1 октября 2013 года премьер министр Польши Дональд Туск во время своего выступления перед руководством и слушателями академии национальной обороны представил главные направления развития обороноспособности страны. На первом месте он определил международные альянсы, включая создание региональных боевых групп. При этом этот региональный формат сотрудничества Польши в области национальной обороны должен включать общие военно-политические усилия с участием Веймарской и Вышеградской групп, Прибалтийских и Скандинавских государств, а также Румынии, Болгарии и Турции. В свою очередь, это позволяет создать, своего рода, мини военный союз в Восточной Европе с мощными странами во главе, такими как ФРГ и Франция, который из уст Дональда Туска получил название «Новый восточный фронт».
К этому стоит добавить, что военные аналитики уже успели оценить, озвученную инициативу Дональда Туска. По их оценке «Новый восточный фронт» мог бы стать силой, способной эффективно противостоять растущей угрозе со стороны Востока, а проще говоря - Российской Федерации.
По признанию главы польского правительства, «Новый восточный фронт» является исключительно польской инициативой, направленной, прежде всего, на необходимость строительства политической и военной системы, повышающей оборонительные возможности НАТО и Европейского союза в Восточной Европе.
На карте новый военно-политический союз от Арктики до Кавказа выглядит весьма впечатлительно.
Однако удивляет то, что среди потенциальных партнеров по новому союзу, главным образом из Центральной и Северной Европы появляется - Турция. Скорее всего, это стало возможным благодаря укреплению политического и экономического положения Анкары в регионе. К этому стоит добавить, что Турция в настоящее время является своеобразным лидером, имеющим влияние на все Средиземноморье, Кавказ и Ближний Восток. По мнению Туска, участие Турции в «Новом восточном фронте» позволило бы укрепить данный союз не только с дипломатической, но и с военной точки зрения.
Вот только Анкара не готова принять польскую инициативу. Это связано с тем, что Турция, поддерживая своего союзника - Азербайджан, вынуждена действовать в разрез урегулирования отношений с Арменией. К этому стоит добавить и нестабильную ситуацию в Ираке и Сирии, а также проблемы взаимоотношений с Грецией.
По мнению польских военных экспертов, концепция Туска не сможет найти понимания со стороны государств Южной Европы. В частности, это касается Болгарии, которую в ЕС уже давно называют «троянским конем» России в Европе и поэтому весьма сомнительно, что София захочет участвовать в союзе направленном на устрашение Кремля. Не лучшим образом выглядит ситуация в Чехии, Словакии и Венгрии из-за отсутствия, по мнению польского военно-политического руководства, агрессивной внешней политики. Вхождение этих стран в НАТО и ЕС уже является для них самодостаточным. Кроме того, стремление Польши навязать свою военно-политическую волю чехам, словакам и венграм давно уже вызывает у них стойкое отвращение к любым польским инициативам. Проще говоря, южные соседи Польши прямо заявляют: «не мешайте нам жить, не вмешивайтесь в наши дела».
Кроме того, данная позиция ставит под сомнение и само создание Вышеградской боевой группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия). Это обуславливается тем, что в последнее время Войско Польское активно избавляется от устаревшего советского вооружения, делая акцент на военную технику, как национального, так и западного производства, соответствующего стандартам альянса. В свою очередь, Чехия, Словакия и Венгрия придерживаются позиции минимальной достаточности своих вооруженных сил, что идет в разрез с интересами Польши (к примеру, совместная модернизация вооружения и военной техники).
Не просто обстоят дела и с Украиной. По оценке Варшавы, украинские вооруженные силы настолько слабы и недееспособны, что нет оснований, с военной точки зрения, привлекать Киев к «Новому восточному фронту». Непонятна Польше и политическая ситуация в Украине.
Так что единственным регионом, где Польша может найти понимание и поддержку, является Северная Европа. Опираясь на Швецию, Данию и ФРГ, Варшаве удалось бы создать основной элемент «Нового восточного фронта», сосредоточенного вокруг Балтийского региона. При этом, собственно говоря, страны Балтии никто об этом и не спрашивал.
Между тем, для польского военно-политического руководства идея «Польша от моря до моря» является давней заветной мечтою. Поэтому, предлагая создать «Новый восточный фронт» с целью устрашения восточных соседей, Варшава, все же, преследует свою корыстную выгоду - возрождение польского государства в качестве империи от Балтийского до Черного моря.
Напомним, что в прошлом веке мир уже имел один «Аншлюс», теперь Польша предлагает свой.