Снятие завесы с того, что сокрыто

Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
270
Время на чтение 5 минут

Праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери, завершающие богослужебный год, связаны друг с другом. Неслучайно праздник Преображения охватывает почти весь Успенский пост, а Успение Божией Матери являет нам свет Преображения в полноте. И мы молимся: «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы». Потому что Христос пришел в мир, чтобы все люди, даже самые грешные, могли преобразиться этим светом.

Мы видим сегодня в Евангелии, как Господь сходит с горы Преображения, где был глас Небесного Отца: «Се, есть Сын Мой». И вот тут же несчастный человек, подобный нам, приближается ко Господу и говорит: «Сын мой зле беснуется». Нам, ученикам Христовым, надлежит услышать эти два голоса, если мы хотим приобщиться Преображению Господню и благодати Успения Пресвятой Богородицы, усыновившей всех нас у Креста Своего Сына.

Сегодня все, кому не лень, говорят, что мир переживает апокалиптическое время. Истинно так. Хотя о смысле этих слов мало кто задумывается. Что такое Апокалипсис? Апокалипсис означает Откровение, снятие завесы с того, что сокрыто. Апокалипсис — это не просто книга, это Сам Христос. Не существует для нас иного Откровения, иного Апокалипсиса, кроме того, который открывается в свете Преображения, Воскресения Христова и Богородичной Пасхи. «Сын Мой», — говорит Небесный Отец, глядя на эту землю, которую Он создал для нас и которую мы сделали такой, что, кажется, уже негде взгляду остановиться — так она обезображена. Это и есть Апокалипсис, неумолимое откровение мира с его жестокостью, ложью, разрушением, смертью — то, что до времени сокрыто под позолотой привычного самодовольного благополучия. И то, что с каждым днем все яснее открывается, показывая, где мы находимся.

«Сын Мой», — говорит Бог, и отец бесноватого говорит: «Сын мой». Это значит, что человек, каким бы он ни был, даже если он разорил все вокруг себя и в себе, остается образом Божиим. И это значит, что наш взгляд на него может быть преображен Крестом. И наша молитва, обращенная ко Христу, должна быть: «Господи, помилуй сына моего! Он не такой, каким кажется». Апокалипсис — не просто обнажение лжи о всепобеждающей силе смерти, но Откровение силы Воскресения. «Не бойся, — говорит воскресший Христос, — Я имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18).

Будем, приближаясь ко Господу за сегодняшним богослужением и всегда, молить Его о даре участвовать в не кончающемся событии Преображения, которое является нам в эти святые дни предстательством в молитвах Неусыпающей Богородицы. Все зависит от нашей веры. Верою мы узнаём истинный лик Христа, Который зовет нас с Фаворской горы на другую гору, чтобы мы бодрствовали с Ним. Здесь поистине Апокалипсис: Христос, паки распинаемый на Кресте, — в том, как мы живем, во всех нас. И в этом сражении, в этой Своей агонии Он побеждает нашу смерть, при условии, что мы, «малый остаток», бодрствуем с Ним. Его слово — неотложное напоминание нам: «Род сей бесовский не изгоняется ни бомбами, ни переговорами, а только молитвой и постом». Наш Успенский пост завершился. Но пост не заключается просто в том, чтобы мы потуже затянули пояса. Он прежде всего в том, чтобы не питать себя плохой пищей, которая состоит из наших страхов, уныния, зависти, жадности, сластолюбия, гнева, сосредоточенности на себе. От всего этого мы должны всегда поститься. Благодаря такому посту, вдохновляемому нашей верой, сила смерти ослабевает, обнаруживает свое бессилие. Что касается молитвы, это не должно быть поверхностным вычитыванием установленного правила. И это даже не воздыхания, которые время от времени невольно исходят из наших сердец. Но подобно Самому Господу в Гефсимании, подобно Божией Матери у Креста Своего Божественного Сына, подобно древним и новым мученикам, подобно всем святым, мы должны день и ночь — оттого что такие небывалые испытания пришли на нашу землю — стоять пред лицом Божиим: «Боже, милостив буди нам, грешным». «Призри на нас и излей Духа Твоего на всех требующих Твоей милости, Духа Креста и Воскресения». Такой должна быть непрестанная молитва Церкви. Но это будет возможно для нас только тогда, когда мы будем снова и снова возвращаться к исходному началу. Потому что мы на самом деле — первые из грешников, первые, если можно так сказать, среди бесноватых. Мы бросаемся из воды в огонь. «Мы отпрыски помраченного рода», как говорит преподобный Макарий Великий. Это не просто наша беда, это тайна, к разрешению которой мы должны устремляться всегда, и особенно среди того, что переживает сегодня наша Россия и весь мир.

Кто мы? Для чего мы живем? Большинство людей уже не задумываются об этом. И потому на наших глазах начинают сбываться самые грозные события Апокалипсиса. Мы не должны ничему удивляться в самих себе. Мы удивляемся уродству и жестокости мира и, глядя на всеобщий небывалый распад, считаем себя хорошими. На самом деле сами по себе мы ничто. Но каждый день мы призваны заново рождаться даром Христовым, чтобы начать жить. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» — это по дару Христа относится к каждому из нас. Мы должны без конца рождаться в вере, принимая дар Христов, Его жизнь — честь и славу быть от Его рода. Слушая глас Отчий, невозможно не слышать горестные вопли отцов о своих беснующихся детях. Будем молить о свете, чтобы те, кто безумствует, стали святыми. Будем помнить, что без Христовой любви мы сами ничто. Мы, христиане, еще большие грешники, чем все, потому что однажды нам дано было узнать этот свет. Потому что в этом свете до конца обнаруживается зло, сокрытое во тьме.

Речь не идет о каких-то наших особенных подвигах. Мы знаем, как скромны наши дарования и как слаба наша воля. Но Господь говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». «Верую, Господи, помоги моему неверию», — отвечаем мы. Потому что нет ничего труднее веры и нет ничего на свете драгоценнее ее. Предадим свою жизнь в руки Господни. Пусть Он примет ее как горчичное зерно. Вы знаете этот прекрасный образ в Евангелии. Это крошечное, дикое семя, самое малое из всех семян — образ нашей малой веры, которой будет достаточно, чтобы переставлять горы, изгонять бесов, быть священниками Бога Живого там, где поставил нас Господь, призывать Духа Святого на ищущих исцеления от безумия и отчаяния людей. Есть только одна «победа, победившая мир, — вера наша» (1 Ин. 5, 4).

Праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери, может быть, лучше всего выражают состояние верующего человека в «последние времена». Там, где нет веры, излияние Духа Святого ничего не меняет во внешнем мире, все остается прежним, как будто Христос не приходил. Более того, последнее для человека становится горше первого. Беснование, описанное в сегодняшнем Евангелии, было когда-то крайне редким, исключительным случаем. А теперь сатана уже как будто сорвался с цепи, и это массовое явление. Но Господь соблаговолил явиться животворящему свету Своего Божества в условиях нашего смертного существования. В этих условиях в мире, лежащем во зле, сияет теперь свет Его Воскресения, обожествляющий нас. Здесь тайна, средоточие всех тайн. В свете Преображения, когда мы с верою и покаянным плачем, как отец этого несчастного юноши, обращаемся ко Христу, уничижение и слава Господня становятся нашим уничижением и нашей славой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Слишком строгий взгляд всегда подозревает худшее
Евангелие пятницы (Мк, 9 зач., 2, 18—22)
13.09.2024
Никто не даст нам двести лет для собирания наших сил
Слово в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского
12.09.2024
Кто не молится наедине, тот не научится молиться в Церкви
Евангелие четверга (Мк, 5 зач., 1, 29—35)
12.09.2024
Господь посылает впереди Себя лучшего из людей
Слово на Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
10.09.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Если Христос поднимает Свое знамя, у Него будут воины
Евангелие вторника (Мк, 3 зач., 1, 16—22)
10.09.2024
Покаяние и вера должны идти вместе — их нельзя разделить
Евангелие понедельника (Мк, 2 зач., 1, 9—15)
09.09.2024
Но как прощать?
Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
08.09.2024
Господь мог бы не допускать никаких наших поражений
Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери
07.09.2024
«Всякая несерьезность в наше время – явный грех»
Массовое сознание должно совершить переход в суровую и аскетичную сторону, где человек не живет в наслаждении, а выживает в борьбе
07.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Человек
13.09.2024 15:14
Креста на вас нет
Новый комментарий от Александр Волков
13.09.2024 13:27
Как отыскать достойного Царя?
Новый комментарий от Александр Волков
13.09.2024 13:19
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Андрей Карпов
13.09.2024 13:08
«Надо каждому стать русским, то есть самим собой»
Новый комментарий от prot
13.09.2024 12:44
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.09.2024 11:52