Не являясь специалистом в области филологии, я имею некоторое отношение к чтению школьников, потому что несу послушание библиотекаря. Кроме церковных книг у нас есть и зарубежная и русская классическая литература. Школьники и студенты приходят брать книги по своей программе, и мы обсуждаем с ними, что они читают.
Наша библиотека - это древняя Трапезная палата XVI века, ее построил еще Иван Грозный. Школьники готовы проводить в монастырской библиотеке по нескольку часов каждый день. И мы садимся за уютным столом, ставим большой чайник, подают монастырские пряники. Школьники рассказывают о том, что они читают. На первом месте стоят современные фантастические и приключенческие рассказы, меньше читают зарубежную классику и уж совсем мало русскую классическую литературу.
Дети всегда находят что-то интересное для себя в монастырской библиотеке
Дети признаются, что классика им скучна и непонятна. Нам хочется, чтобы наши ученики больше читали. Если школьник не будет иметь навыка чтения, то не будет читать даже самую доступную душеполезную книгу, как бы мы ни старались. И бесполезными окажутся наши труды по составлению сборников душеполезного чтения. Поэтому в первую очередь, конечно, важно восстановить правильный подход к изучению литературы в школе, чтобы возвратиться к лучшим достижениям отечественной методики преподавания филологических дисциплин. Научить детей понимать литературу можно только через здоровую систему образования, очищенную от неправильных подходов.
У меня есть маленький невыдуманный, живой диалог, о том, как сегодня проходят многие уроки литературы. Я спросил своих учеников:
- Вам понятно рассказывают о жизни писателя, о его произведениях?
- Нет, учительница нам просто говорит: прочитайте вот эту биографию и
отвечайте на вопросы. И весь урок молча сидит и смотрит что-то в своем
телефоне или пишет в компьютере.
- И что, вы весь урок правда читаете?
- Нет.
- А она вас спрашивает потом?
- Нет. Она постоянно спрашивает только какого-нибудь одного отличника, и он ей рассказывает за всех.
- А как же все остальные получают оценки?
- Отвечают стихи наизусть.
- И вы их учите, чтобы на всю жизнь запомнить?
- Нет, конечно, зачем они нам. Мы только расскажем и сразу забываем.
Ведь в жизни они нам не пригодятся. Вот я хочу стать моделью, и когда
выйду на подиум, мне же не надо будет рассказывать стих.
- А я хочу стать исполнительным директором.
- А я учительницей рисования в школе искусств.
- Ребята, а как же у вас создается образ писателя? Вам рассказывают о его характере, чтобы вы из урока поняли, каким он был?
- Нам вообще мало говорят во время урока литературы. Учитель выводит нам
слайд на интерактивной доске, презентацию, и там портрет писателя и
что-то написано мелким текстом. Учительница нам говорит: «Читайте, кто
хорошо видит».
- И вы читаете?
- Кто видит, тот читает, и кто-то даже вслух, но при этом весь класс
кричит, и учительница не может нас успокоить, балуются все, болтают, в
телефонах сидят, а я рисую.
Нежелание читать и изучать русскую классику часто связано с проблемами подготовки самих преподавателей. Значит, отчасти ошибка кроется в работе и программе педагогических вузов. Есть мнение, что все в руках преподавателя, но ведь нельзя требовать и ожидать энтузиазма от учителей при общей ошибочной модели программы.
Одна учительница музыки, директор школы искусств, пожаловалась мне на то, что маленькие дети, поступающие к ней в последние годы, страшно раскоординированы. Дети не понимают главные темы музыкальной грамоты - длительности нот, ударной ноты начала такта. Она показала мне одну детскую песенку, на слова которой положили музыку. Мелодия песни зависит от количества ударных гласных, слогов и слов текста. И тем более живую речь можно записать в виде нот, в мелодию с определенной интонацией, паузами и ударениями. И у нас возник вопрос: с чем может быть связано то, что дети последнего десятилетия вдруг стали испытывать большие трудности при построении музыкальной фразы, музыкального предложения, перестали понимать классическую музыку?
Мы предположили, что это может быть связано с исчезновением из нашей жизни грамотной русской речи. По радио и из телепередач дети не слышат правильную размеренную речь. Ни в кинематографе, ни в современной мультипликации хорошей речи не услышать. В школе дети не слышат красиво читаемых стихотворений и не умеют выразительно читать их сами. Многие школьники имеют проблемы с дикцией. Иногда непонятно, что они вообще хотят сказать, приходится переспрашивать их. Во время урока они не могут ясно выразить свою мысль, совершенно не владеют словом. Это следствие исчезновения правильной речи и в семьях. Дети почти не слышат сказок от бабушек и матерей. И где тогда школьникам найти русское слово?
В поисках хорошей книги я отправился в детские отделы городских библиотек. Мне пришлось провести там много времени, и я пришел в ужас от того, сколько опаснейших книг сегодня стоит на полках в детских отделах государственных библиотек. Есть и потрепанные старые добрые книги 30-летней давности с хорошими иллюстрациями, с красивым словом, но гораздо больше новых книг, к содержанию которых есть много вопросов.
Иеромонах Паисий (Новожёнов)
Язык этих книг примитивен, текст похож на отрывочные выкрики, между которыми мало логической связи. Там скрывается много пошлости и зловещей мистики, приемы оккультизма, адаптированного для детей, магические ритуалы, вампиризм, ужасы, пропаганда пороков. Содержится и много кощунства, святотатства. В одной из книг главные герои подростки забираются в храм, чтобы его ограбить. Никакого осуждения этого поступка со стороны автора нет на протяжении всей книги. Эта книга 2017 г. предлагалась юным читателям как одна из самых популярных. Книги иллюстрируются страшными гримасами. А если добавить к этому весь остальной информационный поток, то неудивительно, что дети не могут понять русскую классическую литературу и она кажется им скучной.
Готовя школьников к олимпиадам по православной культуре, я обнаружил, что их словарный запас очень бедный. В 8-м классе они могут не знать элементарных понятий, слов и выражений. Что такое «белокаменное зодчество», «умозрение в камне», «кадило», «иконостас», «исповедь», «лампада», которую они почему-то путают с ламбадой. Спрашивается, каким образом повествования о культуре Древней Руси будут усваиваться в сознании семиклассника и восьмиклассника, если он, слыша или читая эти слова, не понимает, что они означают. А теория словесности, именно из-за того, что излагается запутанно и невнятно, до сих пор остается неработающим инструментом, который школьник не может применить для анализа художественного произведения.
Конечно, не все плохо с современными школьниками, слава Богу, есть в них еще жажда правды. А поэтому есть у нас надежда. Из уст наших юных учеников в стенах монастырской библиотеки прозвучали замечательные слова: «Нам родители советуют читать электронные книги и не тратить деньги на покупку обычных книг, а я хочу читать «Тихий Дон» и держать в руках настоящую книгу, свою собственную. Мы уже устали от интернета, мы заходим туда для того только, чтобы позвать друг друга гулять на природе. Мы приходим к выводу о том, что пора покидать нам все эти социальные сети и больше внимания уделять развитию своих талантов, хорошей учебе и чтению».
Пять лет назад в Твери был создан интересный конкурс сочинений «Читаем, думаем и пишем о России». В 2018 г. в конкурсе участвовало 14 колледжей и 51 школа почти всех городов Тверской области. Нам было прислано более 200 сочинений, где дети размышляли и писали о России, о своих предках и святынях родного края. Но, несмотря на множество прекрасных мыслей, уровень сочинений все-таки еще довольно слаб, чувствуется, что детям очень трудно, потому что их плохо учат писать сочинения. А если еще и не читать русскую классическую литературу, не читать о России, то как они будут думать и писать о ней? Как выразил это Валентин Григорьевич Распутин, «когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Есть оно - и все остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы...»
Нечем будет закрепить свои прекрасные мысли, если школьники не будут владеть русским словом.
Хотелось бы, чтобы у нас было больше конкурсов сочинений и художественного чтения, хороших детских отделов в библиотеках, больше литературных кружков для пишущих школьников. Для этого система образования должна быть приведена в порядок как можно скорее. Чтобы нынешние дети, школьники и студенты полюбили русскую литературу, русское слово и могли бы стать достойными наследниками духовно-нравственных традиций и культуры нашего Отечества. Верю в нашу молодежь, но мы обязаны еще очень многое сделать для нее.
Иеромонах Паисий (Новожёнов), насельник Старицкого Свято-Успенского монастыря
Справка
Иеромонах Паисий (Новоженов) в 2006 г. окончил Тверское художественное
училище им. А.Г. Венецианова, в 2011 г. - иконописную школу при
Московской духовной академии. С 2012 г. обучался в МДС и ТГУ по
специальности «теология». В 2012 г. принял монашество, в 2013 г.
рукоположен в иеродиаконы, в 2017 г. - в иеромонахи. На протяжении
последних 13 лет участвует в организации изокружков, воскресных школ,
факультативов православной культуры при храмах и общеобразовательных
школах Твери и Сергиева Посада.
В Старицком Свято-Успенском мужском монастыре несет послушания
библиотекаря, иконописца и преподавателя. Центр «Образ», созданный при
обители по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора,
работает по следующим направлениям: колокольный звон, рисование,
иконопись, фотодело, журналистика, вышивка.
Иеромонах Паисий (Новоженов) - автор учебных пособий и дидактических
материалов по преподаванию православной культуры в воскресных школах,
автор книг, сборников рассказов и жизнеописаний святых для детей серии
«Добрая книга России».