Заколдованный круг Фемиды. Почему необходимо реформировать СИЗО

0
555
Время на чтение 4 минуты

Утверждают, что знаменитый российский адвокат Федор Никифорович Плевако имел обыкновение начинать свою речь в суде фразой: «Господа, а ведь могло быть и хуже». Со дня кончины «московского златоуста» прошло больше столетия, XXI век уже достиг своего совершеннолетия, изменился климат, страна уже совсем иная, а мы, идя в будущее, так и повторяем эти слова. 

Вынуждены повторять, поскольку ситуацию со многими недобрыми правилами, доставшимися нам в наследство от времен прошлых, иными словами не опишешь. Например - с очередью. Давно исчезли знаменитые «хвосты за дефицитом», но, как бы в насмешку, тут же образовались очереди в СИЗО, в которых служители Фемиды вынуждены простаивать сутками в надежде встретиться со своими подзащитными.

Адвокатам до сих пор приходится в буквальном смысле слова биться, доказывая, что обвиняемые имеют конституционное право на защиту с самого момента задержания. Вроде бы никто этого права не оспаривает, но все выходит почти как в старом анекдоте:

- Скажите, я имею право?

- Конечно-конечно! Не волнуйтесь, имеете.

- Значит, я могу...

- А вот это - нет. Но право имеете...

Так и в этом случае. По расчетам Федеральной палаты адвокатов России, низкая пропускная способность большинства СИЗО не обеспечивает условия работы адвокатов с подзащитными: максимум до 20 человек в день. Объективно больше не получится. По данным палаты, количество кабинетов в СИЗО не соответствует нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем. По введенным в 2001 году нормам предусмотрены лимиты: 250 мест - 15 кабинетов, 500 мест - 30 кабинетов, 1000 - 45, 1500 - 60. На практике же дело обстоит весьма печально: хорошо, если есть половина от нормы.

Причина проста: большинство СИЗО в России устарели. Поэтому и комнаты для работы адвоката с клиентом там попросту не предусматривались. Да, сейчас в каждом СИЗО отвели несколько помещений под адвокатские комнаты, но их слишком мало - ведь каждому адвокату требуется на работу с подзащитным в среднем от часа до двух, а потому попасть на такую встречу удается немногим. 

Никого уже не удивляет, что адвокаты перед СИЗО тянут жребий - чтобы распределить очередь на свидание с подзащитными. Возле одного из московских СИЗО списки адвокатов висят прямо на деревьях, возле них сутки напролет дежурят люди - «держат очередь». И неудивительно: там всего пять следственных кабинетов, так что редко когда за день больше 10 адвокатов имеют возможность навестить подзащитных. Спрос, как известно, порождает предложение, и вот возле некоторых СИЗО предприимчивые граждане даже устраивают свой маленький бизнес: занимают очередь, а потом продают ее по сходной цене.

Ситуация усугубляется еще и тем, что изоляторы переполнены. По состоянию на 8 апреля этого года в изоляторах Москвы содержалось 11 909 человек, что на 47% превышает лимит. Происходит это потому, что суды в силу закона при принятии решений о заключении под стражу не должны по закону учитывать лимиты наполнения следственных изоляторов. 

Кроме того, в следственных изоляторах явно не хватает младших инспекторов, обеспечивающих вывод подозреваемых и обвиняемых в кабинеты следователей и адвокатов, а значит, допуск адвокатов к подзащитным идет медленно, а в отдельных случаях - неполный рабочий день да еще с перерывом на обед. 

Вот и получается, что трудности с доступом адвокатов в СИЗО нарушают конституционное право подозреваемых на защиту с момента заключения под стражу: защитники по соглашениям попадают к ним с трудом, а адвокаты по назначению порой вообще отказываются от посещения подзащитных из-за отсутствия к ним доступа. Замкнутый круг.

Право есть, а реализовать его, увы, невозможно.

А ведь на кону - судьба человека, вопрос его виновности или невиновности.

Где выход? Во-первых, нужно открывать новые современные СИЗО. Во-вторых, создавать и шире использовать электронные очереди и, наконец, пореже избирать меру пресечения, связанную с лишением свободы.

Это неоднократно отмечал президент Владимир Путин: «...нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди только ожесточаются. Между тем уже по действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные меры наказания. Однако этой возможностью они пользуются редко. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы, там, где, конечно, это обосновано, там, где есть основания для этого, должно стать широкой судебной практикой».

Многолетняя судебная практика показывает, что для людей, не представляющих социальной опасности, вполне достаточно подписки о невыезде или домашнего ареста. Конечно, так быстро, как хотелось бы, вопрос не решить, но начинать-то с чего-то нужно. Что же касается нехватки помещений, то адвокатское сообщество давно предлагает за свой счет поставить в тюремных дворах специальные вагончики для свиданий. Мера временная, но уже давно назревшая.

Говорят, что о цивилизованности того или иного общества судят по чистоте в туалетах и состоянию тюрем. С туалетной проблемой мы справились, а вот до цивилизованного состояния мест лишения свободы путь еще неблизкий... 

Справедливости ради стоит сказать, что хотя большинство упреков по поводу состояния мест лишения свободы приходится выслушивать представителям ФСИН, именно руководство этой службы постоянно ставит этот вопрос перед правительством, и в первую очередь перед Минфином. Ответ один: «Денег нет!»

Нет денег. Кризис. Но проблему решать нужно. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но - необходимо. Любая дорога, даже самая длинная, начинается с первого шага.

Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в РФ


Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Николаевна Москалькова
В доступности коммуникаций — секрет единства и процветания государства
Омбудсмен Татьяна Москалькова о том, как гражданское общество может решить проблемы жителей отдаленных регионов России
15.11.2018
Что делать с апатридами?
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова о проблемах людей без гражданства
09.02.2018
«Несмотря ни на что, справедливость можно восстановить»
Татьяна Москалькова о невероятной истории, в которой наркоманка упекла мать в тюрьму за лечение в наркологической клинике
23.06.2017
Все статьи Татьяна Николаевна Москалькова
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22