зрения людей. Определяющую роль здесь играет личность игумена.

Священник Владимир Русин: То есть пословица «каков поп, таков и приход», и к монастырю применима?

Епископ Феоктист: Конечно. Монастырь – это семья. А семья не может развиваться нормально, если отец отсутствует. В мужском монастыре таким отцом должен быть игумен. В женском, разумеется, должна быть мать – игумения. Сейчас Данилов монастырь такого отца обрел в лице игумена Пантелеимона (Королева). Посмотрим, какую страницу истории обители напишет он.

Священник Владимир Русин: Иногда монастыри пытаются классифицировать. Какие-то называют «мужицкими», какие-то «интеллигентскими», «просветительскими», «социальными». А Данилов монастырь каков?

Епископ Феоктист: Данилов монастырь не может не нести социального служения, потому что это служение положено в фундамент его основателем – преподобным Даниилом. Сейчас, так как игумен Пантелеимон человек образованный (он закончил Московскую духовную академию, кандидат богословия), там начинает развиваться потихоньку и просветительское служение. Поэтому, если говорить о взаимоотношениях Данилова монастыря с внешним миром, можно выделить два направления: социальное и просветительское. Но уж точно монастырь – не «мужицкий».

Священник Владимир Русин: Владыка Дамиан вернулся в Переславль из туркменской ссылки в середине 1920-х годов. Объезжая епархию, он видел покосившиеся кресты у дорог, раскрытые настежь часовни, в которых хозяйничали птицы. Архиерея встречали растерянные священники в рваных и грязных ризах. Епископ замечал, что приходы беднеют, и призывал паству беречь то, что есть. «Всё это весьма тяжело действует на верующего человека, – говорил священномученик Дамиан. – А для неверующих – лишний раз сделать упрек по адресу нас, верующих». С какими чувствами Вы возвращаетесь из поездок по Переславской епархии в наши дни? Что Вас печалит и что радует?

Епископ Феоктист: Вопрос хороший. Чувства действительно бывают разные. Я разобью этот вопрос на несколько. Одно дело – храмы, другое – духовенство, третье – чувства от дороги. Начну с храмов.

Да, у нас много храмов разрушенных и полуразрушенных, заброшенных, которые производят очень тяжелое, гнетущее впечатление. Конечно, мы стараемся делать всё, чтобы их вернуть к жизни и восстановить. Но мы не волшебники и наши ресурсы ограничены. Просто так получилось, что произошла естественная миграция населения, и во многих местах, где находятся эти храмы, люди не живут сейчас. А если и живут, то их немного. Буквально, несколько фермеров или пенсионеров. А восстановление храмов требует больших финансов, и восстановленный храм нуждается в поддержании. Если его не поддерживать, то через короткое время он вновь придет в плачевное состояние. Эта проблема есть, и я не думаю, что она может быть решена в ближайшем будущем. Это не пессимизм. Это констатация факта. Чтобы храмы жили, рядом должны жить люди. А люди по экономическим причинам здесь жить не могут. Это данность и нельзя закрывать на нее глаза.

Что касается духовенства, то священники наши не выглядят потерянными. И рясы у них не драные. Они, может даже в большей степени чем я, исполнены энтузиазма. Священники у нас очень деятельные. И всё, что сделано, сделано руками наших священников, их молитвами и талантами. Или руками игумений, если речь идет о женских монастырях. Я знаю, что отцы не теряют энтузиазма и продолжают трудиться. Многие из них положили большую часть своей жизни на восстановление поруганных святынь. На самом деле для меня самого общение со священниками это не история про то, как я поехал, посмотрел и загрустил. Нет. Священники наши, наоборот, заряжают. Это отцы-подвижники.

И последняя часть, про поездки. Ярославская область в негативном смысле славится своими дорогами. Это тоже производит определенное впечатление и от него не получается никуда скрыться. Это некая данность, с которой мы в епархии ничего поделать не можем. Хорошие дороги позволили бы привлекать и туристов, и паломников, а также позволили бы людям жить в отдаленных уголках епархии и работать удаленно. Но сейчас для этого надо иметь специфическую технику, либо быть готовым к тому, что ты не всегда приедешь, не всегда уедешь. Когда я говорю о наших дорогах, люди из мегаполисов и других регионов не совсем понимают, что я имею в виду. А описать у меня не получается. Хотя можно попытаться: у нас есть относительно крупное село в Переславском районе, на последние 20 километров по дороге к которому мы тратим чуть больше часа.

Священник Владимир Русин: Архиепископ Дамиан – не единственный курянин, связывающий наш край с территорией современной Переславской епархии. Есть ещё два священномученика, родившихся в Курском крае, но завершивших свою жизнь в одном из отделений Волголага, близ Углича. Это Петр Григорьев и Глеб Апухтин, уроженцы города Обоянь. Знаю, что на предполагаемом месте их расстрела был установлен в 2017 году памятный крест. И даже возникла идея построить там храм, посвященный новомученикам и исповедникам Церкви Русской. В какой стадии находится реализация этого доброго замысла?

Епископ Феоктист: Я сторонник народной инициативы в отношении строительства храмов. Строить храм там придумал не я и не глава района, это решили люди. Сейчас потихоньку мы занимаемся сбором всей необходимой документации, поиском средств. Идея верующих людей построить храм на месте расстрела святых свидетельствует о том, что подвиг новомучеников помнят и ценят. На самом деле это пока что единственный прецедент в нашей епархии, единственная такая инициатива. В других местах идет не строительство, а восстановление. Хотя миграция бывает и внутренней. В том же самом Переславле все храмы находятся в историческом центре города, а люди живут и в новой части. Там у нас один маленький храм-часовня, но у местных жителей не возникают мысли о строительстве храма.

Священник Владимир Русин: Владыка, одно время Вы подвизались на поприще церковного книгоиздания, были заместителем председателя Издательского совета. А в недавнем интервью «Монастырскому вестнику» Вы говорили о местных издательских проектах. Есть ли в Ваших планах издания о новомучениках, служивших в пределах современной Переславской епархии?

Епископ Феоктист: У нас это дело только налаживается. Мы только раскачиваемся. Для издательства нужны люди-специалисты, нужны средства. Быстро издательские проекты не реализуешь. Можно издать что-то как-то. Но мы так не хотим. Если делать, то надо делать качественно. Если не можешь хорошо, не делай никак вообще. Эта фраза не моя. Её неоднократно произносил Святейший Патриарх Алексий II. Свидетельство христиан должно быть во всех смыслах качественным. В издательских проектах мы делаем акцент на том, что является уникальным. Уникальными для нас являются наши святыни и святые. Мы должны говорить о святых. Плюс мы отдаем себе отчет, что наша епархия является туристической и паломнической. То есть, не мы ездим в паломничество, а к нам едут паломники. И когда люди приезжают в то или иное место, у них естественно возникает желание что-то отсюда увезти. Не только фотографии, но и интеллектуальный багаж. Книги в первую очередь. Исходя из этого, мы стараемся, чтобы на полках наших церковных магазинов стояли книги о наших святых в первую очередь. Как древних, так и новых.

Священник Владимир Русин: Ваше Преосвященство, дорогой владыка Феоктист, благодарю Вас за беседу и прошу принять наше скромное приношение – собрание трудов священномученика Дамиана, подготовленное Историко-архивной комиссией Курской епархии и изданное Курской духовной семинарией. А также книги о священномученике Петре Григорьеве и других священнослужителях, пострадавших за веру в Курском крае. Надеемся, наше общение продолжится.

Беседовал священник Владимир Русин
Фото: священник Владимир Русин
В материале также использованы снимки Владимира Ходакова

Источник: Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Владимир Русин
Все статьи Священник Владимир Русин
Епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
Все статьи Епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07