Сельское население редеет. Молодежь активно покидает свои родные села в поисках более высоких стандартов жизни и широких возможностей. Это явление связано с рядом факторов, включая низкое качество жизни на селе, отсутствие рабочих мест, недостаток социальных учреждений. При такой повестке, приоритет интересов миллионов сельских жителей должен быть выше интересов малочисленных владельцев сельскохозяйственных предприятий на общей системе налогообложения, недоплачивающих в бюджет порядка 100 млрд. рублей в год.
Сельское население, особенно молодежь, «голосует ногами»: покидает село, так как не устраивает качество жизни на селе. 27% селян живут за чертой бедности, тогда как в городе только 8%. Из-за бюджетного недофинансирования на селе долгое время проводилась политика по «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, результатом которой стало массовое закрытие малокомплектных сельских школ, детсадов, медицинских и культурных учреждений, не восполняемый ввод новых объектов и уменьшение плотности их размещения.
Сельский жилищный фонд всеми видами благоустройства оборудован только на 30%, тогда как в городе почти на 80%. Удельный вес ветхого и аварийного жилья на селе в два раза выше, чем в городе. И даже по рождаемости село начало уступать городу. Из-за низкой плотности населения удельные затраты на предоставление социальных услуг в сельских поселениях выше, чем в городах, поэтому органы власти отвечающие за развитие образования, здравоохранения, культуры и других экономят на сельских расходах. Происходит постоянный отток сельского населения, особенно молодёжи.
Основа всех вышеперечисленных проблем – хроническое недофинансирование села, ведь у сельских поселений практически нет собственных источников доходов, почти 80% сельских муниципальных бюджетов дефицитные.
Выход из этой ситуации только один повышение бюджетных расходов на селе. Но где взять дополнительные деньги на 37 миллионов сельских жителей? Источник есть, однако его в 2011-2012 гг. подарили крайне немногочисленным владельцам с/х организаций на общей системе налогообложения. Это налог на прибыль с/х организаций на общей системе налогообложения. Исходя из объёма прибыли сельского хозяйства более 500 млрд. рублей в год, налог на прибыль составляет более 100 млрд. рублей в год. Это очень большие деньги. Напомним, что на все сельские поселения России бюджетные расходы составляют порядка 240 млрд. рублей в год, из них 140 млрд. рублей идут на управление и энергетику. И только 100 млрд. рублей год используют на остальные расходы: образование, здравоохранение, культуру, спорт, охрану общественного порядка и т. д.
Таким образом, 100 млрд. рублей, подаренных льготой по налогу на прибыль владельцам с/х организаций на общей системе налогообложения, если бы пошли через региональные в сельские бюджеты, могли бы фактически в два раза увеличить расходы на вышеуказанные цели. В два раза, не на 5%, ни на 10%, а в два раза! Но нет, эти деньги были подарены владельцам с/х организаций на общей системе налогообложения. Почему подаренных? Потому что владельцы этих организаций могут тратить сэкономленные на налоге на прибыль деньги на что угодно, хоть на личное потребление, никаких ограничений не было и нет!
Надо отменить льготу по налогу на прибыль с/х организаций на общей системе налогообложения, увеличить бюджетные поступления на 100 млрд. рублей в год, через региональные бюджеты, в бюджеты сельских поселений. Тем самым повысить качество жизни на селе и уменьшить отток сельчан, особенно молодежи с сельской местности.
Интересы 37 миллионов сельских жителей должны быть выше интересов крайне немногочисленного числа владельцев с/х организаций на общей системе налогообложения.
Источники: Сельское хозяйство в России 2023, статистический сборник Росстата; Информация о результатах мониторинга исполнения местных бюджетов в субъектах РФ за 2020-2022 годы Министерства финансов РФ; «Основные итоги сельскохозяйственной микропереписи за 2021 год» – данные Росстата; Статьи от специалистов ООО «Грейнрус»: «Современные проблемы сельского хозяйства» (здесь, здесь, здесь и здесь).
Кольцова Алла Владимировна, генеральный директор АНО ЦЗИ «За справедливые налоги»
1. Это возможно только при