Эта встреча должна была решить головоломную задачу: наполнить конкретным содержанием прежние обещания помощи Украине и при этом максимально сберечь собственные ресурсы. Ведь уже в мае пройдут в выборы в Европарламент, и избиратели настроены спросить с чиновников и депутатов в Брюсселе за каждый потраченный ими евро. К тому же политический ландшафт постмайданной Украины совершенно не ясен.
Западу приходится решать вопрос о финансовой помощи Украине на неблагоприятном мировом фоне. Даже если отвлечься от украинского кризиса как такового, на рынки негативно влияют проблемы, возникшие в США, Китае и Японии. «Инвесторы чувствуют себя неуверенно с учетом ситуации вокруг Украины, Китая, а также сомнений в силе экономики США и планируемого повышения налога в Японии. Все это заставляет трейдеров сдерживаться, и торги на фондовом рынке идут неровно», - говорит директор по инвестиционной стратегии компании AMP Capital Investors Ltd. в Сиднее Шейн Оливер. [2] Неуверенность по поводу экономического положения таких трёх столпов мировой экономики, как США, Китай и Япония, заставляет лидеров Евросоюза быть вдвойне и даже втройне осторожными при планировании будущих расходов.
Не меньшей проблемой остается определение хотя бы примерных объемов помощи, необходимой Украине. Яценюк то и дело пугает Запад дефолтом по долгам Украины уже в текущем году. И предотвратить его якобы могут лишь срочные многомиллиардные вливания. По конкретным цифрам, однако, ясности нет. Чаще всего фигурируют две цифры: Киев хочет 4 млрд долларов немедленно и 35 млрд - в течение 2014-2015 годов.
Для Евросоюза такие требования вроде бы не выглядят чрезмерными. Это меньше, чем ЕС уже потратил на спасение не только Греции, но и Португалии (порядка 75 млрд евро), и Ирландии (около 65 млрд евро). Однако Украина - не Греция и не Ирландия. Она не входит ни в еврозону, ни в ЕС, а следовательно, кредиторы предъявят ей гораздо более жёсткие требования, в том числе политического характера.
Как известно, Украина фигурирует в программе ЕС «Восточное партнёрство». Выделение средств по этой программе подчинено строгим процедурам. Да и суммы там фигурируют иные, совсем не те, которые видятся Яценюку. К примеру, на 2010-2013 годы всего по линии «Восточного партнерства» было выделено 1,9 млрд евро. Эти деньги делятся на все шесть стран-участниц данной программы (Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Армения и Грузия). При этом кураторы «Восточного партнерства» предпочитают кормить своих восточноевропейских клиентов не живыми деньгами, а обещаниями безвизового режима и создания в регионе зоны свободной торговли. [1]
Причина здесь простая: главным сомневающимся по поводу программы «Восточного партнерства» выступает ведущая сила Евросоюза - Германия. Берлин скептически относится к перспективам дальнейшего расширения ЕС на страны Восточной Европы, видя в этом новую угрозу европейской и собственной финансовой стабильности. Скепсис Берлина вполне уместен: у Евросоюза до сих пор нет рабюотающей системы финансирования собственных «проблемных» стран.
К тому же далеко не все на Западе склонны верить зазывным речам Яценюка, подозревая, что он занимается элементарным блефом. Среди подозревающих - директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Она призвала Киев «не бросаться большими цифрами, которые на самом деле бессмысленны, пока они не были оценены должным образом».
«Стратегическая дилемма для американцев и европейцев остается неясной», - комментирует ситуацию вокруг Украины обозреватель итальянской газеты La Stampa Джанни Риотта. [2] Характеристика очень показательная, особенно в плане финансов. Пока Евросоюз не определится с собственными стратегическими приоритетами, финансовые реки из Брюсселя в Киев не потекут. В любом случае принятие того или иного решения по вопросу о финансовой помощи Украине, скорее всего, будет возложено на новые органы Евросоюза, сформированные по итогам майских выборов. А там количество евроскептиков, по всем признакам, увеличится.
Примечания:
[2] La Stampa, 28.03.2014