Эксперт по Белоруссии и Украине, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько рассказал ИА «Новороссия» о целях последних заявлений президента Белоруссии Лукашенко и перспективах Союзного государства России и Белоруссии в сложившихся политических условиях.
ИА «Новороссия»: Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что не будет подписывать дорожную карту дальнейшей интеграции с Россией, подписание которой планировалось в конце этого года, из-за нерешенных экономических вопросов, а также из-за угрозы суверенитету Белоруссии. С чем связано такое заявление белорусского лидера?
Богдан Безпалько: Я считаю, то, что делает Лукашенко – это откровенный шантаж и истерика. В данной ситуации он, очевидно, вымогает деньги у Москвы под любыми предлогами. Он это делает по двум причинам. Первая – это неэффективная модель экономики Белоруссии. Вся белорусская экономика держится на реэкспорте российской нефти и нефтепродуктов и на продаже калийных удобрений, а также за счет российского рынка сбыта, куда уходит абсолютное большинство белорусских товаров, не востребованных на мировом рынке. За последнее время за счет мирового рынка и за счет других стран СНГ Белоруссия смогла нарастить свой экспорт исключительно на доли процента. Так что избавиться от зависимости от российского рынка сбыта им не удается.
Вторая причина, которая связана с первой, – это то, что Лукашенко требуется деньги перед выборами 2020 года.
ИА «Новороссия»: Вчера как раз он объявил о своем в них участии.
Б.Б.: Он идет на шестой президентский срок, и это его абсолютно не смущает. Ему нужны деньги для подкупа избирателей. Чтобы раздать их силовикам, бюджетникам, устроить очередную показуху где-нибудь. И, соответственно, чтобы показать себя эффективным переговорщиком в отношениях с Москвой. Дескать, «вот я добился, я проломил». «Я этих проклятых москалей заставил» и так далее. В реальности все его заявления не соответствуют действительности. Его обвинения или, скажем так, претензии относительно того, что Россия должна Белоруссии за охрану границы – просто смешны. Россия по площади занимает 17 млн квадратных километров. Это больше, чем площадь некоторых небесных тел! И можно представить, какие границы Россия должна охранять свои собственные, которые тоже являются границами Союзного государства, и в каких климатических условиях: на крайнем севере, на Дальнем Востоке… Может, нам тогда выставить счет Белоруссии за то, что мы охраняем такое количество границ Союзного государства?
Остальные претензии Лукашенко откровенно скатываются в какие-то нецензурные, абсолютно несерьезные формы. Например, когда белорусский президент начинает едва ли не материться, задавая вопрос: «Зачем на такой Союз?». Если ему не нужен такой Союз, пусть выходит из него и продает свои товары в еврозону, где они никому не нужны. Пусть закупает нефть в Саудовской Аравии по мировым ценам, газ – в Норвегии по мировым ценам. Насколько я знаю, все потуги закупать нефть в Венесуэле или скажем в Азербайджане, заканчивались ничем. Последней в этом ряду была попытка надавить на Россию путем договоренностей с Казахстаном о продаже нефти. Но Казахстан готов поставлять не более 3,5 млн тонн в год и категорически против реэкспорта нефти и нефтепродуктов. А Россия поставляет до 24 млн тонн.
Россия субсидирует Белоруссию каждый год примерно на 6 млрд долларов. По оценкам экспертов, за 2018 год Россия проспонсировала Белоруссию за счет разницы цен на нефть, газ, за счет перетаможки нефти и т.д. на 5,77 млрд долларов. Это размер только энергетического субсидирования.
В целом, если мы посмотрим на поведение Белоруссии, ее руководства, мы увидим, что оно не является союзническим. Белоруссия так и не признала Крым российским, она отказывается разделять политику России в отношении Донбасса, она не признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Белорусское руководство отказало нам в размещении военной базы, причем несколько раз…
ИА «Новороссия»: И при этом вчера Лукашенко сказал, что Россия могла бы и бесплатно давать оружие, самолеты, и это бы поддержали жители России.
Б.Б.: Ему не стоит расписываться за всех жителей России. Он привык за всех жителей Белоруссии расписываться, это еще как-то объяснимо, но на счет жителей России – не советовал бы ему за всех говорить.
Фактически Россия не просто отказалась от размещения военной базы, она еще и приплачивает Белоруссии. Размер энергетического субсидирования составляет 6 млрд долларов. Сюда прибавить рынок сбыта, кредиты, которые мы даем, строительство атомной электростанции… Кстати, добросердечный Александр Григорьевич недавно обложил налогом на добавленную стоимость материалы, из которых строится электростанция на его территории, чего раньше не было.
В данной ситуации мы видим, что все эти разговоры, вся эта риторика относительно «строительства моста между Западом и Востоком», относительно Движения неприсоединения, которое возглавляет сейчас Лукашенко. Все это может быть и хорошо для самого Лукашенко, для его семьи, но это никак не соответствует тому, что принято называть союзническими отношениями. Мост не может быть союзником. Если политика объявляют лидером нового движения неприсоединения, то соответственно это неприсоединение и к нам тоже. Это не союзничество.
И у нас тоже зададутся вопросом – а нужен ли нам союз с таким политиком, с таким президентом, который сейчас проводит политику белорусизации, вытеснения русского языка, создания новой русофобской идентичности, которая пока еще приживается, к счастью, плохо, но в целом усилия уже очевидны, и понятно каком направлении они идут. Лукашенко – политик, который действует в рамках совершенно двойных стандартов. Они нас обвиняли в том, что мы проверяем на российско-белорусской границе иностранцев и разворачиваем их в сторону международных границ – российско-латвийской или российско-украинской. Но при этом сама Белоруссия пустила к себе человека, которого Россия объявила персоной нон-грата – вице-спикера Сейма Польши Малгожату Госевскую. Ну и как нам доверять этому «союзнику»?
Все претензии Лукашенко сводятся к тому, что он хочет сохранить прежнюю субсидированную модель экономики, когда Россия будет предоставлять ему десятки и сотни миллиардов долларов, рынок сбыта, а он по-прежнему будет двигаться на Запад. Вот и все его пожелание. И истерика его сейчас объясняется именно тем, что Россия начала снижать размеры дотаций и субсидий, что она уходит от этой модели экономики, от этой модели взаимодействия.
ИА «Новороссия»: В Белоруссии недавно прошли парламентские выборы, в следующем году запланированы президентские. Каким образом выборы повлияют на курс Минска?
Б.Б.: Что касается выборов в нижнюю и верхнюю палаты белорусского парламента, они носили, конечно, чисто формальный характер. Население относилось к ним абсолютно безразлично и апатично. Сейчас, по оценкам ряда экспертов и наблюдателей, явка составила от 10 до 20%. На самом деле, все депутаты уже давным-давно были назначены.
А что касается будущих выборов президента, то понятно, что они будут безальтернативными. То есть формально там, наверное, и будут какие-то кандидатуры, но абсолютно убежден, что эти выборы будут иметь де факто абсолютно безальтернативный характер. По сути Лукашенко узурпировал власть и каждый раз переназначает себя и все. Но делает это с внешним соблюдениям демократической формы. Никто эти бюллетени считать не будет, просто нарисуют определенную явку и определенную поддержку действующему президенту.
ИА «Новороссия»: Чем такой вариант чреват для России?
Б.Б.: В первую очередь, издержками. Если эта субсидиарная экономическая модель будет и дальше развиваться, российские налогоплательщикам придется и дальше платить налоги, в том числе в пользу Лукашенко.
Вы просто задумайтесь! За прошлый год мы потратили почти 6 млрд долларов. Это только энергетические субсидии. По оценкам МВФ, с 2005 года по 2015 год мы потратили на поддержку Белоруссии 106 млрд долларов. Это же очень большие деньги! Ведь их можно было бы потратить на развитие российских регионов, особенно центральноевропейской части, которая сейчас деградирует. На реиндустриализацию, на постройку импортозамещающих производств, на поддержку Донбасса, на поддержку настоящих союзников, которые нуждаются в гораздо меньших суммах. При этом как раз вполне себя ведут по-союзнически.
Вспомним, что Сирия, которая много лет находится в состоянии войны, все-таки нашла в себе силы и мужество признать Крым российским, несмотря на то, что этому, например, противодействовала Турция. А наш ближайший союзник, Белоруссия, в лице Лукашенко российским Крым не признала…
Лукашенко не отправил не то, что ни одного солдата или хотя бы какого-то автомобиля в Сирию. Он не отправил туда даже госпиталя с врачами или просто группу врачей. Врачи ведь не воюют, они спасают жизни, но… Никакого союзнического поведения в данной ситуации нет.
ИА «Новороссия»: Соответственно, при сохранении власти Лукашенко перспективы у Союзного государства достаточно туманные?
Б.Б.: Пока что все перспективы сводятся к тому, что Россия все-таки пытается каким-то образом добиться интеграции и будет пытаться дальше это делать. Лукашенко будет и дальше устраивать истерики, шантажировать российское руководство, требовать денег, ругаться.
Еще недавно он заявлял, что они «ходили под плеткой» оказывается и что Великая Отечественная война – это «не их война». А сейчас он уже переходит фактически уже на обсценную лексику, на матерную. Дальше, наверное, нас ожидает еще много «интересного».
Так что Союзное государство пока остается таким же эфемерным, как и было. Пока оно существует только в том смысле, что существует группа бездельников, которая проедает около 8 млрд рублей в год. Эта группа называется Постоянный комитет Союзного государства. Еще существуют якобы депутаты от Парламентского собрания, которые собираются два раза в год попьянствовать, но при этом получают зарплату.
Конечно, есть некоторые проявления и позитивного характера. Например, отсутствие границ, возможность белорусам находится в России без каких-либо лишних документов, белорусам не требуются патент, они могут устраиваться на работу. Но этим, по большому счету, исчерпывается пока все Союзное государство.
Беседовал Тихон Гончаров.