Источник: Православие.Ru
Наша поездка в западноукраинский Загаецкий святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского мужской монастырь состоялась после знакомства с настоятелем этой возрождающейся старинной обители архимандритом Германом (Вельковым), который прибыл в Кременецкий женский монастырь на чествование старейшей игуменьи Украинской Православной Церкви матушки Мариониллы в связи с ее 87-летием и 70-летием монашеских трудов.
Загаецкий святителя Иоанна Милостивого мужской монастырь
О чем рассказал владыка Иов
На поездку в Загаецкий монастырь мы также попросили благословение епископа Шумского, викария Тернопольской епархии и ректора Почаевской духовной семинарии, архиепископа Иова (Смакоуза), уроженца этой земли и прекрасно знающего историю Шумского края, который также в тот день находился в Кременце.
— Безусловно поезжайте! — сказал владыка. — В Загайцах и соседних селах служил мой покойный отец протоиерей Федор Смакоуз (†2019). Он мне рассказывал о предсказании одного юродивого насельника о судьбе Загаецкого монастыря, которое в виде устного предания сохранялось среди местных благочестивых жителей. Это было в польский период истории обители, в 1920-1939 годах. Однажды, во время пребывания там священно-архимандрита Свято-Успенской Почаевской лавры митрополита Варшавского Дионисия (Валединского; †1960), ему сообщили о местном блаженном прозорливце из русских, некоем отце Спиридоне. Времена тогда были очень тревожные, так как римо-католики при помощи польских судов стремились уничтожить Православие в Польше, забрать у православных все храмы и монастыри.
Старец сказал: «На месте водокачки будет крапива, в покоях архимандрита будут жить свиньи».
— А что будет после мерзости запустения?
— Загаецкий монастырь станет красивым, как Почаевская лавра.
Митрополит пожелал увидеть отца Спиридона и пообщаться с ним. Когда блаженного старца привели, митрополит спросил у него: «Отче, что, по-твоему, ожидает Загаецкую обитель в будущем?» Старец спокойно, с некоторым юродством, ответил Блаженнейшему владыке: «На месте нашей недавно построенной новейшей и торжественно освященной водокачки будет расти крапива, а в красивых покоях архимандрита, в которых мы с вами беседуем, будут жить свиньи». После таких слов свита митрополита принялась было с негодованием и едва ли не с побоями выталкивать странного прозорливца вон, но митрополит воспрепятствовал этому и спросил: «А что же дальше будет? Вот, после такой мерзости запустения?»
И Божий человек ответил: «Загаецкий монастырь будет таким красивым, как Почаевская лавра, а Почаевская лавра — как святой Иерусалим!»
Первая и печальная часть пророчества юродивого через несколько десятилетий исполнилась с буквальной точностью. На месте водокачки по воле новых «хозяев» оказался сельский мусорник, заросший крапивой и другими сорняками, а в разграбленных и полуразрушенных настоятельских покоях последний священнослужитель из братии монастыря действительно держал свиней, чтобы иметь возможность как-то финансово выживать и платить советской власти налоги.
Исполнение же второй части предсказания о возрождении обители зависит от нашей веры, молитв и духовного подвижничества. Все внешние условия для этого Богом уже даны нашему народу. Монастырь возрождается и расцветает. Поезжайте и убедитесь сами!
Встреча с обителью
И мы поехали. Поворот с асфальтированной дороги Кременец-Шумск на разбитую дождями грунтовку заставил монастырскую старенькую легковушку сбавить обороты, чуть превышающие скорость редких конных сельских упряжек, попадавшихся на пути. Преодолев еще с десяток километров ухабистой дороги, мы увидели на взгорье белые стены обители и постепенно вырисовывающиеся шпиль колокольни, храм-крепость с бойницами под крышей, монастырский корпус и огромную в виде круглой башни поленницу аккуратно сложенных колотых дров на хоздворе.
Сумерки в обители
Вечерело. Холодный ветер с мокрым редким снегом, который тут же таял, прикоснувшись к земле, трепал полы рясы вышедшего к нам навстречу благочинного обители иеромонаха Амвросия (Садового) со словами:
— Милости просим! Как раз на вечернюю трапезу поспели!
В трапезной на столах дымились паром щи с гороховой кашей, был положен вкусный черный хлеб, компот и фрукты. Благословив нас, настоятель обители любезно разрешил сделать несколько снимков и усадил за стол. После общей молитвы учиненный монах принялся за чтение жития святого дня, и лишь тихое постукивание ложек о тарелки вкушавшей братии и шум ветра за окном вторил житейскому рассказу о подвигах преподобного, поминавшегося в этот день.
На братской трапезе
Так было здесь и 400 лет назад, во времена основания обители, так продолжается и поныне в неизменном сохранении монашеских православных уставов и молитв. Меняются лишь виды испытаний по зависти врага рода человеческого к монашеской жизни, которая, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства».
Путешествие в историю
Ирина Ярмолинская, копия с портрета, конец XX — нач. XXI в. (Загаецкий монастырь)
— А почему обитель названа в честь святителя Иоанна Милостивого? — поинтересовались мы после трапезы у о. Амвросия.
— Надо полагать, что основательница обители Ирина Ярмолинская, полковничья вдова, богатая помещица и хозяйка этой земли, очень почитала святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII веке. Житие святителя усыпано необыкновенными делами милосердия, называвшего нищих и убогих «моими господами», поскольку они, по словам святого, «помогут в спасении души и введут в вечные обители», — пояснил о. Амвросий, приглашая нас на экскурсию.
— И сама госпожа Ирина Ярмолинская была чрезвычайно милостивая: помогала бедным и убогим, а после смерти мужа и дочери, очевидно, паломничала в Киево-Печерскую лавру, где встретилась с ее наместником, архимандритом Петром (Могилой), будущим святым митрополитом Киевским, который всю свою жизнь посвятил возрождению Православия на Правобережной Украине, пребывавшей в тисках Речи Посполитой, — продолжал рассказ отец Амросий, показывая копию портрета основательницы обители. — Оригинал портрета XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее. Так вот, по благословению святителя Петра Могилы и молитвами преподобного Иова Почаевского, в Загайцах в 1625 году и была основана обитель.
Наш гид иеромонах Амвросий (Садовый) Ирина Ярмолинская также передала монастырю большие угодья и закрепила свое завещание так называемой «фундушевой грамотой» от 28 августа 1637 года, в которой наказывала инокам «непременно оставаться в Православии — религії греческой, не в унії». В грамоте также сказано: «Виконуючи за ласкою Божиею волю, тот монастыр заново родше на вечние часы фундую (завещаю — укр.)».
Помещица наделила созданную за ее средства обитель различными «вечными фундушами»: прудом для рыбной ловли в урочище Ступно, мельницей, пахотными полями, сенокосами, рощами и дубравами в урочище Хмелище, садами. Обители было подарено село, впоследствии именовавшееся как Малые Загайцы. И завещала она похоронить себя там же, у могилы мужа и рано почившей дочери. Кстати говоря, копия этой самой «фундушевой грамоты» и поныне хранится в ризнице Почаевской лавры, находящейся в 50 километрах от Загайцев. И закреплена она собственноручною подписью самого преподобного Иова Почаевского(†1651): «Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный печатор рукою власною».
В храме святителя Иоанна Милостивого
Отец Амвросий провел нас пахнущими свежей краской этажами монашеского корпуса, который соединен с главным храмом святителя Иоанна Милостивого, и по ходу рассказал, что монашеский корпус был наполовину разрушен и уже силами братии обители восстановлен и достроен. В нем, после закрытия монастыря в 1950 году, размещалась и сельская школа, и клуб, и швейная мастерская, и станция сопровождения гражданской авиации.
Через боковой проход монашеского корпуса попадаем в сердце обители — храм святителя Иоанна Милостивого.
Свежеположенные паркетные полы источают приятный запах хвойной древесины, алтарную часть украшает старинный иконостас с не менее старинными иконами.
В храме святителя Иоанна Милостивого
Мы узнали от нашего гида, что храм построен в фортификационном стиле: над входом возвышается большая колокольня с бойницами для пушек и мортир, которая занимает половину крыши небольшого храма. Бойницы расположены по всему периметру церковного сооружения, и всего их насчитывается двадцать четыре. Такая стратегическая архитектурная тактика была обоснована в связи с частыми набегами неприятеля — от татарских полчищ до латинских завоевателей.
Загаецкая чудотворная икона Божией Матери «Всемилостивейшая»
Слева от иконостаса главная святыня обители — чудотворная икона Божией Матери Загаецкая «Всемилостивейшая».
— Восемнадцатый век — самый тяжелый в истории обители, если не считать втору половину двадцатого, — снова обратился к истории отец Амвросий — В начале века потомки Ирины Ярмолинской и ее православного сына Яна (Иоанна) Ярмолинского отступили от православной веры. С 1709 г. монастырь неоднократно принуждали к переходу в унию, в 1721 г. под влиянием польских властей он стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю этот образ Божией Матери с Богомладенцем. Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена преподобного Иова Почаевского. Можно сказать, что Матерь Божия Сама решила беречь монастырь. В 1794 г. он был возвращен в лоно Православия. В 1818–1853 годах при нем действовало духовное училище для детей духовенства Кременецкого уезда, впоследствии переведенное в Кременец. Обитель славилась библиотекой с книгами и документами XVI–XVIII вв., включая экземпляр знаменитой «Острожской Библии« 1581 г.
Расцвет монастыря пришёлся на начало ХХ века, когда в 1912 году он был возведен в статус первоклассного.
Загаецкий мужской монастырь, нач. ХХ в. В 1917 г. ему также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище
В 1920–1930-х годах монастырь состоял из двух иеросхимонахов старцев
— Виталия и Парфения, пятнадцати монахов в священном сане, девяти мантийных монахов и тридцати послушников. Приход новой власти и Вторая мировая война значительно ослабили монашескую жизнь обители, и после войны иноков осталось двадцать два.
Интересен исторический факт о том, что в 1922 году в Загаецком Иоанновском монастыре приняли монашеский постриг ряд известных религиозных и общественных деятелей, здесь проживал одно время, а затем часто посещал обитель митрополит Алексий (Громадский), убиенный по дороге в Тернополь 7 мая 1943 года. Его мощи ныне почивают в Кременецком Богоявленском женском монастыре и ждут часа своего прославления. С 1929-го по 1933 г. настоятелем обители был архимандрит Пантелеимон (Рудык; †2.10.1968), в дальнейшем наместник Почаевской лавры и первый епископ от Русской Православной Церкви в Канаде.
Братия монастыря, 1930-е годы
Тучи над монастырем стали сгущаться с приходом на Волынь атеистической советской власти в 1939 году. В 1950 году монастырь был закрыт, здание братского корпуса и хозяйственные постройки обители переданы местному колхозу им. Калинина. Храм свт. Иоанна Милостивого власти также пытались неоднократно закрыть, но жителям Загаец удалось его отстоять, и он действовал как приходская церковь до 2007 года, когда решением Священного Синода УПЦ в Загаецком монастыре возродилась монашеская жизнь.
Мученики 1943-го
Но особого внимания в истории обители заслуживает военный 1943-й год. Тогда приняли мученическую смерть от рук фашистов братия скита обители: иеромонахи Нил (Грицюк), Миллисен, Иннокентий, Савватий, Геронтий, иеродиакон Софроний, монахи Досифей, Викентий, Вениамин, Корнилий и Николай (фамилии не восстановлены). Они были расстреляны карательным немецким отрядом СС в Лазареву Субботу 19 апреля 1943 года.
Панихида с участием жителей Загаец на месте бывшего скита обители
По свидетельству одного из выживших иеромонахов, впоследствии архимандрита Мефодия (Сибиковского; †1964) , это была заранее спланированная акция в отместку действовавшим в тех краях партизанам отряда Семена Ковпака, а также прятавшихся в «схронах» бойцов ОУН. Скит был сожжен, братия расстреляна. Лишь монах Пахомий был направлен в Шумск с обозом лошадей и запиской в немецкий штаб, в которой указывалось, что лошади передаются штабу, а приведший их монах подлежит расстрелу. Благо, отец Пахомий знал немецкий и, прочитав сопроводительное письмо, свернул с дороги и скрылся.
Ныне останки мученически почившей братии перенесены с места захоронения на территории бывшего скита в склеп монастырского храма, расположенного в подвальной его части.
С благочинным обители, иеромонахом Амвросием (Садовым) опускаемся через узкий лаз в храмовый склеп.
Мощи расстрелянной скитской братии (†19.04.1943)
— Мы расчищали склеп не один день, — поведал отец Амвросий, — вывезли отсюда не одну машину мусора, который тщательно перебирали. В нем обнаружили также останки неизвестных захоронений. Отремонтировав склеп, перенесли сюда и мощи убиенной братии.
Прощание с обителью
Перед отъездом мы от всего сердца поблагодарили наместника обители о. Германа за радушный прием и задали последний вопрос:
— Отче, что сделано братией за 12 истекших лет возрождения обители?
— Трудов нашей малочисленной братией положено очень много. Ведь пришли сюда будущие насельники буквально на развалины, где царила мерзость запустения. А уж мало или много сделано, — знает лишь Господь. За период с 2007 г. восстановлен и достроен монашеский корпус, в котором в послевоенный период размещалась и сельская школа, и клуб, и швейная мастерская, и станция сопровождения гражданской авиации. Корпус фактически отстроен заново. Отремонтирован храм, построена и оборудована котельная для отопления, трапезная, пищеблок, кельи, восстановлены монастырские врата, проложены дорожки, разбит молодой сад... Братия трудится день и ночь. Находятся и помощники из числа жителей села, прихожан обители, которые также переживают за ее судьбу и всегда готовы рассказать о том, что монастырь для родного села был и остается его душой и сердцем. Однако средств для дальнейших работ, конечно же, катастрофически не хватает. Но мы надеемся на помощь Господню, Матери Божией, святителя Иоанна Милостивого…
Уже прощаясь, отец Герман сказал:
— Приезжайте к нам летом, когда фруктовые сады преподнесут свои плоды, пчелки приготовят мед, а в лесах и дубравах вас будут ждать белые грибочки. Двери обители святителя Иоанна Милостивого открыты для всех!
И благословил на дорогу.
Диакон Сергий Герук,
фото автора
Источник: Православие.Ru