Как жить среди зачерствевших и постоянно лгущих взрослых маленькому честному мальчику? Детское сердце чутко, от него ничего не утаишь. Самое сложное – сохранить детскую чистоту и ясность. Антуану это удалось. Маленький принц за штурвалом самолета – таков Экзюпери. «Я не очень-то уверен, что жил, после того как прошло детство», - признавался великий романтик.
В отличие от большинства писателей (увы) Антуан Сент-Экзюпери был в первую очередь Личностью, и лишь потом автором. Когда ты остаешься один на один с вечностью, наступает время внутреннего созерцания и сосредоточения. Ты летишь в беспредельности неба, а внизу земля людей, столь беззащитная и столь опасная при внезапном снижении. Каждая мысль, каждое слово обретает особую цену. Возможно, они окажутся последними в твоей жизни. В такой ситуации не до угождения публике и словесных изысков. Потому в наследии писателя нет ни многословия, ни пустословия. Каждая фраза произнесена перед лицом вечности. Экзюпери оставил после себя немного произведений, но каждое из них становилось событием мирового масштаба.
«Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Военный летчик», «Послание к заложнику», «Маленький принц», неоконченная «Цитадель».
Мало кто воспринимает автора «Маленького принца» христианским философом и богословом, а ведь по существу А. Сент-Экзюпери один из величайших мыслителей ХХ века, чьи точные наблюдения и прозрения не потеряли актуальности и до сегодняшнего дня. Только большому поэту дана мудрость проникать в сущность окружающего.
Размышления Экзюпери о сущности человека в «Военном летчике» – не плод упражнений досужего ума. Они выстраданы перед лицом смерти. Именно поэтому они имеют такую силу. Никакие отвлеченные умствования такой силы никогда не обретут. Поэтому прозрения Экзюпери гораздо важнее всех философий Канта, Гегеля, Ницше, Энгельса или любого другого философа. Шпенглер, Хайдеггер… что они могут сообщить насущно необходимого о Человеке? Без чего жизнь становится невыносимой и невозможной? Ничего. В отличие от них Экзюпери просто свидетельствует о том, что ему ясно и очевидно:
«О человеке не скажешь ничего существенного, если пытаешься определить его качествами человека. Гуманизм в виду этого работал в направлении заведомо ведущем в тупик….
Существо вызывается к жизни не языком, а действиями. Наш гуманизм пренебрег действием и поэтому потерпел неудачу. Основное действие было уже здесь названо – это самопожертвование».
Только жертвуя ты обретаешь смысл жизни и счастье. Жертва ради других, не ради себя, но забывая о себе ради другого ты обретаешь себя истинного. Экзюпери утверждает, что надо лишь найти потерянный путь и вернуться к источнику всего сущего – к Создателю, объединяющему в своей любви всех людей и все мироздание. В безмолвии пустыни ясно слышен шепот звездного неба.
Экзюпери не идеализирует человека, но и не презирает его. Глядя на мир взором ребенка, от которого невозможно скрыть малейшую фальшь, Антуан дает предельно искренние а потому убийственные характеристики происходящим событиям.
Например, в «Письме к заложнику»: «Застрельщики любых переворотов, к какой бы они партии ни принадлежали, преследуют не людей (человек сам по себе в их глазах ровно ничего не значит) – они ищут симптомы. Истина, несогласная с их собственной, представляется им заразной болезнью. Заметив подозрительный симптом, носителя заразы отправляют в карантин. На кладбище».
По причине глубины и искренности большая часть мыслей Экзюпери ускользала от современников. Такова участь гениев. Западная цивилизации сосредоточена на внешнем лоске, а не на внутренней глубине. Секулярное сознание не может вместить Истину.
В «Военном летчике» видели прежде всего боевую хронику и политику, а это произведение о жизни и смерти, человеке, любви и Боге. Какое точное духовное наблюдение: «… чистая логика разрушает жизнь Духа». Многие насущные проблемы человечества освещены всего парой-тройкой абзацев, иногда страниц. Но и этого достаточно.
Столь актуальную до наших дней тему индивидуальности и коллективизма Экзюпери разрешает последовательно и неопровержимо. Вся беда современных мыслителей что они не поняли или не услышали этих слов. Вот лишь некоторые из высказываний:
«Моя цивилизация – наследница Бога, основала уважение к Человеку, преодолевая личность.
Моя цивилизация – наследница Бога, сделала людей братьями во Человеке.
Моя цивилизация – наследница Бога, творила милосердие как дань Человеку, а не личности.
Но я понимаю также, что все относящееся к человеку нельзя ни сосчитать, ни измерить. Подлинная беспредельность не воспринимается глазом, она доступна только духу.
Моя цивилизация – наследница Бога, сделала каждого ответственным за всех людей и всех ответственным за каждого.
В этом свете мне становится ясен смысл свободы. Это свобода развития дерева в силовом поле его семени. Это атмосфера возвышения Человека. Она подобна попутному ветру. Только милостью ветра парусники свободны в море».
Как венец многолетних размышлений и душевного подвига – великая сказка «Маленький принц». Рожденная поэзией и волшебством, она вобрала в себя всю мудрость человечества. Кто более чист душою, чем ребенок? Только святой, но святых мало, а ребенком был каждый. Экзюпери одним из первых обратил внимание на важность детских впечатлений: «Я родом из моего детства, словно из какой-то страны». Отсюда обращение автора к детям, но сказка предназначена не только для детей. «Маленький принц» – содержит бесконечные пласты смыслов, подлинная поэзия, поднимающаяся до притчи и мифа. «Мы в ответе за тех, кого приручили»; «Самое главное – глазами не увидишь», – эти изречения стали сокровищами всего человечества. И стали они таковыми, потому что берут истоки в Евангельских истинах. Что же то главное, что недоступно внешнему взору? Жизнь Духа. Милосердие, сострадание, вера, надежда, Любовь…
В завершение уместно вспомнить слова Сент-Экзюпери из «Цитадели», наиболее полно характеризующие его жизнь и творчество:
«Существует лишь одна проблема, одна единственная на свете. Вернуть людям духовную сущность, духовные заботы». Здесь явная отсылка к Евангелию:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф. 6:33). По сути, творчество Экзюпери выполняло апостольскую миссию, а это невозможно без личного подвига. Вся его жизнь была постоянным преодолением, исповедничеством пред лицом надвигающегося мрака и смерти. Подобно своему главному герою, он пришел на землю с неведомых высот, никогда не забывая о своем небесном Отечестве. Поэтому и были ему столь дороги люди, несущие в себе неугасимое пламя вечной любви. Гийоме, Ошеде, Паула, Леон Верт… «Любовь – о ней не спорят. Она есть».
Как и положено небесному посланнику, Экзюпери принял свою смерть в небе, уйдя в вечное царство гармонии и красоты. Но со страниц своих книг он всегда готов протянуть дружественную, крепкую руку любому, кто попросит его о помощи.
Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России