Аэрофлот запускает постоянное авиасообщение между Москвой и Тбилиси, которое было остановлено после нападения армии Саакашвили на Южную Осетию.
Смена власти в Грузии уже приводит к определенным подвижкам в восстановлению отношений на Кавказе. Очень жаль, что прагматики, которые пришли к власти в Тбилиси не решились на полноценное наказание Саакашвили за военные преступления - в результате он сейчас консультирует украинскую олигархию в разворачивании гражданской войны. Так, оставленное без наказания преступление, начинает пускать метастазы в другие республики. Однако, несмотря на то что Саакашвили пока что ушел от ответственности, новые власти Грузии достаточно далеко продвинулись вперед в деле восстановления справедливости. Так стало известно о наказании первых виновных из так называемых «эскадронов смерти Саакашвили». Так называют карателей в Грузии, которые после «Августа 2008» в Грузии занимались похищениями убийствами по заказу Саакашвили.
Судя по новостям из Грузии, там хоть и медленно, но ситуация начинает разворачиваться в нужном направлении: общество потихоньку начинает прозревать, а государство восстанавливаться после 10-летия внешнего управления под руководством Саакашвили.
В грузинской экономике же дела обстоят хуже в связи с тем, что Тбилиси подписал договор о Евроассоциации и превращается в торговую колонию ЕС. Однако, ухудшать ситуацию в деиндустриализированной Грузии особо некуда и скорее всего там очень скоро наступит понимание, что от кабального торгового договора лучше отказаться. Тем более, что общих границ с ЕС у Грузии нет, весь импорт завязан на порты - следовательно сделать это будет достаточно просто.
Однако, несмотря на подвижки в Грузии в нашем, евразийском случае, на повестке дня наиболее остро стоит интеграция Армении в Таможенный, а затем в Евразийский союз.
Ереван взял стремительный темп евразийской интеграции и меньше чем за год Армения обогнала Киргизию на пути в союз, несмотря на то что Бишкек пытается вступить в ТС уже почти два года.
Уже 1 июля Ереван выполнит все необходимые законодательные и правовые нормы для интеграции в Таможенный и скорее всего уже в следующем году станет полноправным членом Евразийского экономического Союза.
Новому Союзу остро необходим полноценный союзник на Кавказе. А учитывая, что в военном плане Армения является даже более тесным военным союзником России, чем Белоруссия, то именно Армения является ключом ко всему Закавказью.
Вторым важным фактором интеграции Армении является наметившаяся интеграция между Россией и Ираном. Суть ее заключается в бартере иранской нефти на российские товары. Иран, находящийся под санкциями таким образом загружает своё нефтяное производство, а Россия получает доступ для своих товаров на 75 миллионный рынок. И что самое важное - во взаиморасчетах отсутствует привязка к доллару.
Для Еревана же, Иран является наиболее дружественным пограничным государством - практически весь импорт в Армению приходит через армяно-иранскую границу.
Поэтому в вопросе интеграции Армении в Союз намечается совпадение интересов и России, и Армении, и Ирана.
Однако, для полноценной интеграции необходимо запустить модель транзитной железнодорожной интеграции через Грузию.
На сегодня это является самой главной политэкономической задачей. Которая попросту невыполнима без лоббирования со стороны самой Армении. Дело в том, что армянский народ является уникальным народом, обладающим мощными лоббистскими возможностями и в России, и в Грузии, и в Евросоюзе, и в США. Других таких народов, за исключением народа еврейского, пожалуй, больше нет.
По-большому счету необходимо запустить схему аналогичную схеме транзитной интеграции России с Калининградской областью через территорию республик Прибалтики.
То есть технология отработана и понятна. Дело исключительно за политическим решением, к которому похоже уже созрели и в Москве, и в Тбилиси - как мы можем видеть по восстановлению авиасообщения. И лучших лоббистов такого решения, чем сами армяне нам не найти - потому что запускать транзитную интеграцию нужно как можно быстрее.