29 апреля отмечается Международный день танца. На портале Президентской библиотеки в электронном виде представлены книги, фотографии, видеолекции, научные исследования, посвящённые этой теме.
«Где танцы, там веселье, радость, счастье и любовь», – так пишет в четырёхтомном издании «История танцев» (1913–1918) русский драматург, историк балета Сергей Худеков. Каждая страна имеет собственную культуру, танцевальное искусство везде развивалось самостоятельно. Вольтер неоднократно восхвалял танцы. Даже «суровый философ» Фридрих Ницше не отрицал влияния танцев на дух человеческий. Герой его философского романа Заратустра посвящает танцам несколько плясовых песен.
Танец может рассматриваться как искусство только тогда, когда в него вложена душа. Танец должен «говорить», быть выразительным, и каждое движение должно изображать как живую природу, так и человеческие чувства.
В России хореография получила развитие во времена правления Петра Первого. Царь, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали активное участие в танцах. И, по словам современников, «танцевали очень грациозно; выделывали „каприоли“ так искусно, что им мог позавидовать и профессиональный танцмейстер. Сам царь зорко следил, чтобы его „птенцы“ строго соблюдали правила этикета, установленные во время танцев. Однажды царь заметил, что Меншиков танцует, не снявши сабли; тогда Пётр напомнил ему пощёчиной, что с саблями не пляшут».
История танца в России неразрывно связана с Петербургом. «В царствование императора Александра II наступил полный расцвет петербургского балета. Театральное училище, руководимое опытными учителями-танцовщиками, преимущественно французами, ежегодно выпускало даровитых и в отношении техники корректных артистов, освежавших и без того богатый талантами балетный персонал», – об этом С. Худеков пишет в четвёртом томе своего исследования.
Видное место в истории русского балета, бесспорно, занимает балетмейстер Мариус Петипа. Службу в Петербурге он начал в 1847 году. Француз по происхождению, Марус Петипа «был в душе русским с головы до ног. Балетов было поставлено такое множество, что приходится только удивляться неисчерпаемой фантазии этого вечно юного художника хореографа».
В многотомной «Истории танцев» представлен репертуар русского классического балета и артисты, исполнявшие в спектаклях ведущие партии: «Главнейшими из цикла артисток, проявивших свой талант в конце XIX века и дошедших впоследствии до звания балерин, были: Кшесинская, Преображенская. Трефилова, Седова, Павлова, Егорова, Ваганова, Карсавина. Русский балетный персонал первенствовал среди всех европейских балетных трупп».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с виртуальным туром по выставке «285 лет русскому балету», подготовленной в честь юбилея Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой в 2023 году. В экспозиции представлены балетные туфли и театральные костюмы, книжные раритеты, подлинные афиши и фотографии, произведения живописи и скульптуры, личные вещи знаменитых выпускников Академии. Есть и настоящие реликвии: корсаж сценического костюма Матильды Кшесинской, коробка для грима и сценические сапожки Анны Павловой, личные вещи Агриппины Вагановой, имя которой с 1957 года носит Академия.
Также на портале Президентской библиотеки можно посмотреть запись видеолекции «Русская балетная школа: традиция и современность», где Николай Цискаридзе – народный артист России, и. о. ректора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой рассказывает о том, как он пришёл в балет и как на протяжении всех лет учёбы в Тбилиси, а затем в Москве его учили выпускники Академии Русского балета: «Сначала это был Ленинградский техникум, потом Ленинградское хореографическое училище. Балетные корни у меня были ленинградские». Николай Цискаридзе подчеркнул, что «в области классического балета России нет равных».
Видеолекция «Танец и судьба», представленная на портале Президентской библиотеки, посвящена народному артисту СССР и России, профессору Владимиру Васильеву. Рассказывая о своём творческом пути, он отмечает, что всю свою жизнь посвятил танцу. «Танец – это совершенно поразительное явление. То, что напечатано на 10 страницах, можно уложить в короткий хореографический монолог, а одна сказанная фраза может вырасти в целую хореографическую сцену», – говорит Владимир Васильев.
Больше интересной информации об истории танца можно найти в фонде Президентской библиотеки, который насчитывает более миллиона единиц хранения. Интересные факты о хореографии представлены в личных делах служащих «Дирекции императорских театров Министерства императорского двора», в том числе личных делах ведущих артистов балета санкт-петербургского Мариинского театра. Здесь представлены сведения об их ангажементах и бенефисах, программы спектаклей, описи декораций, мужских и женских костюмов и т. д. В цифровом виде в библиотеке размещены книжные и периодические издания, кинохроника, фотографии, научно-просветительские фильмы, авторефераты диссертаций, архивные документы и материалы, отражающие историю российской государственности.