Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — так Христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38), напоминает Патриархия.Ru. Общее значение слова «Благовещение» — благая, радостная, добрая весть — то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.
«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...» — воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева — Преблагословенная Отроковица Мария, — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.
Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9/22 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя:«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим...» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...» (тропарь).
День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.
Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном.
Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, — дело Божией любви и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу.
Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.
Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.
Редакция «Русской народной линии» поздравляет всех читателей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который, что нам особенно приятно, является также и днем рождения «Русской народной линии».
4. Ответ на 3, влдмр:
Для мысленного взора Ангела. Сорадуясь и страху её чудному, блаженному
От Бога отступить, Он Деву успокоить Чистую спешит.
Не бойся Мариам, Ты обрела у Бога благодать по промыслу благословенному
И вот зачнешь во чреве, родишь Сына, имя дашь Иисус, по-гречески произнесение
Спаситель означает, делом жизни его будет восполнение
Недостающей полноты благого бытия.
При всей пренепорочности Ея
Той силе познавательной мешает - ограничена ведь сила тварнаЯ -
Проникнуть в образ вековечный претворения-осуществления служениЯ
Ей предназначенного. Естественную свою немощность Мария исповедуЯ,
Вопросом задается: Недоумеваю,
Как будет это, когда мужа Я не знаю.
Всей полнотою естества принадлежу Я только Богу
И из людей принадлежать Я никому не буду, не могу и строго
Говоря, и не хочу. Нет для меня и сладости иной, безмерной-
Быть только Жениху Небесному, Творцу и Богу, Верной.
И Гавриил в благоговении внимая пламенности Серафимской
По Богу, её ревности величественной, Херувимской,
Ей кротко объясняет, что зачатие не пО обыкновению
Случится человеческому- и не нужно мужа семени,
Но Бог и Слово по Отца Благоволению,
Содействием Святаго Духа из начала сотворением
Для человечества святаго Своего в Тебе Сам станет семенем-
Дух Святый найдёт на тебя и сила осенит Всевышнего^Всесовершенного,
А посему рождаемое СвЯтое и наречется Сыном Божиим^Благословенного.
Глаголы небожителя приняв, услышав их вслух уха,
Отроковица во своей покорности [радостоносной, совершенной] духа
Призыву Духа Божия, Благословенная в женах
Износит из сокровищницы сердца своего боголюбивого реально, не во снах
Ответ столь долгожданный Небом: Се Раба Господня верная
И будет мне по слову твоему (Лука стих 38, глава, знать, первая)
Вот так предвечно предопределенное для твари благовестие Небес
Было воспринято и на земле исполненной чудес-
Ответ cвободы тварной… и Небом принято. Тогда
И Ангел отошёл от Девы чистой. Навсегда
Исполненное истины и благодати Слово стало
Плотию и с нами обитало.
И Матерь Божия Пречистая и Преблагословенная
Для всех нас есть та дверь Небесная и Сокровенная,
Которая позволила Единому от Троицы Святой
Стать нашим братом и историю и мир возглавить весь Собой.
Нам показав, как любит Бог Своё создание- идей всех воплощение,
Чтоб мы восприняли свою жизнь словно дивный дар – благословение.
Осуществляли её в содержательных трудах, не тратя время на пустую круговерть
И не на муку и печаль, не на отчаянье и смерть-
На радость и себе на счастие,
Во Славу Божью, людям в утешение и Таин Божьих во причастие.
Единым сердцем и едиными усты мы воспеваем: Днесь
Спасенья нашего главизна и от века таинства явление: Сын Божий [ВЕСЬ!
Своею полнотою всей!] Сын Девы пребывает и Гавриил нам благодать
Благовествует, тем же радостно предстать
Спешим. И с Ним
Мы Богородице возопиим:
Господь с Тобою Благодатная, нас радостью своей избавившая от оков!
Христос с Тобою Преблагословенная! Тобою с нами во века веков!..
Аминь.
3. Ответ на 2, влдмр:
Такую, что земной истории потребовалось тысяч пять, пятьсот и восемь лет
В библейском исчислении, покуда в Галилейский город Назарет
От Бога послан был Архангел Гавриил Святой
И по зачатии благочестивыми супругами-священником из череды Авиевой- Захарией, его женой
Елисаветой. Ранее- неплодная, непраздной пребывала месяц уж шестой
Младенцем обетованным- Бог отнял поношение безчадья праведников сих. В день Созидания,
[В тот, что исконно почитался на Востоке днем творения Адама Первозданного и знание
Сие Святитель Анастасий из Антиохии засвидетельствовал нам в назидание,
Являющийся двадцать пятым марта- стилю старому, церковному
Однако же седьмым апреля по гражданскому и новому.]
Спустя пять тысяч пятьсот восемь долгих лет берёт начало Воссозданье человека,
Ибо до этого дня двигался он мимо Цели, Богом уготованной ему от века.
Скорбь умножая, грех, болезнь и устремляясь к смерти- к полному бесчестью.
Но в этот День Всевышний посылает небожителя к девице с Доброй Вестью.
Мария имя той отроковицы, что духовного
Обет хранящей целомудрия душевного, телесного
И засвидетельствованный первосвященником Ерусалимским…
И человеку праведному, следовавшему путем Евангельским,
Иосифу Обручнику сей Целомудрия плод, по Бога указанию,
Поручен ко хранению-обереганию.
Пренепорочная Пречистая исполненная кротости, смирения
Отроковица Дева ожидала для Израиля спасения
И Ангел, к ней войдя, сказал: Господь с Тобою! БлагодатнаЯ!
(Евангелие от Луки, стих двадцать восемь-двадцать девять, перваЯ
Глава) Ты радуйся! Благословенная в женах!
Она же, увидав, смутилась- а не страх
Объял Её. Смущение
От слов сменилось размышлением-
Что это было за приветствие? что кроется за ним?
Предстал праматери печальный опыт перед духом её внутренним,
Когда неопытная Ева внимала гласу Духа падшего,
Чрез нарушенье Божьей заповеди обОжение обещавшего-
Без Бога богом стать, по самому себе, возможностью сей обольщавшего.
Дыханье обезбоженное тления и смерти, повеявшее на Пречистой Девы дух,
Ее смутило поневоле- НЕ поколебало. Как воздУх-
Борей, [суть ветер северный,] волнующий поверхность океана кипеньем яростной волны
Не нарушает его внутреннего мира девственной и первозданной тишины.
2. Ответ на 1, влдмр:
В Любви осуществляет бытие Свое. Он Смог
Прерывность внутреннюю не внести в него.
Есть отношенье Трёх вся жизнь Его
Единосущных и Единославных Равночестных Безпечальных
Животворящих Нераздельных Лиц- Собезначальных.
И из Которых (Каждое из Них!)
Живёт не для Себя [и] Собою, но Другими [и] для Других
Во взАимопроникновЕнии, в котором Личностей существование-имение
Отождествляется с самоотдачей- сАмоотвержЕние, сАмозабвЕние-
Все качества включаются для каждого из нас.
Чтоб состояться Личностью ты прояви
Возможность и долженствованье в жизни час
Реализовывать и воплощать себя- осуществлять в любви.
То есть в таком быть отношении к Сотворшему нас и к друг другу
Какое в Боге есть и обладать собою и своим- по кругу
Не для себя- и НЕ по-своему,
А для другого [и] по его. Так делу устроЯемУ,
И образ таковой взаимоотношения,
Взаимодействия приводит к свойств общению,
В котором сущностные свойства состоянья личности одной
Становятся-оказываются собственными и для личности другой
При сохранении Инаковости абсолютной личностной
И неизменности природных свойств- естественной
Взаимной связи, в отношеньях человека с Богом тварных,
То действованья эти получают силу и характер свойств нетварных
Абсолютно- то есть обожаются. И образ обозначенный существования
Для каждого из нас являясь нормой, в то же время самое несть основание
Необходимости-обязанности. Ибо нам дана свобода.
Однако несогласье человека с замыслами Троицы Синода
Не может изменить конечной цели, но способно привести
Лишь ко ущербности бытийной и лишенью счастия и радости.
Ещё и прежде, ДО созданья мира во предвечном свете
Бог пресущественная Троица и пребожественно-пречистая Любовь в своём Совете
Предвидел то, что в роде человеческом такая личность обязательно явИтся
В час неотложный. Во произволении своём свободном устремится
Так к исполнению-осуществленью воли Всеблагой
Что чрез неё и пресущественная полнота Любви Божественной
Неложным фактом БоговоплощениЯ
Восполнит всякую ущербность тварного, естественного бытия.
1. СЛУШАЯ ПРОПОВЕДЬ м. АЛЕКСИЯ 1
С которым псалмопевец Боговдохновенный входит ныне в каждый дом
И ради блага и добра, блаженства полноты и будущего местожительства
Нас призывает возвещать день изо дня путь Божьего домостроительства,
Открытый Им для нас Божественный предвечный замысел Его о человеке
И мирозданье всём. Чтобы войти нам в завершенность совершенную. И в этом веке
Переживать её, как полноту, как радость приносящую и счастие
И для существ разумных каковы и Ангелы и люди, для участия
[Надёжного и правильного] их в процессе проявления,
Всех свойств своих развития и выражения, и становления.
Мыслительной необходимо силой духа видеть, чувствовать
И цель конечную всех и всего постигнуть, для себя понять-принять.
От нас, талантами украшенных богато, не таит и Всепремудрейший Творец,
Наследством все же различаемых- кому кувшин-кота-осла-иль мельницу, кому дворе(ц),
Но созданных [и это главное] по образу Его
И данной для всего многообразья мира тварного определённой цели от Него.
И призванных к подобию Ему,
Чтобы могли бы по произволению сердечному
Направить силы все ко достижению её умом приняв и возлюбя.
Являясь Самосущим Благом, Бог показывает нам Себя
Не только, как источника блага’, но совершенным его исполнением.
Влагает во движенье духа нашего и силу жажды, устремление
Ко благу, то есть только лишь к Нему. Но если ум наш под пиратским флагом
Рассудит и определит не Бога благом:
Кого-либо иль что-либо, иное направленье изберет, то жизни нашей деятельность
Пойдёт-поковыляет мимо цели. Противоестественность
Движенья по закону мироздания, изложенному постулатами земного мудреца
По формуле известной всем нам- сила действия борца
Равна противодействию и с неизбежностью
Не только приведёт ко промаху, но станет и бесцельностью
Теченья-векования и к боли всех, кто наделён в существовании
Способностью душевной, чувственной. Ведь неестественный поступок иль деяние
Приносит человеку боль физическую и страдание,
И нравственное и душевное терзание,
И угрызенье совести, переживаемое как мучение существ злосчастных.
Предупреждая нас и от таких последствий неприятно-страстных
Бог радости желая, счастья- ту нам открывает цель конечную,
Ради которой Им сотворено всё: Самого Себя и Правду вечную.
А мы же созданные по Его подобию и образу (здесь книга Бытия
стих двадцать шесть глава же первая)
Во глубине самой своей природы человеческой, запечатлённой той
Возможностью реализовывать себя в неповторимости лишь личностной,
То есть в свободе относительно ко тварной ограниченности и стесненности,
Природной и причинно-следственной зависимости, уязвленности
Пред каждым открывает модус бытия наш личностный
Путь жизненной свободы- Богу Самому он свойственный.
Путь жизни [неизбывной и сердечной]
И естеством никак неограниченной [и] вечной.
Самоначальная, несозданная личность- Бог