Юрий Алексеевич Ростовцев известный издатель, писатель, журналист (член правления Союза журналистов), профессор Международного университета отмечает своё 80-летие.
Он родился 14 января 1946 года в Ленинграде. Окончил знаменитую 69 школу Ленинграда, а затем факультет журналистики Ленинградского университета. Долгое время исследовал творчество Виктора Астафьева и выпустил книги об этом выдающемся писателе «Страницы из жизни Виктора Астафьева» (М.: Энциклопедия сёл и деревень, 2007), а также «Виктор Астафьев» (М.: Молодая гвардия, серия ЖЗЛ, 2009, 2014, 2023).
Возглавляемый Юрием Ростовцевым журнал «Студенческий меридиан» поддержал культурно-историческое движение «Энциклопедия русских деревень», созданное президентом академии ВАСХНИЛ Александром Александровичем Никоновым и поэтом Григорием Калюжным. Результатом деятельности движения стали десятки книг издательства «Энциклопедия сёл и деревень».
Хотелось бы особо отметить, Юрий Ростовцев обладает удивительной способностью соединять людей. Вот и Аза Алибековна Тахо-Годи в своей книге «Лосев», изданной в серии ЖЗЛ, отмечает его вдумчивые беседы с Алексеем Фёдоровичем в последние годы жизни учёного. Более того, будучи главным редактором журнала «Студенческий меридиан», Юрий Ростовцев организовал съёмку документального фильма о выдающемся мыслителе, который можно посмотреть на сайте Дома Лосева. Фильм «Лосев» получил высокую оценку: приз «Серебряный кентавр» и приз «Критиков и журналистов» кинофестиваля «Послание к человеку» (1989, Санкт-Петербург). Но главный герой фильма его уже не увидел.
Алексей Фёдорович ушёл из жизни 24 мая 1988 года, в день святых Кирилла и Мефодия. Через месяц была подписана в печать книга «Дерзание духа» в серии «Личность. Мораль. Воспитание». Составитель Юрий Ростовцев записал свои беседы с Алексеем Фёдоровичем, который, к счастью, успел как автор прочитать и одобрить вёрстку.
В послесловии к этой интереснейшей книге Юрий Ростовцев отметил: «В конце концов, из нашего общения с Алексеем Фёдоровичем Лосевым я понял одно: проблемы образования и воспитания неразрывны с формированием у человека навыков самообразования и самовоспитания. Когда это получается, мы говорим о таком человеке: личность».
В дом к Лосеву, благодаря Юрию Ростовцеву, были вхожи талантливые люди, а поэт и лётчик Григорий Калюжный даже разразился стихами. Юрию Ростовцему особенно запомнился экспромт, созданный поэтом на 90-летии Лосева в МГПИ им. В.И. Ленина, когда Аверинцев преклонил колени перед Лосевым, а фотограф «Студенческого меридиана» в этот момент отлучился. Зато стихотворный экспромт попал в руки Азе Алибековне Тахо-Годи и она пригласила автора его тут же прочесть. Зал взорвался овациями и люди стали выступать раскованно, душевно. Вот эти строки:
Сели тучи наземь для ночлега.
Глуше громы мировых событий.
Самолёт, крылатая телега,
Много сделал я на нём открытий.
Открывались мне моря, равнины
В каждом новом грозовом раскате.
Пролетая древние Афины,
Думал я о музах, о Сократе.
Он встречался с мудрой Диотимой,
Жрицей и пророчицею нежной.
Может быть, она была любимой,
Музою души его мятежной?
Я искал ответ в былом народе,
Но явился Зевс, небрежно бросив:
Это знает только Тахо-Годи
И её супруг профессор Лосев.
По признанию великого учёного, он всю жизнь как педагог стремился к ясности. Более того, полагал, что научное открытие надо непременно попытаться запечатлить в одной фразе. При переиздании книги «Дерзание духа» Домом А.Ф. Лосева подчёркивается, что книга помогает «соотнести абстрактные научные понятия с житейской практикой». Неслучайно своё предисловие к переизданию книги Лосева В.П. Троицкий назвал «Учитель ясности». При этом в первоначальный текст не вносилось никаких изменений, только слово Бог и Святая Троица теперь написаны с прописной буквы.
Времена меняются к лучшему, но очень медленно. Видимо, поэтому своё послесловие к беседам с Лосевым Юрий Ростовцев назвал «Марафонец». А ведь это античное слово, напоминающее о долгом пути к заветной цели.
Юрий Ростовцев всегда считал, что главное – пробить блокаду. Он ещё в Ленинграде подружился с Фёдором Абрамовым, которого ЦК КПСС за очерк «Вокруг да около» в своём постановлении назвал «очернителем». Закончив роман «Дом» писатель оставил на этой книге Юрию Ростовцеву свой автограф со словами: «Юра, стучитесь в мой дом каждый день».
Став главным редактором «Студенческого меридиана» в Москве, он поддержал опального Олега Васильевича Волкова, более четверти века проведшего в лагерях и тюрьмах. Давал слово Павлу Васильевичу Флоренскому, внуку расстреленного Павла Александровича Флоренского, великого учёного, который на заседания по электрофикации страны приходил в рясе. Во время перестройки журнал «Студенческий меридиан» стремился помочь бедствующим писателям и, в первую очередь, Василию Ивановичу Белову, выплачивая ему ежемесячную стипендию.
В 1992 году в редакции «Студенческого меридиана» отметили 90-летие Натальи Михайловны Дитерихс-Полуэктовой, родной дочери белого генерала Михаила Константиновича Дитерихса, крестницы великого князя и поэта К.Р., двоюродной сестры Софьи Андреевны Толстой-Есениной. В Карлаге Наталье Михайловне довелось поработать ассистентом выдающегося учёного Александра Леонидовича Чижевского, который в то время прямо в заключении по личному разрешению Сталина занимался исследованием влияния солнца на кровь.
Обладая прекрасной памятью, Наталья Михайловна иногда погружалась в воспомигания. А самое поразительное и ценное из них: её рассказ о таинственном звонке из Ленинграда 27 декабря 1925 года. К телефону, несмотря на поздний час, взволнованный мужской голос настойчиво попросил Софью Андреевну. От услышанного Соня упала в обморок. А потом, придя в себя, проговорила: «Сергея застрелили».
К сожалению, советские есениноведы во главе с Ю.Л. Прокушевым, не сочли для себя возможным встретиться с Натальей Михайловной Дитерихс, проигнорировав предложение о возможной встрече с ней со стороны опекавшего её писателя Григория Калюжного.
Установка Юрия Ростовцева – пробить блокаду становится всё более и более актуальной. Григорий Калюжный считает, что Юрий Ростовцев взял очень много от Лосева, который воспринимал его как родного сына.
Юрию Ростовцеву
Чем больше слов, тем меньше ясности,
Без коей в жизни нет пути.
И нет взаимной безопасности,
Но есть тоска – с ума сойти.
Мы не сойдём с ума с тобою
Перед ордой нечистых сил.
Сам Лосев нас готовил к бою
Среди родных, святых могил.
Он знал, что быть войне без правил
В лучах Господнего Венца.
И лишь один завет оставил:
Жить до победного конца.
Пожелаем Юрию Ростовцеву в дни славного юбилея радости, здравия, вдохновения и Божией Благодати!
Наталья Кирилловна Сидорина, член Союза писателей России
Григорий Петрович Калюжный, ветеран Труда, член Союза писателей России
Н.М.Дитерихс с портретом отца, 1992 год



