Стать людьми с иными глазами и новой душой

0
334
Время на чтение 6 минут
В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера.

Село СиненькиеСреди жителей села Синенькие раскольников и сектантов разного толка издавна было более, нежели в иных населенных пунктах Саратовской области. В советские годы об этом даже рассказывали студентам саратовских вузов на занятиях по научному атеизму. Старожилы вспоминают, что, к примеру, секта «подпольщиков» имела подземные храмы и ходы, соединяющие их с жилищами. Помнят здесь и о «пятидесятниках»: у них было принято перед смертью давать человеку другое имя, и погребать единоверцы своих собратьев далеко не ходили: присыпали землицей на огороде или в погребке.

Самым распространенным на селе было старообрядчество. Хоронили своих старообрядцы «на отшибе» — неподалеку от сельского погоста. Детей держали в строгости, на корню пресекая интерес к пагубным привычкам.

Разное вероисповедание никогда не мешало сельчанам уважительно относиться друг к другу — главное, чтобы человек был трудолюбивый и совестливый. Сегодня в селе мирно сосуществуют православные, лютеране, мусульмане, буддисты и неверующие.

Первое упоминание о православном храме в этих местах выглядит в архивных документах так: 1711 год — «церковь деревянная ветхая», престол освящен в честь Рождества Христова. В 1934 году церковь села Синенькие была закрыта, здание использовали на расширение школы-семилетки.

С 2000-х годов в умах сельчан стала витать мысль о необходимости строительства нового храма. Тогда же жители познакомились с иеромонахом Анастасием (Денисовым), который проводил службы в храме соседнего поселка Сергиевский. Синеньцы стали организовывать встречи со священником на территории своего села: пасхальный молебен в Доме культуры, литию на Радоницу в часовенке местного кладбища, беседу батюшки с учениками и учителями в школе. Но вопрос о строительстве храма по-прежнему продвигался очень трудно.

В 2007 году иеромонах Анастасий был назначен настоятелем прихода, образованного в Синеньких. В 2016 году общине было передано нежилое здание, ранее принадлежавшее Саратовскому лесхозу и с 2009 года стоявшее заброшенным. Началась непростая и затратная работа по ремонту здания и его переустройству под храм.

Отец Анастасий — настоятель четырех храмов, находящихся на немалом расстоянии друг от друга, при этом два из них — строящиеся. Сложно уразуметь, как одному человеку может быть по силам такое служение. Однако благодаря молитвам и недюжинной энергии батюшки храм в Синеньких постепенно приобретает благообразный и благоустроенный внешний вид.

* * *

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина в Синенькие регулярно приезжают добровольцы епархиального миссионерского отдела — Валерий Кулагин и Дмитрий Пасечник. С ноября 2018 года они совершают здесь богослужения мирянским чином, в 2019 году к ним присоединилась певчая Ирина Большакова. По словам сельчан, это очень помогает поддерживать приходскую жизнь между приездами священника.

Раз в две недели по воскресным дням Валерий и Дмитрий появляются в храме. При себе у них рабочие рукавицы — оказать заодно посильную помощь на стройке. После службы миссионеры обедают с прихожанами, выслушивают их рассказы о жизни, стараясь ненавязчиво вкраплять в узор беседы христианские мотивы. С лета 2019 года стала приезжать еще и певчая — Ирина, и служба украсилась духовными песнопениями.

Богослужение мирянским чиномВалерий и Дмитрий с пониманием относятся к тому, что паства здесь в основе своей состоит из новоначальных. Перед службой стараются создать оптимистичный настрой: то покажут снимок радуги среди зимы, запечатленной при подъезде к Синеньким, то, оказавшись в прохладном храме, с улыбкой заявят: «Будем молитвой согреваться!», то привезут на Троицу кустистые ветви березы. За каждым богослужением — проповедь, в которой слово Божие иллюстрируется доступными житейскими примерами. Чувствуется, что служба эта — не только для Бога, но и для людей, как отклик на их чаяния. Так, например, по просьбе прихожан в богослужение включили особую совместную молитву о скорейшем строительстве храма Рождества Христова.

Миссионеры привозят в Синенькие духовную литературу и периодические издания — их дарят прихожанам. В октябре 2019 года они организовали для сельчан экскурсию в Саратов, на Воскресенское кладбище. А в преддверии освящения сельского храма предложили прихожанам «ликбез»: лекторий по содержанию Литургии и прочих богослужений.

Валерий и Дмитрий рассказывают, что сами воцерковились уже в зрелом возрасте — побудительная причина была у каждого своя. Они говорят о том, что стать христианином — значит не просто научиться соблюдать церковные установления. Это означает изменить свою жизнь внутренне до самых ее основ — стать людьми с иными глазами и новой душой. И это должно приносить свет и радость нашим близким — обязательно.

* * *

Строящийся храм требует соборной молитвы и трудолюбивых рук. Разные люди — порой малознакомые, приезжие — принимают участие в богоугодном деле. Но многие сельчане в храм не спешат. Причин тому много:

— Холодно у вас там, не комфортно!

— Зайду как-нибудь. Мне не всякий храм подходит. В Саратове во многих храмах побывала. В одном мне нравится, в другом — нет!

— Какой там у вас храм? Грязь одна! Приду, когда будет чисто!

— В церкву идти — деньги нести! Нет у меня лишних!

— Некогда мне, работаю я!

— Не решусь никак прийти! Вроде бы совсем уж собралась, а чего-то не пускает.

— У меня дома свои иконы и Бог в душе!

Посещение прихода с. Синенькие Митрополитом Саратовским и Вольским ЛонгиномПравославный писатель и священник Ярослав Шипов высказывается твердо: если говорят «у меня Бог в душе», это означает: нет там никакого Бога! В его рассказе «Лодки» есть интересное суждение о том, что в наши дни Господь по милосердию Своему каждому русскому роду дает хотя бы по одному верующему — как после кораблекрушения каждой беспомощно барахтающейся кучке людей по спасительной лодке. Сидящий в лодке человек протягивает руки тонущим собратьям, но тем не надо — «сами выплывем»! Что будет, «когда легкий бриз унесет все суденышки за край видимого горизонта, не останется никого, кто мог бы протянуть руку тонущему… Возможно, лодочки эти — наша последняя надежда, последний шанс».

Одна прихожанка по-доброму и с горечью заметила: «Спят Синенькие! Не проснутся никак».

Но всё же сплотилась вокруг храма небольшая община — группа взрослых женщин, готовых выполнять в любое время работу практически любой сложности, помогать друг другу молитвой. В чем-то им повезло больше прочих — у каждой из них в семье был кормчий с твердой рукой. Одну маленькой девочкой тетушка, монахиня в миру, на моления водила; у другой — покойная матушка верующей была; у третьей — в свое время прабабушка, молясь за весь род, совершила паломничество в Киев. Но то, останется ли человек в Церкви, станет ли живым ее членом, определяют, безусловно, не его предки, а он сам.

Не проторена еще дорога к дому Божию уверенной поступью сельчан, но упрямо вьется тропинка к блестящему на солнце небольшому куполу — будто ручеек, орошающий живительной влагой иссыхающие от губительного безверия русские души.

Газета «Православная вера» № 01 (645)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06