В многострадальной обители святого Иоанна Милостивого

Диакон Сергий Герук 
0
22.02.2020 396

Источник: Православие.Ru

Наша поездка в западноукраинский Загаецкий святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского мужской монастырь состоялась после знакомства с настоятелем этой возрождающейся старинной обители архимандритом Германом (Вельковым), который прибыл в Кременецкий женский монастырь на чествование старейшей игуменьи Украинской Православной Церкви матушки Мариониллы в связи с ее 87-летием и 70-летием монашеских трудов.

Загаецкий святителя Иоанна Милостивого мужской монастырь Загаецкий святителя Иоанна Милостивого мужской монастырь

О чем рассказал владыка Иов

На поездку в Загаецкий монастырь мы также попросили благословение епископа Шумского, викария Тернопольской епархии и ректора Почаевской духовной семинарии, архиепископа Иова (Смакоуза), уроженца этой земли и прекрасно знающего историю Шумского края, который также в тот день находился в Кременце.

— Безусловно поезжайте! — сказал владыка. — В Загайцах и соседних селах служил мой покойный отец протоиерей Федор Смакоуз (†2019). Он мне рассказывал о предсказании одного юродивого насельника о судьбе Загаецкого монастыря, которое в виде устного предания сохранялось среди местных благочестивых жителей. Это было в польский период истории обители, в 1920-1939 годах. Однажды, во время пребывания там священно-архимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры митрополита Варшавского Дионисия (Валединского; †1960), ему сообщили о местном блаженном прозорливце из русских, некоем отце Спиридоне. Времена тогда были очень тревожные, так как римо-католики при помощи польских судов стремились уничтожить Православие в Польше, забрать у православных все храмы и монастыри.

Старец сказал: «На месте водокачки будет крапива, в покоях архимандрита будут жить свиньи».

— А что будет после мерзости запустения?

— Загаецкий монастырь станет красивым, как Почаевская лавра.

Митрополит пожелал увидеть отца Спиридона и пообщаться с ним. Когда блаженного старца привели, митрополит спросил у него: «Отче, что, по-твоему, ожидает Загаецкую обитель в будущем?» Старец спокойно, с некоторым юродством, ответил Блаженнейшему владыке: «На месте нашей недавно построенной новейшей и торжественно освященной водокачки будет расти крапива, а в красивых покоях архимандрита, в которых мы с вами беседуем, будут жить свиньи». После таких слов свита митрополита принялась было с негодованием и едва ли не с побоями выталкивать странного прозорливца вон, но митрополит воспрепятствовал этому и спросил: «А что же дальше будет? Вот, после такой мерзости запустения?»

И Божий человек ответил: «Загаецкий монастырь будет таким красивым, как Почаевская лавра, а Почаевская лавра — как святой Иерусалим!»

Первая и печальная часть пророчества юродивого через несколько десятилетий исполнилась с буквальной точностью. На месте водокачки по воле новых «хозяев» оказался сельский мусорник, заросший крапивой и другими сорняками, а в разграбленных и полуразрушенных настоятельских покоях последний священнослужитель из братии монастыря действительно держал свиней, чтобы иметь возможность как-то финансово выживать и платить советской власти налоги.

Исполнение же второй части предсказания о возрождении обители зависит от нашей веры, молитв и духовного подвижничества. Все внешние условия для этого Богом уже даны нашему народу. Монастырь возрождается и расцветает. Поезжайте и убедитесь сами!

Встреча с обителью

И мы поехали. Поворот с асфальтированной дороги Кременец-Шумск на разбитую дождями грунтовку заставил монастырскую старенькую легковушку сбавить обороты, чуть превышающие скорость редких конных сельских упряжек, попадавшихся на пути. Преодолев еще с десяток километров ухабистой дороги, мы увидели на взгорье белые стены обители и постепенно вырисовывающиеся шпиль колокольни, храм-крепость с бойницами под крышей, монастырский корпус и огромную в виде круглой башни поленницу аккуратно сложенных колотых дров на хоздворе.

Сумерки в обители Сумерки в обители

Вечерело. Холодный ветер с мокрым редким снегом, который тут же таял, прикоснувшись к земле, трепал полы рясы вышедшего к нам навстречу благочинного обители иеромонаха Амвросия (Садового) со словами:

— Милости просим! Как раз на вечернюю трапезу поспели!

В трапезной на столах дымились паром щи с гороховой кашей, был положен вкусный черный хлеб, компот и фрукты. Благословив нас, настоятель обители любезно разрешил сделать несколько снимков и усадил за стол. После общей молитвы учиненный монах принялся за чтение жития святого дня, и лишь тихое постукивание ложек о тарелки вкушавшей братии и шум ветра за окном вторил житейскому рассказу о подвигах преподобного, поминавшегося в этот день.

На братской трапезе На братской трапезе

Так было здесь и 400 лет назад, во времена основания обители, так продолжается и поныне в неизменном сохранении монашеских православных уставов и молитв. Меняются лишь виды испытаний по зависти врага рода человеческого к монашеской жизни, которая, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства».

Путешествие в историю

Ирина Ярмолинская, копия с портрета, конец XX — нач. XXI в. (Загаецкий монастырь) Ирина Ярмолинская, копия с портрета, конец XX — нач. XXI в. (Загаецкий монастырь)

— А почему обитель названа в честь святителя Иоанна Милостивого? — поинтересовались мы после трапезы у о. Амвросия.

— Надо полагать, что основательница обители Ирина Ярмолинская, полковничья вдова, богатая помещица и хозяйка этой земли, очень почитала святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII веке. Житие святителя усыпано необыкновенными делами милосердия, называвшего нищих и убогих «моими господами», поскольку они, по словам святого, «помогут в спасении души и введут в вечные обители», — пояснил о. Амвросий, приглашая нас на экскурсию.

— И сама госпожа Ирина Ярмолинская была чрезвычайно милостивая: помогала бедным и убогим, а после смерти мужа и дочери, очевидно, паломничала в Киево-Печерскую лавру, где встретилась с ее наместником, архимандритом Петром (Могилой), будущим святым митрополитом Киевским, который всю свою жизнь посвятил возрождению Православия на Правобережной Украине, пребывавшей в тисках Речи Посполитой, — продолжал рассказ отец Амросий, показывая копию портрета основательницы обители. — Оригинал портрета XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее. Так вот, по благословению святителя Петра Могилы и молитвами преподобного Иова Почаевского, в Загайцах в 1625 году и была основана обитель.

Наш гид иеромонах Амвросий (Садовый) Наш гид иеромонах Амвросий (Садовый) Ирина Ярмолинская также передала монастырю большие угодья и закрепила свое завещание так называемой «фундушевой грамотой» от 28 августа 1637 года, в которой наказывала инокам «непременно оставаться в Православии — религії греческой, не в унії». В грамоте также сказано: «Виконуючи за ласкою Божиею волю, тот монастыр заново родше на вечние часы фундую (завещаю — укр.)».

Помещица наделила созданную за ее средства обитель различными «вечными фундушами»: прудом для рыбной ловли в урочище Ступно, мельницей, пахотными полями, сенокосами, рощами и дубравами в урочище Хмелище, садами. Обители было подарено село, впоследствии именовавшееся как Малые Загайцы. И завещала она похоронить себя там же, у могилы мужа и рано почившей дочери. Кстати говоря, копия этой самой «фундушевой грамоты» и поныне хранится в ризнице Почаевской лавры, находящейся в 50 километрах от Загайцев. И закреплена она собственноручною подписью самого преподобного Иова Почаевского(†1651): «Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный печатор рукою власною».

В храме святителя Иоанна Милостивого

Отец Амвросий провел нас пахнущими свежей краской этажами монашеского корпуса, который соединен с главным храмом святителя Иоанна Милостивого, и по ходу рассказал, что монашеский корпус был наполовину разрушен и уже силами братии обители восстановлен и достроен. В нем, после закрытия монастыря в 1950 году, размещалась и сельская школа, и клуб, и швейная мастерская, и станция сопровождения гражданской авиации.

Через боковой проход монашеского корпуса попадаем в сердце обители — храм святителя Иоанна Милостивого.

Свежеположенные паркетные полы источают приятный запах хвойной древесины, алтарную часть украшает старинный иконостас с не менее старинными иконами.

В храме святителя Иоанна Милостивого В храме святителя Иоанна Милостивого

Мы узнали от нашего гида, что храм построен в фортификационном стиле: над входом возвышается большая колокольня с бойницами для пушек и мортир, которая занимает половину крыши небольшого храма. Бойницы расположены по всему периметру церковного сооружения, и всего их насчитывается двадцать четыре. Такая стратегическая архитектурная тактика была обоснована в связи с частыми набегами неприятеля — от татарских полчищ до латинских завоевателей.

Загаецкая чудотворная икона Божией Матери «Всемилостивейшая» Загаецкая чудотворная икона Божией Матери «Всемилостивейшая»

Слева от иконостаса главная святыня обители — чудотворная икона Божией Матери Загаецкая «Всемилостивейшая».

— Восемнадцатый век — самый тяжелый в истории обители, если не считать втору половину двадцатого, — снова обратился к истории отец Амвросий — В начале века потомки Ирины Ярмолинской и ее православного сына Яна (Иоанна) Ярмолинского отступили от православной веры. С 1709 г. монастырь неоднократно принуждали к переходу в унию, в 1721 г. под влиянием польских властей он стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю этот образ Божией Матери с Богомладенцем. Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена преподобного Иова Почаевского. Можно сказать, что Матерь Божия Сама решила беречь монастырь. В 1794 г. он был возвращен в лоно Православия. В 18181853 годах при нем действовало духовное училище для детей духовенства Кременецкого уезда, впоследствии переведенное в Кременец. Обитель славилась библиотекой с книгами и документами XVI–XVIII вв., включая экземпляр знаменитой «Острожской Библии« 1581 г.

Расцвет монастыря пришёлся на начало ХХ века, когда в 1912 году он был возведен в статус первоклассного.

Загаецкий мужской монастырь, нач. ХХ в. В 1917 г. ему также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище Загаецкий мужской монастырь, нач. ХХ в. В 1917 г. ему также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище

В 1920–1930-х годах монастырь состоял из двух иеросхимонахов старцев

— Виталия и Парфения, пятнадцати монахов в священном сане, девяти мантийных монахов и тридцати послушников. Приход новой власти и Вторая мировая война значительно ослабили монашескую жизнь обители, и после войны иноков осталось двадцать два.

Интересен исторический факт о том, что в 1922 году в Загаецком Иоанновском монастыре приняли монашеский постриг ряд известных религиозных и общественных деятелей, здесь проживал одно время, а затем часто посещал обитель митрополит Алексий (Громадский), убиенный по дороге в Тернополь 7 мая 1943 года. Его мощи ныне почивают в Кременецком Богоявленском женском монастыре и ждут часа своего прославления. С 1929-го по 1933 г. настоятелем обители был архимандрит Пантелеимон (Рудык; †2.10.1968), в дальнейшем наместник Почаевской лавры и первый епископ от Русской Православной Церкви в Канаде.

Братия монастыря, 1930-е годы Братия монастыря, 1930-е годы

Тучи над монастырем стали сгущаться с приходом на Волынь атеистической советской власти в 1939 году. В 1950 году монастырь был закрыт, здание братского корпуса и хозяйственные постройки обители переданы местному колхозу им. Калинина. Храм свт. Иоанна Милостивого власти также пытались неоднократно закрыть, но жителям Загаец удалось его отстоять, и он действовал как приходская церковь до 2007 года, когда решением Священного Синода УПЦ в Загаецком монастыре возродилась монашеская жизнь.

Мученики 1943-го

Но особого внимания в истории обители заслуживает военный 1943-й год. Тогда приняли мученическую смерть от рук фашистов братия скита обители: иеромонахи Нил (Грицюк), Миллисен, Иннокентий, Савватий, Геронтий, иеродиакон Софроний, монахи Досифей, Викентий, Вениамин, Корнилий и Николай (фамилии не восстановлены). Они были расстреляны карательным немецким отрядом СС в Лазареву Субботу 19 апреля 1943 года.

Панихида с участием жителей Загаец на месте бывшего скита обители Панихида с участием жителей Загаец на месте бывшего скита обители

По свидетельству одного из выживших иеромонахов, впоследствии архимандрита Мефодия (Сибиковского; †1964) , это была заранее спланированная акция в отместку действовавшим в тех краях партизанам отряда Семена Ковпака, а также прятавшихся в «схронах» бойцов ОУН. Скит был сожжен, братия расстреляна. Лишь монах Пахомий был направлен в Шумск с обозом лошадей и запиской в немецкий штаб, в которой указывалось, что лошади передаются штабу, а приведший их монах подлежит расстрелу. Благо, отец Пахомий знал немецкий и, прочитав сопроводительное письмо, свернул с дороги и скрылся.

Ныне останки мученически почившей братии перенесены с места захоронения на территории бывшего скита в склеп монастырского храма, расположенного в подвальной его части.

С благочинным обители, иеромонахом Амвросием (Садовым) опускаемся через узкий лаз в храмовый склеп.

Мощи расстрелянной скитской братии (†19.04.1943) Мощи расстрелянной скитской братии (†19.04.1943)

— Мы расчищали склеп не один день, — поведал отец Амвросий, — вывезли отсюда не одну машину мусора, который тщательно перебирали. В нем обнаружили также останки неизвестных захоронений. Отремонтировав склеп, перенесли сюда и мощи убиенной братии.

Прощание с обителью

Перед отъездом мы от всего сердца поблагодарили наместника обители о. Германа за радушный прием и задали последний вопрос:

— Отче, что сделано братией за 12 истекших лет возрождения обители?

— Трудов нашей малочисленной братией положено очень много. Ведь пришли сюда будущие насельники буквально на развалины, где царила мерзость запустения. А уж мало или много сделано, — знает лишь Господь. За период с 2007 г. восстановлен и достроен монашеский корпус, в котором в послевоенный период размещалась и сельская школа, и клуб, и швейная мастерская, и станция сопровождения гражданской авиации. Корпус фактически отстроен заново. Отремонтирован храм, построена и оборудована котельная для отопления, трапезная, пищеблок, кельи, восстановлены монастырские врата, проложены дорожки, разбит молодой сад... Братия трудится день и ночь. Находятся и помощники из числа жителей села, прихожан обители, которые также переживают за ее судьбу и всегда готовы рассказать о том, что монастырь для родного села был и остается его душой и сердцем. Однако средств для дальнейших работ, конечно же, катастрофически не хватает. Но мы надеемся на помощь Господню, Матери Божией, святителя Иоанна Милостивого…

Уже прощаясь, отец Герман сказал:

— Приезжайте к нам летом, когда фруктовые сады преподнесут свои плоды, пчелки приготовят мед, а в лесах и дубравах вас будут ждать белые грибочки. Двери обители святителя Иоанна Милостивого открыты для всех!

И благословил на дорогу.

Диакон Сергий Герук,
фото автора

Источник: Православие.Ru

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Диакон Сергий Герук
Все статьи Диакон Сергий Герук
Последние комментарии
Православный социализм как глобальный проект будущего
Новый комментарий от Анатолий Степанов
08.04.2021 09:28
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
08.04.2021 08:52
Мы всегда стремимся следовать «царским путём»
Новый комментарий от Валерий
08.04.2021 06:35
До каких пор?!
Новый комментарий от Игорь Валерьевич
08.04.2021 05:38
Киев может «разморозить» конфликт на Донбассе
Новый комментарий от Тюменец
08.04.2021 05:19
Очередной скандал в Донской митрополии
Новый комментарий от Олег В.
08.04.2021 00:34