Возможность продажи за рубеж воды из высокогорного озера Севан продолжает вызывать всё возрастающее беспокойство армянских экологов. На сей раз тревога порождена заявлением иранского депутата Али Алилу, который сказал, что Тегеран намеревается возродить высыхающее озеро Урмия за счет переброски воды из Грузии и Армении. При этом, по словам депутата, уже достигнуты договоренности, согласно которым воды из реки Кура и из озера Севан будут перекачиваться в Урмию.
Координатор Экологического общественного союза Сильва Адамян сообщила в этой связи журналистам, что источники в Иране подтвердили эту информацию. «Проблема на самом деле существует, но о ней пока предпочитают не говорить из опасений вызвать общественное недовольство», - отметила эксперт. По словам Адамян, в этой связи Экологический общественный союз дважды официально обращался с соответствующими запросами к премьер-министру Армении Овику Абрамяну, однако эти письма пока остаются без ответа. Это, считает Адамян, дает серьезный повод для беспокойства.
В свою очередь, председатель общественной организации «Эколур» Инга Зарафян подчеркнула, что в случае, если соглашение относительно продажи вод Севана за рубеж будет принято без общественного обсуждения, оно будет противозаконным.
Отметим, что армянские экологи отлично понимают, что крупнейшее иранское озеро Урмия и впрямь находится в весьма незавидном состоянии и пребывает на грани исчезновения. Объемы воды здесь по ряду причин сократились за последние 20 лет на 70%. Экосистема этого водоема полностью нарушена, более чем двум сотням водоплавающих птиц, большинство из которых занесено в Красную книгу, грозит вымирание. Для спасения Урмии необходимо принять незамедлительные меры. Однако, как считают армянские экологи, отнюдь не за счет Севана, и их тревогу очень легко понять.
Озеро Севан - колоссальный стратегический ресурс Армении, единственный крупный гарантированный источник пресной воды в стране и крупнейший - на всём Кавказе. Оно защищено (или считается, что защищено!) специальным Законом «О Севане». Это - одно из самых больших высокогорных озер мира (более 1900 м. над уровнем моря), площадь которого составляет 1240 км². В Севан втекают около 30 горных речек, а вытекает всего одна - река Раздан. Несмотря на это, вся экосистема Севана прочно связана с системой водных ресурсов Армении в целом. Уникален и животный мир, представленный, помимо прочего, рядом эндемических видов рыб. Озеро и его окрестности включены в границы национального парка «Севан».
Также стоит отметить, что само название водоема озера происходит от урартского слова «суниа» (озеро), о чем свидетельствует клинописная надпись на камне, найденном на берегу Севана, и датируемая IX-VI вв. до н. э.
Стремление так или иначе использовать Севан в экономических целях имеет давнюю историю и уже нанесло озеру очень большой ущерб. Так, в середине 30-х гг. прошлого века был расширен сток воды по руслу реки Раздан, что позволило построить здесь каскад гидроэлектростанций и расширить ирригационную инфраструктуру Армении. Надо признать, что это стало существенным фактором для развития экономики тогда еще Армянской ССР, однако Севан стал быстро мелеть. Его уровень упал почти на 20 метров. Возникла перспектива заболачивания и полного уничтожения озера. К тому же земли, от которых отступила вода, оказались совершенно неплодородными.
Пришлось строить уникальный акведук под горными хребтами длиной более 48 км. По этому тоннелю в Севан стали перебрасываться воды реки Арпа. Уровень озера удалось стабилизировать, а в последние годы он даже несколько возрос.
Именно в связи с этим вновь оживились рассуждения о необходимости использовать Севан в экономических целях. В частности, немало говорилось о том, что чистая пресная вода Севана может стать предметом выгодного экспорта. Тем более что стоимость чистой питьевой воды в мире постоянно возрастает - в отличие, например, от стоимости нефти, а именно нефтедобывающие страны Ближнего Востока испытывают острый дефицит воды, в первую очередь - питьевой. Литр бутилированной воды стоит столько же, сколько литр бензина. Легко решается и вопрос доставки, поскольку вода из высокогорного Севана может дойти самотеком до практически любого покупателя в обширном регионе...
Напомним, что недавно EADaily уже обращалось к проблематике Севана. Это было связано с тем, что, по заверениям местных экологов, в частности - упомянутой Сильвы Адамян, правительство республики заложило озеро во Всемирном банке (ВБ). Интерес последнего объясняется, якобы, тем, что в бассейне водоема обнаружены признаки залегания значительных запасов сланцевой нефти и газа. Говорилось и о том, что Министерство охраны природы уже выдало положительное решение относительно начала их разведки в окрестностях приозерных сел Айриванк, Цахкашен и Норадус. Последнее утверждение в ведомстве тогда опровергли.
Тем не менее, специалисты полагают, что «дыма без огня не бывает». Недавно парламент Армении внес изменения в закон «О государственном долге», согласно которым в допустимый предел госдолга (60% от ВВП) включается лишь внешний долг правительства. Делается это для того, чтобы иметь возможность привлекать новые кредиты. Между тем в конце 2014 года внешний долг Армении составил примерно 4,4 млрд долларов при ВВП республики около 11 млрд, то есть соотношение госдолга к ВВП превысило 40%. Оппозиция и многие эксперты считают, что таким образом власть «углубляет долговую яму, выбираться из которой придется потомкам». Однако мировая экономика и финансовая сфера переживают, как известно, отнюдь не лучшие времена, изыскание дешевых кредитов становится весьма проблематичным. Поэтому повышение порога госдолга - это лишь одна сторона медали. Правительство ведет дело также и к повышению налогов, акцизов на сигареты, топливо, спиртные напитки. Однако при этом все понимают, что такие шаги - отнюдь не панацея, поскольку платежеспособность населения прогрессивно снижается и будет продолжать снижаться.
В свете всего этого сведения о возможном начале разведки на Севане месторождений сланцевой нефти и газа могут оказаться соответствующими действительности. Точно так же, как и данные о возможной продаже севанской воды. И не исключено, что имеются планы за счет экспорта воды вновь понизить уровень воды в озере, чтобы облегчить разведку углеводородных залежей.
Всё это стало бы колоссальной экологической катастрофой, масштабы которой неизбежно выйдут далеко за пределы Армении. Нет никаких сомнений в том, что в таком случае уникальный водоем будет полностью уничтожен без каких-либо надежд на восстановление в будущем. Соответственно, на грани уничтожения окажется и вся экосистема Армении и даже ряда прилегающих к ней районов. Вся нынешняя территория страны, и без того находящаяся в полупустынной зоне, превратится в бесплодную каменистую пустыню.
Отметим, что эта тема может доставить властям немало неприятных минут, особенно - на фоне падающего уровня доверия общества. Молчание властей способно лишь усугубить подозрения и убедить общественность в том, что за её спиной и впрямь готовится некая опасная сделка. Нет сомнений, что это вызовет самый активный протест, последствия которого могут быть весьма масштабными. Напомним, что более 20 лет назад, в 1988 году, протестное движение, связанное с требованиями возврата Нагорного Карабаха в состав Армении и охватившее, без преувеличения всю республику, начиналось с «безобидных» экологических митингов...
Армен Ханбабян, политический обозреватель, специально для EADaily