Сохраняя русское слово

Если система образования не здорова...

0
672
Время на чтение 7 минут
cover

Не являясь специалистом в области филологии, я имею некоторое отношение к чтению школьников, потому что несу послушание библиотекаря. Кроме церковных книг у нас есть и зарубежная и русская классическая литература. Школьники и студенты приходят брать книги по своей программе, и мы обсуждаем с ними, что они читают.

Наша библиотека - это древняя Трапезная палата XVI века, ее построил еще Иван Грозный. Школьники готовы проводить в монастырской библиотеке по нескольку часов каждый день. И мы садимся за уютным столом, ставим большой чайник, подают монастырские пряники. Школьники рассказывают о том, что они читают. На первом месте стоят современные фантастические и приключенческие рассказы, меньше читают зарубежную классику и уж совсем мало русскую классическую литературу.

Дети всегда находят что-то интересное для себя в монастырской библиотеке

Дети всегда находят что-то интересное для себя в монастырской библиотеке

Дети признаются, что классика им скучна и непонятна. Нам хочется, чтобы наши ученики больше читали. Если школьник не будет иметь навыка чтения, то не будет читать даже самую доступную душеполезную книгу, как бы мы ни старались. И бесполезными окажутся наши труды по составлению сборников душеполезного чтения. Поэтому в первую очередь, конечно, важно восстановить правильный подход к изучению литературы в школе, чтобы возвратиться к лучшим достижениям отечественной методики преподавания филологических дисциплин. Научить детей понимать литературу можно только через здоровую систему образования, очищенную от неправильных подходов.

Занятия по искусству с детьми
Занятия по искусству с детьми

У меня есть маленький невыдуманный, живой диалог, о том, как сегодня проходят многие уроки литературы. Я спросил своих учеников:
- Вам понятно рассказывают о жизни писателя, о его произведениях?
- Нет, учительница нам просто говорит: прочитайте вот эту биографию и отвечайте на вопросы. И весь урок молча сидит и смотрит что-то в своем телефоне или пишет в компьютере.
- И что, вы весь урок правда читаете?
- Нет.
- А она вас спрашивает потом?
- Нет. Она постоянно спрашивает только какого-нибудь одного отличника, и он ей рассказывает за всех.
- А как же все остальные получают оценки?
- Отвечают стихи наизусть.
- И вы их учите, чтобы на всю жизнь запомнить?
- Нет, конечно, зачем они нам. Мы только расскажем и сразу забываем. Ведь в жизни они нам не пригодятся. Вот я хочу стать моделью, и когда выйду на подиум, мне же не надо будет рассказывать стих.
- А я хочу стать исполнительным директором.
- А я учительницей рисования в школе искусств.
- Ребята, а как же у вас создается образ писателя? Вам рассказывают о его характере, чтобы вы из урока поняли, каким он был?
- Нам вообще мало говорят во время урока литературы. Учитель выводит нам слайд на интерактивной доске, презентацию, и там портрет писателя и что-то написано мелким текстом. Учительница нам говорит: «Читайте, кто хорошо видит».
- И вы читаете?
- Кто видит, тот читает, и кто-то даже вслух, но при этом весь класс кричит, и учительница не может нас успокоить, балуются все, болтают, в телефонах сидят, а я рисую.

Занятия живописью
Занятия живописью

Нежелание читать и изучать русскую классику часто связано с проблемами подготовки самих преподавателей. Значит, отчасти ошибка кроется в работе и программе педагогических вузов. Есть мнение, что все в руках преподавателя, но ведь нельзя требовать и ожидать энтузиазма от учителей при общей ошибочной модели программы.

Одна учительница музыки, директор школы искусств, пожаловалась мне на то, что маленькие дети, поступающие к ней в последние годы, страшно раскоординированы. Дети не понимают главные темы музыкальной грамоты - длительности нот, ударной ноты начала такта. Она показала мне одну детскую песенку, на слова которой положили музыку. Мелодия песни зависит от количества ударных гласных, слогов и слов текста. И тем более живую речь можно записать в виде нот, в мелодию с определенной интонацией, паузами и ударениями. И у нас возник вопрос: с чем может быть связано то, что дети последнего десятилетия вдруг стали испытывать большие трудности при построении музыкальной фразы, музыкального предложения, перестали понимать классическую музыку?

Мы предположили, что это может быть связано с исчезновением из нашей жизни грамотной русской речи. По радио и из телепередач дети не слышат правильную размеренную речь. Ни в кинематографе, ни в современной мультипликации хорошей речи не услышать. В школе дети не слышат красиво читаемых стихотворений и не умеют выразительно читать их сами. Многие школьники имеют проблемы с дикцией. Иногда непонятно, что они вообще хотят сказать, приходится переспрашивать их. Во время урока они не могут ясно выразить свою мысль, совершенно не владеют словом. Это следствие исчезновения правильной речи и в семьях. Дети почти не слышат сказок от бабушек и матерей. И где тогда школьникам найти русское слово?

В поисках хорошей книги я отправился в детские отделы городских библиотек. Мне пришлось провести там много времени, и я пришел в ужас от того, сколько опаснейших книг сегодня стоит на полках в детских отделах государственных библиотек. Есть и потрепанные старые добрые книги 30-летней давности с хорошими иллюстрациями, с красивым словом, но гораздо больше новых книг, к содержанию которых есть много вопросов.

Иеромонах Паисий (Новожёнов)

Иеромонах Паисий (Новожёнов)

Язык этих книг примитивен, текст похож на отрывочные выкрики, между которыми мало логической связи. Там скрывается много пошлости и зловещей мистики, приемы оккультизма, адаптированного для детей, магические ритуалы, вампиризм, ужасы, пропаганда пороков. Содержится и много кощунства, святотатства. В одной из книг главные герои подростки забираются в храм, чтобы его ограбить. Никакого осуждения этого поступка со стороны автора нет на протяжении всей книги. Эта книга 2017 г. предлагалась юным читателям как одна из самых популярных. Книги иллюстрируются страшными гримасами. А если добавить к этому весь остальной информационный поток, то неудивительно, что дети не могут понять русскую классическую литературу и она кажется им скучной.

Готовя школьников к олимпиадам по православной культуре, я обнаружил, что их словарный запас очень бедный. В 8-м классе они могут не знать элементарных понятий, слов и выражений. Что такое «белокаменное зодчество», «умозрение в камне», «кадило», «иконостас», «исповедь», «лампада», которую они почему-то путают с ламбадой. Спрашивается, каким образом повествования о культуре Древней Руси будут усваиваться в сознании семиклассника и восьмиклассника, если он, слыша или читая эти слова, не понимает, что они означают. А теория словесности, именно из-за того, что излагается запутанно и невнятно, до сих пор остается неработающим инструментом, который школьник не может применить для анализа художественного произведения.

Конечно, не все плохо с современными школьниками, слава Богу, есть в них еще жажда правды. А поэтому есть у нас надежда. Из уст наших юных учеников в стенах монастырской библиотеки прозвучали замечательные слова: «Нам родители советуют читать электронные книги и не тратить деньги на покупку обычных книг, а я хочу читать «Тихий Дон» и держать в руках настоящую книгу, свою собственную. Мы уже устали от интернета, мы заходим туда для того только, чтобы позвать друг друга гулять на природе. Мы приходим к выводу о том, что пора покидать нам все эти социальные сети и больше внимания уделять развитию своих талантов, хорошей учебе и чтению».

Пять лет назад в Твери был создан интересный конкурс сочинений «Читаем, думаем и пишем о России». В 2018 г. в конкурсе участвовало 14 колледжей и 51 школа почти всех городов Тверской области. Нам было прислано более 200 сочинений, где дети размышляли и писали о России, о своих предках и святынях родного края. Но, несмотря на множество прекрасных мыслей, уровень сочинений все-таки еще довольно слаб, чувствуется, что детям очень трудно, потому что их плохо учат писать сочинения. А если еще и не читать русскую классическую литературу, не читать о России, то как они будут думать и писать о ней? Как выразил это Валентин Григорьевич Распутин, «когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Есть оно - и все остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы...»

Нечем будет закрепить свои прекрасные мысли, если школьники не будут владеть русским словом.

Хотелось бы, чтобы у нас было больше конкурсов сочинений и художественного чтения, хороших детских отделов в библиотеках, больше литературных кружков для пишущих школьников. Для этого система образования должна быть приведена в порядок как можно скорее. Чтобы нынешние дети, школьники и студенты полюбили русскую литературу, русское слово и могли бы стать достойными наследниками духовно-нравственных традиций и культуры нашего Отечества. Верю в нашу молодежь, но мы обязаны еще очень многое сделать для нее.

Иеромонах Паисий (Новожёнов), насельник Старицкого Свято-Успенского монастыря

Справка
Иеромонах Паисий (Новоженов) в 2006 г. окончил Тверское художественное училище им. А.Г. Венецианова, в 2011 г. - иконописную школу при Московской духовной академии. С 2012 г. обучался в МДС и ТГУ по специальности «теология». В 2012 г. принял монашество, в 2013 г. рукоположен в иеродиаконы, в 2017 г. - в иеромонахи. На протяжении последних 13 лет участвует в организации изокружков, воскресных школ, факультативов православной культуры при храмах и общеобразовательных школах Твери и Сергиева Посада.
В Старицком Свято-Успенском мужском монастыре несет послушания библиотекаря, иконописца и преподавателя. Центр «Образ», созданный при обители по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора, работает по следующим направлениям: колокольный звон, рисование, иконопись, фотодело, журналистика, вышивка.
Иеромонах Паисий (Новоженов) - автор учебных пособий и дидактических материалов по преподаванию православной культуры в воскресных школах, автор книг, сборников рассказов и жизнеописаний святых для детей серии «Добрая книга России».

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Паисий (Новожёнов)
«Десакрализация жизни Церкви в пособиях для воскресных школ»
Отзыв на методические материалы для учителя, IV ступень в УМК «Приходская школа "под ключ"» диакона Ильи Кокина
30.10.2021
Проповедуя карандашом и кистью
Беседа с иеродиаконом Паисием (Новожёновым) - преподавателем ИЗО
05.05.2016
Все статьи Иеромонах Паисий (Новожёнов)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07