Несмотря на границу, существующую уже более 20 лет, большинство граждан и Российской Федерации, и Украины считают, что отношения между нашими странами, а также с Беларусью и некоторыми другими бывшими советскими республиками должны быть особыми, не такими как с остальными государствами. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования.
Существуют разные точки зрения на то, какими именно эти отношения должны быть: есть сторонники единого государства, а есть и те, кто поддерживает лишь экономическую интеграцию и упрощение процедуры пересечения границы.
Тем не менее, большинство жителей наших стран убеждены, что они однозначно должны стать более близкими, чем сейчас. И я полностью разделяю такую точку зрения.
Однако ни для кого не секрет, что российско-украинские отношения, за исключением отдельных коротких «оттепелей», все эти годы лишь охлаждаются. Почему так происходит?
Доводится регулярно бывать в Белгороде и Белгородской области (как по личным делам, так и в рамках официальных мероприятий), самому принимать участие в организации подобных мероприятий и на Украине, и в РФ. И от российских друзей и коллег приходится регулярно слышать упреки в адрес украинцев в том, что именно нелогичная и неконструктивная позиция Киева и является причиной нынешней, не побоюсь этого слова, патовой ситуации в отношениях между нашими странами. Хотя и позиция российского руководства представляется иногда недостаточно гибкой, к сожалению, во многом это все-таки справедливые упреки.
Украинская власть - и во время кучмовской «многовекторности», и в «оранжевые» годы, и сегодня - по сути, саботирует интеграционные процессы на постсоветском пространстве, несмотря на то, что большинство населения Украины выступает за сближение наших стран.
Однако если оставить макроуровень, то можно констатировать, что целый ряд хороших конкретных проектов разного масштаба умирают, в том числе потому, что в России многие не совсем верно представляют себе процессы, происходящие в украинском политикуме. Об этом говорили не раз некоторые украинские политологи, в этом же я убедился и на личном опыте.
Простой пример: даже сегодня в России, в том числе среди представителей российской элиты, все еще очень часто можно встретить людей, которые считают Партию регионов (ПР) пророссийской политической силой, а президента Януковича - человеком, готовым к конструктивному диалогу по вопросам вступления Украины в Таможенный союз и более глубокой интеграции на постсоветском пространстве.
О том, насколько это далеко от истины, свидетельствует, в частности, недавний президентский указ в поддержку решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, с говорящим названием «О неотложных мерах по европейской интеграции Украины». И в предвыборной программе кандидата в президенты В. Януковича вы не найдете ни слова об интеграции в Таможенный союз. А в программе пропрезидентской Партии регионов образца 2012 года прямо написано, что эта политическая сила в международной политике выступает за «приобретение ассоциированного членства в Евросоюзе и создание зоны свободной торговли с ЕС».
Но может быть, эта партия лишь недавно пришла к такому видению внешней политики Украины? Нет. Еще во время избирательной кампании 2006 года, в программе ПР можно было прочесть, что она собирается «практическими делами, а не лозунгами планомерно вести Украину к европейской интеграции». А ведь и российское руководство, и европейские чиновники неоднократно заявляли, что присоединение Украины к Таможенному союзу и Зоне свободной торговли - это взаимоисключающие процессы, что идти одновременно в двух направлениях не получится никак? и что если выбрать европейский вектор - значит, отказаться от евразийского.
К сожалению, мало кто изучает предвыборные программы - большинство ориентируется на популистскую риторику политиков.
Столь пристальное внимание Партии регионов уделено потому, что подавляющее большинство представителей сегодняшней украинской власти, особенно на юге и востоке страны, - члены этой партии, занимающие различные должности в партийной иерархии. И хотя некоторые представители украинского руководства на личностном уровне и считают, что интеграция с Россией, Белоруссией и Казахстаном пошла бы на пользу стране, но в их повседневной деятельности партийная дисциплина, как правило, перевешивает.
Кроме того, масса чиновников среднего звена сидит в администрациях и министерствах еще с «оранжевых» времен.
При этом многие россияне, заинтересованные в контактах на Украине, ориентируются в большей степени на украинскую власть. Это вполне объяснимо, ведь в самой России существует достаточно эффективная властная вертикаль, и россияне по привычке обращаются к украинским чиновникам. В ответ слышат приятные для российской стороны слова, но дальше разговоров дело не идет (по описанным выше причинам). И во многом именно поэтому и нет никакого движения вперед не только на уровне первых лиц государств, но даже и на региональном уровне, в том числе в рамках еврорегиона «Слобожанщина», возможности которого реализованы лишь минимально.
В то же время очевидно, что целый ряд проектов, направленных на сохранение и расширение существующих связей между нашими странами в сфере бизнеса, культуры, образования и науки, молодежной политики и многих других, можно успешно реализовывать даже в условиях, когда нет прямой поддержки со стороны украинского государства. Ведь на Украине есть немало представителей гражданского общества, объединенных в неприбыльные общественные организации, которые готовы участвовать в реализации таких проектов. Знаю об этом не понаслышке и со многими такими людьми знаком лично.
Отдельно хочу подчеркнуть, что на Украине есть мощная политическая сила, которая системно и последовательно отстаивает идею интеграции наших стран, причем это записано и программе партии. Речь идет о Коммунистической партии Украины, членом которой я являюсь.
Хочу сразу оговориться: в данном контексте, это не попытка пропагандировать партию или ее идеологию, а желание обозначить важное направление для сотрудничества, которое на сегодня в России недооценивается. Ведь КПУ - это десятки народных депутатов (действующих и бывших), сотни депутатов местных советов, десятки тысяч активистов, которые четко понимают необходимость объединения потенциалов наших стран и которые, каждый на своем уровне, стараются работать в этом направлении.
Есть целый ряд общегосударственных и местных СМИ, которыми руководят коммунисты или близкие им по взглядам люди. Проработав не один год помощником народных депутатов-коммунистов, зная очень многих партийных руководителей и рядовых активистов, могу с уверенностью сказать: многие из них готовы всячески поддержать совместные проекты с Российской Федерацией. И тому есть немало практических подтверждений.
Хочу обратить внимание российской стороны на тот факт, что если задействовать этот мощный потенциал, то, по крайней мере на местном уровне, можно значительно облегчить реализацию совместных российско-украинских проектов в самых разных сферах.
Александр Александровский,
помощник народного депутата Украины
Харьков