Чего США действительно хотят от Белоруссии?

0
394
Время на чтение 5 минут
Чего США действительно хотят от Белоруссии? | Продолжение проекта «Русская Весна»

В Белоруссии 11 сентября завершилась одна из, пожалуй, самых странных избирательных кампаний последних десятилетий. «Незаметные», как их назвали представители ОБСЕ и международные наблюдатели, выборы в местный парламент, снова прошли по написанному заранее властями сценарию, однако оставили после себя двоякое ощущение. С одной стороны, белорусский режим продемонстрировал Западу свою готовность к дальнейшим переговорам, а с другой - снова доказал, что все еще полностью контролирует ситуацию в стране и всякого рода «демократические послабления» являются не более чем вынужденной необходимостью.

И если позиция белорусского руководства относительно выборов и внутриполитической обстановки в стране более или менее ясна, то вот отношение к происходящему сегодня в Белоруссии со стороны Запада выглядит неоднозначно. Речь в данном случае идет о том, что оценки белорусской политики Евросоюзом, США и международными организациями сегодня перестали быть идентичными друг другу. Это, конечно, не означает, что Вашингтон и Брюссель смотрят на Белоруссию с диаметрально противоположных позиций, однако их отношение к официальному Минску все больше начинают отличаться. В подтверждении этому можно привести недавние заявления представителей ОБСЕ и ЕС, которые отказались от жестких оценок прошедших выборов, и Государственного департамента США, где хоть и приветствовался «ряд улучшений» в ходе парламентских выборов (в первую очередь, попадание в парламент двух «оппозиционеров» и послабления во время предвыборной кампании), но при этом содержался открытый отказ признать выборы демократическими. Интересно, что американцы в своем заявлении сослались на европейцев - оказалось, что белорусское руководство не смогло в полной мере выполнить свои обязательства относительно свободных и справедливых выборов, изложенные в совместном заявлении наблюдательных миссий БДИПЧ, ПА ОБСЕ и Совета Европы. Поэтому отсутствие «прозрачности при подсчете голосов и плюралистичного состава избирательных комиссий» не позволяют США признать выборы. Как считают в Вашингтоне, белорусам необходимо еще многое сделать для того, чтобы улучшить свои отношения с США и, в первую очередь, провести реформу избирательного права. Только якобы после этого в Белом доме будут готовы идти на более серьезный диалог с Минском. А пока все остается без изменений и Белоруссии, президент которой считает бывшего президента США Билла Клинтона своим «большим другом», придется смириться с тем, что санкции с нее американцы в ближайшее время не снимут, как и не пришлют в республику своего посла.

Почему же американцы, в отличие от Евросоюза и ОБСЕ, которые пока на официальном уровне не объявили о своем окончательном решении относительно признания или непризнания выборов, фактически не дали белорусскому руководству шансов на продолжение более серьезного диалога между двумя странами? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, что на сегодняшний день есть два основных фактора, определяющих отношения США к Белоруссии, и ни в одном из них белорусские выборы не играют существенной роли.

Во-первых, это внутренняя борьба в США накануне президентских выборов. В Белом доме сегодня абсолютно не до Белоруссии и Александра Лукашенко, так как на повестке дня стоит куда более серьезный вопрос о возможности прихода к власти Дональда Трампа, внешняя непредсказуемость которого многих в Вашингтоне пугает. На этом фоне, пока кресло в Белом доме не будет занято и не появится новый госсекретарь, говорить об изменении политики США к Белоруссии как минимум преждевременно. Более того, нельзя забывать и о том, что политика Соединенных Штатов по отношению к официальному Минску полностью зависит и от ведущегося сегодня диалога Вашингтона с Москвой, в котором после президентских выборов многое может поменяться. Поэтому нынешнее заявление представителей уходящей в историю администрации Барака Обамы относительно ситуации в Белоруссии и прошедших там выборов ровным счетом ничего не значит, так как дальнейшая политика США в этом вопросе будет определяться совершенно другими людьми.

С другой стороны, американские власти, будь то при Обаме, или при следующем президенте США, имеют в Восточной Европе схожие, однако не идентичные с ЕС цели и задачи. В Вашингтоне прекрасно понимают, что Белоруссия все еще находится в сфере влияния России, а потому ее ценность для американской внешнеполитической доктрины минимальна. В то же время, Брюссель все еще не оставляет надежд через формирующуюся сегодня новую систему взаимоотношений с Минском изменить вектор белорусской внешней политики, максимально приблизив его к украинскому. Вашингтон же сегодня не намерен заниматься тем, чтобы целенаправленно вырывать белорусов из сферы влияния Москвы, отдавая пальму первенства в этом деле Брюсселю. Белому дому пока хватает проблем с Украиной, и вешать на себя еще и «белорусский вопрос» в не самом перспективном для американской политики регионе американцы не имеют никакого желания. К тому же и руководство Белоруссии, несмотря на многочисленные заявления последнего времени, само все еще не видит необходимости идти на прямое сближение с США. Белорусы, конечно, хотели бы, чтобы Вашингтон посодействовал получению республикой новой кредитной линии от МВФ и снял свои санкции, но в Минске за последние годы все-таки научились иногда трезво смотреть на вещи и прекрасно понимают, что только одними «демократическими» выборами и отсутствием политических заключенных ситуацию в белорусско-американских отношениях не исправишь. А идти на поводу у Белого дома и менять внутриполитическую структуру управления государством, в белорусской столице не намерены.

Исходя из всего вышеперечисленного получается, что США, в отличие от Евросоюза, прошедшие в Белоруссии выборы не интересовали. Об этом фактически открыто заявил официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер на брифинге 14 сентября, отметив, что «прошедшие парламентские выборы можно рассматривать как определенную надежду, но США ждут большего», так как введенные в 2006 году санкции в отношении официального Минска «привязаны к вопросам демократии и прав человека». Поэтому возникает закономерный вопрос - а нужна ли Вашингтону реформ избирательного законодательства в Белоруссии, как они того сегодня требуют? По всей видимости, нет. Для Соединенных Штатов, которые прекрасно сотрудничают со странами, где о демократии, мягко говоря, говорить не приходится, важны не демократия и соответствие международным стандартам, на которые сами американцы уже давно плевать хотели. Главное условия «хороших» отношений со стороны США - это четкое выполнение указаний из Белого дома и отсутствие препятствий в стране для реализации американских интересов. Все остальное вторично. Белорусы же пока не могут предложить Вашингтону ни того, ни другого.

Так что же в действительности хотят американцы от Белоруссии, учитывая тот факт, что руководство республики не желает менять свою внутриполитическую систему власти? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Учитывая сложившуюся сегодня обстановку, как внутри республики, так и вокруг нее, в Белом доме удовлетворились бы официальной готовностью Минска прислушиваться к мнению Соединенных Штатов и доступом американских и иных фондов к финансированию гражданского общества в республике. Все это необходимо для того, что бы подготовить новую политическую элиту прозападного толка, а также сформировать и распространить среди простых белорусов совершенно новые, по большей части антироссийские, политические мифы. Все остальное - выборы, свобода и права человека, демократические ценности и прочая мишура - является лишь побочными элементами, не имеющими ничего общего с реальными целями американской политики, как в Белоруссии, так и во всем восточноевропейском регионе.

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Юринцев
Все статьи Павел Юринцев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06