Последняя Пасхальная весточка Петра Петровича Толочко была 15 апреля 2023 года:
«Дорогие Марина и Сергей!
Спасибо за поздравление с Христовым Воскресеньем и с пожеланием "тихой радости".
Если бы она и появилась, то, конечно, только тихая, про себя. Громкая – не моя.
Шлю и вам добрые поздравления и наилучшие пожелания. С доброй памятью про незабвенного Валерия Николаевича, ваш П.П.Толочко».
Пожалуй, это будет первая за четверть века Пасха, когда мы с ним не похристосуемся...
Мы очень надеялись, что сможем тайными тропами обменяться с дорогим нам человеком Петром Петровичем Толочко Пасхальными поздравлениями и в этом году, но, увы, в час Входа Господня в Иерусалим, пришла горестная весть о его блаженной кончине.
Горько…
Нет, не потому, что прервалась привычная телефонно-электронная связь, что перестали встречаться в Москве и Киеве, а потому, что великий радетель непрерывности Русской истории находился во узах в свои преклонные лета. Господь даровал радость почти четверть века общаться с академиком Петром Петровичем Толочко через настоящих славянофилов Валерия Ганичева и Бориса Олейника. Мы встречались в Москве, Киеве, Белгороде, Полтаве, Новгород-Северском, Чернигове… Это не были застольные встречи, это был неустанный поиск путей сближения, единения славян, оказавшихся в конце ХХ века на распутье…
Все они, – академик Петр Толочко, Борис Олейник, Валерий Ганичев, академики Борис Александрович Рыбаков, Никита Ильич Толстой, Олег Николаевич Трубачев, – были неисправимыми оптимистами и романтиками, верили в мир славян между собою…
Петр Петрович Толочко, подобно князю земли Русской Святославу Храброму Игоревичу, никогда не останавливался перед угрозой власть предержащих. Он вставал и шел, как это было 2 ноября 2018 года в Москве, в Кремле, где Петр Петрович выступил перед многотысячной аудиторией XXII Всемирного Русского Народного Собора:
«Почему я здесь, на Всемирном Русском Народном Соборе? Прежде всего потому, что считаю это данью уважения моему другу Валерию Ганичеву, который созидал вместе с вами эту организацию. К сожалению, он ушел от нас, но я отдаю ему дань памяти своим присутствием здесь. Во-вторых, потому, что я считаю себя частицей Русского мира.
Русский мир начинался не с Московского царства. Он рождался на берегах Днепра, на древней Киевской Руси. Когда первые летописцы и первые богословы пытались осознать, что такое Русь, они идентифицировали это огромное пространство от Новгорода до Киева, от Карпатских гор до Волго-Донского междуречья как единое православное русское пространство.
Митрополит Иларион, сподвижник Ярослава Мудрого, в своем знаменитом "Слове о законе и благодати" говорит, что русские князья «не в худой и неведомой стране владычествоваша, но в Русской, яже ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». Таким осознавалось это огромное пространство в полтора миллиона квадратных километров. Игумен Даниил путешествует ко Гробу Господню, он черниговский игумен, но ставит на Гробе Господнем кадило от всей Русской земли и представляет себя Русской земли священником. Он не сузил свое представительство до Черниговского княжества, а выступает как посол всей Русской земли.
Понятие Русской земли, Русского мира было и в народном сознании. Знаменитые былины, которые отображают историю Руси, словно высказанную самим народом, показывают русских богатырей, которые живут вне времени, вне пространства, но они защищают Святую Русь, они стремятся в Киев, чтобы защитить стольный град Руси, – так что общее понятие Русского мира формировалось уже тогда. А послание епископа Симона, епископа Суздальского и Владимирского, монаху Киево-Печерского монастыря, начало XIII века? Епископ Симон вспоминает о первом епископе Ростовском Леонтии, который был растерзан язычниками, и называет его третьим гражданином Русского мира. А кто же первые два гражданина Русского мира? Это варяги Федор и Иоанн, растерзанные на Киевских холмах неистовыми язычниками.
В этой дефиниции Русского мира отображена вся его суть. Во-первых, это, по существу, русский православный мир, во-вторых, он не сведен до русского в этническом смысле, – это и русские, и варяги, и все, кто исповедует русскую православную веру.
Уверен: даже если бы не было всей нашей последующей истории, если бы случилось так, что моя родная Украина осталась в составе Великого княжества Литовского или Польши, то и в этом случае мы имели бы полное право причислять себя к Русскому миру. Но ведь были целые столетия нашей общей истории, истории наших братских народов – сейчас немодно так говорить, но ведь, по существу, именно так! Немыслимо православное просвещение на Украине, в Малороссии, и в России без взаимодействия Киево-Могилянской академии и московской Греко-латинской академии. Мы не можем себе представить Русскую Православную Церковь без Димитрия Ростовского, выходца из Малороссии. Мы не можем себе представить исторический процесс времен Петра I без Феофана Прокоповича, ректора Киево-Могилянской академии, а затем сподвижника Петра I, который, по существу, дал идеологическое обоснование рождающейся империи. Мы не можем себе представить историю нашу без братьев Разумовских во времена Елизаветы и Екатерины, без канцлера Безбородко, без графа Кочубея, канцлера в правительстве Николая I. Думаю, мы не можем себе представить и советскую историю без наших малороссов, наших украинцев. Сидели тут, даже в Кремле, управляли огромной страной, и я считаю, что безнравственно сегодня нам, украинцам, отказываться от этой нашей общей истории. В ней было все – взлеты и падения, достижения и неудачи, – но говорить, что это все не наше, что мы к этому не имеем отношения, мне кажется безнравственным.
В свое время я даже предлагал дать Русскому миру второе название – Восточнославянский православный мир. Оно более нейтральное, хотя, по существу, то же самое, и, конечно, этот мир включает в себя и мою родную Украину. Хотел бы надеяться, что время нестроения завершится и история вырулит на столбовую дорогу. Не знаю, что нам делать в Брюсселе или Вашингтоне, я там чужой, но я свой в Москве и Петербурге, и таких в Украине миллионы. Мне приятно, что процесс нашего соработничества, начавшись Бог знает когда, не заканчивается и сегодня. Сейчас в зале сидит Василий Семенович Лановой, и он мне сказал: "Ну що, почекаємощетрошки?" Подождем еще немного? Думаю, подождем. Историческая правда не позволит разорвать наш кровный союз восточнославянских братских народов!»
Зал долго не отпускал академика,стоя приветствуя аплодисментами. Никто из ученых ни до, ни после не удостаивался такой чести в Кремлевском дворце.
Помнится, в декабре 2021 года на традиционной ежегодной литературно-исторической Конференции «Восточнославянская цивилизация: проблемы и перспективы» П.П.Толочко в Союзе писателей России представил графическое изображение«Восточнославянское родовое дерево VI-XVII вв.». «Корни этого дерева, – объяснил академик, – 14 восточно-славянских племен, которые объединились в "ствол" – Киевскую Русь, а он потом разветвился на Белую Русь, Малую Русь и Великую Русь. Это объективная картина, с которой спорить невозможно».
Петр Петрович Толочко, взявшись в юности за плуг истории, никогда не оглядывался по сторонам. Всей своей научной биографией он показал противникам, что «не в силе Бог, а в правде!» Как только его не испытывали, но никакие узы, – чему свидетельство его домашний арест последних лет вплоть до блаженной кончины, – не могли сломить убеждений величайшего сына нашего народа, академика П.П. Толочко.
Знаменитые слова Василия Андреевича Жуковского:
«О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были…»– в полной мере относятся и к дорогому Петру Петровичу Толочко, его сотоварищам Валерию Ганичеву и Борису Олейнику.
Велия радость была знать их, делать вместе с ними общее славянское дело.
Помолитесь, славяне, о новопреставленном рабе Божием Петре, во узах скончавшемся, последнем настоящем историке Киевской Руси, академике П.П. Толочко.
Царство Небесное рабу Божиему мученику Петру!
Вечная память!
Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора