
«Азиатский тигр» - Китай - уверенно движется по пути к мировому господству или, по крайней мере, к разделу планетарной поверхности между собой и Западом. В этой связи интересно взглянуть на эмиграционную политику Китая и сравнить с тем, что делается у нас. Есть такое понятие - Большой Китай. Это Китай континентальный плюс Тайвань плюс хуацяо. И теперь подробнее.
Если Москва платит соотечественникам деньги, чтобы они приезжали в Россию, то Пекин платит китайцам, чтобы они уезжали. Китай просто задыхается от перенаселения, и правительство выделяет подъёмные для тех, кто желает уехать и обосноваться за рубежом.
Своих заграничных соотечественников китайцы называют «хуацяо», что означает «эмигрант из Китая». Всего в мире - 40 млн хуацяо.
Примечательно, что китайцы, как народ, соблюдающий свои традиции считают, что институт гражданства не столь важен. Куда важнее происхождение. Если хоть кто-то из ваших предков родился в Китае, вы - хуацяо, т.е. китаец, живущий вне Китая, даже если вы и ваши родители в самом Китае ни разу не были.
Где есть китайцы, там - Китай. Пословица известная и наличие китайских городков (чайна-таун) во многих странах мира тому свидетельство. Китаец, попав в иноязычную среду, не начнёт тут же перекрашиваться под окружение. Китайцем он остаётся и в США, и в Австралии, и в Таиланде. Китайцы крайне медленно ассимилируются и даже третье поколение китайских эмигрантов, пусть и забыв язык, всё ещё чувствуют себя китайцами. Например, хуацяо в Малайзии, Индонезии, Сингапуре - потомки переселенцев прошлых веков, но они - китайцы. С таким моральным настроем в политике и культуре Китай превращается в спрута, где каждое щупальце ощущает себя принадлежащим к единому огромному китайскому организму.
Тайвань - это тоже Китай в понимании Пекина. И пусть сами тайваньцы не желают быть частью континентального Китая, они считают себя китайцами, только немножко другими. По аналогии: это всё равно, что белорусские и украинские власти считали себя и свои государства исконно русскими государствами, но со своими особенностями. Т.е. Тайвань - это тоже китайский мир. Украина и Белоруссия, в изложении Киева и Минска - это мир не Русский (декларативные заявления не в счёт).
Наши эмигранты - тоже отдельный вопрос. Китайцы ведь тоже уезжают из Китая, в первую очередь, по экономическим соображениям. Но им не приходит в голову кичиться гражданством Канады или Новой Зеландии, носиться с ним, как со знаком человеческого качества, опускаться до порочной привычки «фукать» и кривиться на всё, что российское, преклоняясь перед заграничным.
Наш эмигрант новой волны, кажется, сам старается поскорее раствориться в иноязычном окружении, забыть, кто он и откуда. Он не держится за свою русскость, как китаец за свою китайскость. За русскость держались эмигранты послереволюционной поры. И оставались русскими и сами, и их дети и внуки. Они ведь тоже покинули Родину не в сладкий час. И горя, и переживаний у них на Родине было не меньше, чем у современного эмигранта. Но у них было чувство пронзительного патриотизма, чего нет у современных эмигрантов.
Анастасия Александровеа Манштейн-Ширинская, дочь белогвардейского офицера-эмигранта, из 97 лет 89 прожила в Тунисе. По отцу она была немкой, но всю жизнь оставалась русской. Вот пример для подражания!
Чтобы Русский мир был монолитным соединением русских душ, требуются шаги и со стороны правительства России.
Пекин не стесняется считать всех хуацяо китайцами (и не важно, что об этом думает сам хуацяо, кстати). Просто такова давняя традиция. Всё, к чему прикоснулась китайская кровь, становится китайским. Чувствуете, какой мощный экспансионистский посыл заложен в этой концепции?
Российские же органы власти ведутся себя странно. России нужны русские люди, а паспортисты мучают какого-нибудь Василия Афанасьевича или Марью Максимовну, требуя от них справок, бумажек и отчётов. И приходится Василиям да Марьям снова возвращаться, откуда приехали (Туркмения, Молдавия, Эстония, Украина), и обивать пороги тамошних учреждений, чтобы выцарапать, вымолить, вырвать у эмиграционных органов разрешение жить в России.
Ещё один нюанс. Москва очень чутко относится к ранимому самолюбию Украины и Белоруссии. В этих странах развёрнуто настоящее наступление на русскость (да-да, читатель, и в Белоруссии тоже, пусть и не такими темпами, как на Украине), а Кремль боится, как бы, рассуждая о русском происхождении белорусов и украинцев, не обидеть Сашу в Минске или Витю в Киеве.
Вы можете представить, чтобы Пекин боялся назвать зарубежных китайцев китайцами? В Юго-Восточной Азии есть субрегиональная группа китайцев, которых называют чиндийцы - индийцы плюс китайцы. Но для Пекина они - китайцы! Почему же мы должны стесняться напоминать белорусам и украинцам, что они - бывшие русские, подвергшиеся польскому влиянию? Разве говорить правду стыдно? Тем более что говорим мы о нашей общей истории, и не отрицаем украинскую или белорусскую историю, а напоминаем, что она - часть истории общерусской.
Как пишет знаменитый геополитик Владимир Дергачёв, «современная геополитическая мощь государства определяется в первую очередь не материальными ресурсами, а силой духа. Высшей формой проявления человеческого духа является язык и вера, ставшие геополитическими категориями. Чтобы подорвать мощь страны, не обязательно разрушать материальные объекты, главным направлением удара является разрушение пространства языку и национальной культуры, перекодировка православной цивилизации... История свидетельствует, что мировые цивилизации способны устоять против любого внешнего вызова, если сохраняются их менталитет, нравственные ценности (центр в душе). Pубежная русская культура и русский язык пока остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем».
Без смены моральных ориентиров, без привнесения в эмиграционную практику чётких и однозначных установок, что русские зарубежья - это такие же русские, как и русские в России, Русский мир не построить. Но первым кирпичом к его строительству должно стать воспитание патриотизма в самой России, ибо Большая Россия - это полюс русскости, и без него Русского мира не будет.