itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Царская тема находит меня всю жизнь...»

Протоиерей Аркадий Петровцев о подвиге св. Царственных Мучеников и проблемах монархического просвещения

0
1186
Время на чтение 12 минут

Сегодня в рубрике «Год Царской голгофы» мы беседуем с настоятелем храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке Ропша Ленинградской области протоиереем Аркадием Петровцевым. При знакомстве с батюшкой особенно приятно удивило, что, несмотря на далеко не пожилой возраст, отец Аркадий с матушкой Екатериной - родители 12 детей: шести мальчиков и шести девочек!

- Отец Аркадий, расскажите, пожалуйста, немного о себе - о Вашем пути к Богу и священническому служению, о том, как и почему Вам стала близка Царская тема.

- В Православие я пришел из протестантизма. Несколько лет был протестантом и даже собирался стать пастором. Ездил и на конференции протестантские в Москву, помогал им проводить их службы...

А Царская тема меня всю жизнь находила, а не я ее, если так можно сказать. Учился в сельхозинституте в Царском Селе. И иногда заходил в православные храмы, одним из которых был Феодоровский Государев собор, рядом с институтом. Близость Царских мест давала мне некий духовный ориентир, и эта тема привлекла мой ум.

А потом пришел к Православию - это уже на четвертом курсе, в 1993-1994-м - мой институтский друг помогал в алтаре Феодоровского собора у тогда еще игумена Маркелла, теперь владыки Царскосельского. Также через друзей я попал к отцу Николаю Гурьянову, а он был почитателем Царской Семьи и Григория Ефимовича Распутина. Мы к батюшке ездили регулярно по несколько раз в год в течение семи лет. Конечно, то, что мы слышали от Старца, подталкивало к сугубому проникновению Царской темой. Мы ходили и к Александровскому дворцу, который находился тогда на реставрации, смотрели на Царские огороды, которые Царственные Мученики возделывали, будучи в пленении. Мне показывали комнаты, где они жили. На свалке около дворца, когда еще этой темой никто не интересовался, мы даже нашли битую посуду тех времен, с Царскими вензелями.

Т. е. изначально так получилось, что из-за близости к Царским местам и благодаря окружавшим меня людям, с которыми мы ездили к отцу Николаю Гурьянову, я оказался в такой околоцарской среде, где все о Царской Семье свидетельствовало, где почитали и любили эту святую Семью.

- Но давайте вернемся к тому, как Вы пришли к Православию и что было потом.

- Моему приходу к Православию поспособствовали молитвы моей бабушки. Потому что она - единственная, наверное, кто за меня молился, когда я был еще некрещеный и ходил к протестантам. И вот однажды, приехав к ней, я почувствовал такую огромную тягу к Церкви Христовой, что даже ночью не смог уснуть. Тогда я осознал, что должен принять Крещение. Утром спрашиваю: «Бабушка, а у тебя есть крестик?» Она на меня изумленными глазами смотрит, не веря, что я, только недавно готовившийся стать протестантским пастором, обратился в Православие. И я буквально бегом побежал креститься!

Потом, когда я окончил институт и уже знал, что буду священником, батюшка Николай Гурьянов благословил меня переехать в Брянскую область. И мы из тех Царских мест приехали на Брянщину... тоже в Царское место!

Тогда Брянскую епархию возглавлял архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Он глубоко почитал Царскую Семью, за что и пострадал. Это был один из старейших архиереев Русской Церкви, членов Священного Синода, очень грамотный. И вот, как только я стал молодым священником, мы туда перебрались, и он нас тоже в Царской теме воспитывал. Рассказывал, как из Германии в 70-е годы перевозил самиздатовские брошюры про Царя в чемоданах с архиерейскими облачениями. Интересно, что когда пограничники заходили их проверять, он молился Царственным Мученикам, потому что, если бы это нашли, его могли бы и от служения отстранить, и дело завести.

А в Брянск Владыка попал из Екатеринбурга, где активно содействовал прославлению Царской Семьи еще до ее канонизации. За это его в Синоде осторожно «притормозили», сказав, что пока соборно вопрос не решен. И за это, так сказать, рвение Владыку перевели на Брянскую кафедру. Вот, это был архиерей, который меня рукоположил и под омофором которого я служил с 1997 по 2002 год. Часто, когда мы встречались, он говорил что-то на Царскую тему.

Более того, он меня отправил в Брасовский район Брянской области служить. А Брасово - единственное Царское имение во всей округе! Это имение брата Царя - Михаила Александровича Романова, почему и супруге его дали фамилию Брасова. Там был его конный завод, где он выращивал лошадей для Дикой дивизии, которую возглавлял. Его дворец посещали разные композиторы, знатные люди. Был и станкостроительный завод, поставлявший продукцию в Петербург. И ветка железнодорожная, по которой осуществлялись поставки в Северную столицу. Вот как получилось - из Царского Села мы попали в Царское имение на Брянщине, да к такому Царскому архиерею!

- Еще и по благословению старца Николая Гурьянова, сугубого молитвенника Царственным мученикам!

- Да, конечно. А через 18 лет мы вернулись в Петербург, тоже по благословению, как отец Николай и говорил: вы будете там (в Брянске)не всегда, переберетесь обратно в Питер. И здесь меня определили в Ропшу. И она тоже оказалась Царским местом!

- Надо же! Расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Наш храм Благовещения Матери Божией был домовой церковью Петра I. Но еще раньше он был известен как храм покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского на Княжьей горке, т. к. в новгородские времена здесь находились оборонительные крепости. И когда шведы завоевали на 100 лет земли новгородчины, они разрушили тот деревянный храм и поставили лютеранскую кирху. Но Царь Петр их победил, и вновь воссоздал на том месте православный храм. А приезжал он в Ропшу, потому что здесь есть минеральные радоновые источники, как на юге. У него тут была лечебная резиденция. Рядом с этим храмом построили дворец с подземной галереей.

После Петра I в нашем храме побывали практически все Цари. Особенно любили Ропшу Петр III, у которого тоже был здесь дворец; Павел I, который решил после гибели своего отца от рук убийц построить здесь Петропавловский храм - в честь его и своего Небесных покровителей. Но по причине кратковременности правления ему не удалось это завершить. А т. к. Павел I огласку этому проекту не давал, что это храм и в честь кого он возводился, то его переделали под манеж, дабы стереть память о мученической кончине этих двух Государей. Потом Ропшу очень любила и отстраивала, сделав генеральный план, Императрица Елисавета. А незадолго до революции Ропшу выкупила Царская Семья, устроив в ней охотничье имение. Здесь устраивались военные маневры, и Государь часто приезжал сюда, молился на Литургии в храме...

В целом наш храм Благовещения Пресвятой Богородицы с петровских времен относился к дворцовому ведомству и никогда не был приходским. Поэтому его содержали все без исключения Русские Цари. Вот, в такое место я попал после Брянска, хотя никаких личных усилий на всем этом пути не прикладывал - чтобы специально оказаться в Царском Селе, в Брасово или в Ропше. Поэтому я и говорю: Царская тема сама находит меня - всю жизнь!

- Но Царская тема весьма непростая - столько лжи и клеветы возводится на благочестивых Государей - Николая II, Павла I и на их окружение - того же Григория Ефимовича, которого Вы упомянули. Как бороться с этим?

- Да, тема эта непростая, даже внутри Церкви. Как с этим быть? Лично я пошел путем принятия точки зрения уважаемых мной людей. С первых лет своего священства я поставил отца Николая Гурьянова духовным образцом и впитывал все его наставления. Я боялся некое собственное мнение иметь, старался подстраиваться под духовных наставников, Святых Отцов и подвижников благочестия.

Но при этом помните, как старец Николай ответил на вопрос: «А Вы молитесь Григорию Ефимовичу?» Он сказал: «Дома - молюсь». Видите, мы как верные чада Церкви должны придерживаться церковного благочиния.

- Отец Аркадий, а как вообще Вы понимаете Царскую тему? Каким образом она связана с нашей современностью?

- Царская тема для меня очень многое значит, я убежденный монархист с первого года, как пришел к Православию. Она меня трогает до глубины души. Когда 17 июля, в этом году, в 100-летие Русской Голгофы, после Литургии наш клирос запел Царский гимн «Боже, Царя храни», я прослезился.

Царская тема в России до сих пор находится фактически под запретом, табуирована. Потому что у нас, можно сказать, существует политическая конкуренция. Образы правления демократический и монархический - взаимоисключающие. И продвигать, «рекламировать» Царскую тему «наверху» никто не собирается, поскольку это подразумевает иную позицию и огромную ответственность. Поэтому сейчас большинство людей, живущих в России, важности этой темы не осознают.

При этом, к сожалению, порой монархические организации и мероприятия возглавляются не самыми подходящими людьми. И думается, большую роль здесь играет, может быть, даже государственная политика. Здравые силы притормаживаются, в чем-то дискредитируются, а когда люди экзальтированные занимаются Царской темой, то это может устраивать «политических конкурентов».

- Какой вывод отсюда необходимо сделать, как подходить к данной теме правильно?

- Важно, чтобы занимались Царским делом люди достойные. Например, когда говорил о Государе отец Николай Гурьянов или другие наши старцы и подвижники благочестия, - слова их имели безусловный авторитет.

Прежде всего, конечно, значительную роль в Царском деле играет то, чем вы занимаетесь, - просвещение. Это и издательская деятельность, и выпуск фильмов, передач правильных. Но важно, как я сказал, работать с опорой на слова и опыт реальных общественных и духовных авторитетов. Потому что за ними - люди. А для того чтобы проводить какое-то массовое мероприятие, акцию, или участвовать в чем-то, необходимо понимать, кто это возглавляет, кто благословил, за кем люди смогут пойти и пойдут ли. Иначе все наши усилия останутся малоэффективны, не затронут людей, не зацепят по-настоящему, а могут и вред принести. Сколько таких случаев - берутся возглавлять народное движение люди искренние, но неглубокие, либо экзальтированные, либо пафосные, - примеров этому много, не хочу их приводить, чтобы никого не обидеть. Но и не говорить об этом не могу, т. к. это немаловажно.

Царская тема очень важна по трем причинам: во-первых, потому что дает нам понятие справедливого государственного устройства. Многие законодательные начинания Царя - пример справедливой политики, в которую в наше время уже трудно поверить. Второе - личный пример Царской Семьи - образцовый для христиан. И третье, главное в плане осознания подвига Царя и по аналогии с подвигом особо чтимых на Руси святых Бориса и Глеба, - важность, стержневой характер этого подвига. Благоверные князья Борис и Глеб в течение столетий были знамением для Русских людей, постоянно пребывавших в условиях братоубийства и междоусобиц. Подвиг этих святых впечатлял десятки поколений и стал одним из центральных стержней души Русского человека. А в наш страшный богоборческий ХХ век, время преследования за веру и того же братоубийства, Царская Семья является стержнем никак не менее значимым, понимаете? Их подвиг для нашего времени - центральный и стержневой, потому что олицетворяет в себе подвиг всех Новомучеников и Исповедников, благодаря которым Россия не погибла и Русская Церковь сохранилась.

- Батюшка, а видя то, как мы провели 2017 и 2018 годы, можно ли сказать, что уроки столетия усвоены? И к чему нам готовиться в ближайшем будущем, на Ваш взгляд?

- Говорить об этом трудно, потому что происходящее сегодня видится в основном глазами статистики. Согласно ее печальным итогам, например, лишь единицы процентов населения регулярно посещают храм. Стало быть, церковное самосознание очень низкое, и внутри самой Церкви далеко не все придерживаются правильного взгляда на Царскую Семью и монархическое устройство.

Но в то же время у старцев, которых я посещал, было другое видение состояния общества. Когда у батюшки Николая Гурьянова спрашивали: почему так тяжело в России, плохо и трудно, он говорил, что легко и хорошо; также на вопрос «как возродить Святую Русь?» Старец отвечал: «А она и не умирала!»

Конечно, старцы говорят, что Царя в России может и не быть, потому что его надо заслужить, а в нашем современном состоянии государства до изменений еще далеко. Но закваска есть. Она заложена нашими святыми и подвижниками благочестия, которые много потрудились. И, повторюсь, в Царском деле, в просвещении действовать необходимо прежде всего качественно и от души. Есть же у нас вера, надежда и любовь. Человек должен жить надеждой, сам быть достойным ожидаемого и прикладывать к исполнению ее все усилия. Мы вкладываем свою душу, свою жизнь в эту Царскую копилку, - ну, а что будет - увидим!

- Последний вопрос, батюшка: что наиболее важно для спасения в современном мире?

- Думаю, иметь духовного наставника с правильными взглядами и устроением. Потому что дерево познается по плодам, а когда один слепой ведет другого, в яму упадут оба. Чтобы люди задумывались, я спрашиваю не просто «есть ли у Вас духовник?», а «кто духовник Вашего духовника?» Так истоки духовные можно проследить. Что проистекает от духоносных наставников, то и плоды имеет добрые. Окормление и послушание очень важно, особенно сегодня.

Беседовала Анастасия Державина

Чудо Царского Друга: свидетельство батюшки о помощи Г. Е. Распутина в исцелении от беснования

В дополнение к беседе с протоиереем Аркадием Петровцевым - замечательное свидетельство батюшки о помощи почитаемого им Царского Друга, убиенного сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина - Григория Нового - в исцелении от беснования.

Царская тема - особая, с ней связано многое в жизни. И без фигуры Григория Ефимовича Распутина Царская тема не будет полной. Знаете же пословицу: «Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты». А сейчас пытаются доказать, что Царская Семья - святая, а Григорий Ефимович - грешный и особый злодей. Удивляешься, т. к. никакой логики в этом нет. Если Царская Семья - святая только по своей мученической кончине, то предположения разные можно делать. Но мы-то считаем их образцом. Сейчас книги издаются, одобренные Издатсоветом (записки Императрицы и проч.), - и оказывается, что эта Семья - святая и по жизни.

Григорий Ефимович чем поразил Царя? Мы знаем слова Государя: «Везде измена, трусость и обман», и видел он это, думается, еще до того пресловутого события с мнимым «отречением». Царь видел, что многие люди - неискренние. И есть слова Императрицы: «Если бы ты знал, Григорий, сколько красивым почерком гадостей и всяких подлостей пишется, ты бы тогда понял, как мне милы твои каракули». Вот, Григорий Ефимович был характерен своей простотой, максимальной искренностью, откровенностью и честностью, потому что это сейчас - да и в любое время - все-таки редкость. Почему люди тянутся к старцам? Они видят воплощенный идеал Христианства в конкретном человеке. Думаю, что подобный идеал простого человека и старца Царская Семья увидела в Григории Ефимовиче. В этом - его неоценимая заслуга. И влияние он оказал огромное. Устроенная на него травля имела целью дискредитировать Царскую Семью, любые способы шли в дело - и двойники, и клевета...

В моей жизни было несколько явных чудес, связанных с Григорием Ефимовичем Распутиным. Расскажу об одном. Когда мы жили на Брянщине, у моего старшего сына был друг-одноклассник, но на год постарше. Они уже практически заканчивали школу, дело шло к армии. Конечно, это был юный возраст, и зачастую, как многие старшеклассники, они занимались ерундой, но все-таки и в храм приходили.

И вот произошел такой случай. Второй сын звонит и говорит: «Папа, приезжай в деревню, я не знаю почему, но Леше (его другу) плохо, он умирает - наверное, его надо причастить». Степа - сам испуганный и меня напугал, ничего толком не мог объяснить, был в панике. Я поехал. По дороге предполагал, что у парня что-то с сердцем случилось или нечто подобное.

Приезжаю, а дом весь побитый. Друг сына, Алексей, вне себя, в каком-то жутком состоянии одержимости, беснования, разворотил весь дом - двери, окна разбиты, все перевернуто, сам порезанный. Там сидит и его мать, дрожа от ужаса, а он бегает, что-то кричит. И там же участковый врач-терапевт, который к тому времени успел приехать и вызвать по мобильному телефону скорую помощь - психиатрическую. Вот, в этот момент я захожу туда, и мы все понимаем, что это беснование. Конечно, какое уже там Причащение или что-то подобное? Надо как-то помолиться, чтобы облегчить ему это состояние.

Мы все встали на коленки, чтоб усердно помолиться, и я стал читать акафист святым Киприану и Иустине. И вот во время чтения тот бес, что был в мальчике, нам говорит: «Все равно я не выйду». Опять он бегает, снова подходит и сообщает: «Для меня эта молитва - слабая». Потом говорит: «Я вошел в него через самогонку, которой его поили в соседнем доме». Меня жуть пробирает от того, что он разговаривает не своим голосом, произносит такие вещи, пытаясь сбить молитву.

Мы прочли акафист - и никаких последствий. А т. к. я почитаю Григория Ефимовича, - потому что знаю, что старец Николай Гурьянов его почитал, а я к нему ездил семь лет, - то начал читать акафист Григорию Ефимовичу Распутину. И вот, после первого кондака и икоса бес вышел! Причем без «театрального» какого-либо сопровождения, вроде: «Ой, выхожу, выхожу», а просто друг моего сына, Алексей, очнулся и с крайним удивлением смотрит вокруг, недоумевая: а что тут творится?

Этот случай - из наиболее ярких, и для нас в том числе. Все это оказало влияние и на врача участкового. Мы его убедили не отдавать мальчика в психиатрическую больницу, потому что про него неизвестно что бы после такого говорили, и вся жизнь была бы искорежена. И когда я ехал обратно, по дороге пересекся со скорой помощью, объяснил им ситуацию и написал бумагу, что беру парня под свою ответственность. На другой день мы на службу пошли, причастил его...

Моего сына Степана и других детей так это впечатлило - они все чтят Григория Ефимовича теперь. А сын мой поступал недавно в Питерскую семинарию. Конечно, подготовился он слабовато, а там и сильные ребята не поступали. Но пришел домой радостный - его приняли, и сказал: «Пап, я молился Григорию Ефимовичу!» Вот, настоящие чудеса!

До сих пор происходят подобные вещи с нами, среди наших прихожан. Например, у одного был серьезный суд, его здорово подставили. Все знали, кому молиться.

По молитвам к Григорию Новому решаются любые вопросы. Не только какие-то мелочи, но и жизненно важные случаи.

Сейчас Григорию Ефимовичу и акафисты можно найти, и книги о нем есть в продаже. Известны замечательные творения Царского Друга (книга «Вериги любви»). Любой здравый человек, который прочтет воспоминания Григория Ефимовича о торжествах в Киеве, например, или о паломничестве на Святую Землю, душу автора почувствует. А понять Григория Ефимовича, не соприкоснувшись с его воспоминаниями, едва ли возможно. Потом уже - когда человека полюбишь, почувствуешь, поймешь, - то, конечно, начнешь и молиться ему. Общение людей на этом и строится - это разговор с Богом и душами Его святых.

Протоиерей Аркадий Петровцев

Источник: газета «Православный Крест», № 16 (208) (от 15 августа 2018 г.)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Аркадий Петровцев
Господь ведёт Россию в правильном направлении
Как относиться к данным Росстата, согласно которым 71,6% женщин хотели бы иметь только одного или двух детей
24.03.2023
Не гонитесь за карьерой и общественным признанием!
О роли женщин в российском обществе
08.03.2023
Я долго ждал этого!
Что принесёт России закон «О пробации в РФ», который предполагает введение института социальной адаптации осужденных лиц?
06.02.2023
Окунаться – хорошо, но недостаточно!
О спорах вокруг Крещенских купаний
18.01.2023
Почему в Церкви не хватает священников?
Нельзя за счёт снижения качества образования решать проблему количества пастырей
22.12.2022
Все статьи Протоиерей Аркадий Петровцев
Последние комментарии
«Эти две великие тени довлеют над ним»
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2023 20:56
Граждане Украины не желают умирать за Зеленского
Новый комментарий от Константин В.
29.03.2023 20:19
Пересекаются ли параллели истории?
Новый комментарий от С. Югов
29.03.2023 19:28
Ода отцовскому ремню
Новый комментарий от наталья чистякова
29.03.2023 18:25
«Все заявленные цели СВО будут достигнуты»
Новый комментарий от Калужанин
29.03.2023 18:20
Священник Феодор Конюхов снова в полёте
Новый комментарий от C. Гальперин
29.03.2023 17:37