Обычно в Иерусалимском храме всегда полно народу, но только не в будний день, и не рано утром. Люди считали для себя достаточным посещение храма по воскресным дням и праздникам. Вот ведь и в Законе сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8). Редкий человек заглянет в храм просто так. Увы, надо признать очевидное, мы вспоминаем Бога только когда нам очень плохо, или что-то срочно нужно.
Так уж случилось, что в пустой от служб и людей храм пришло помолиться двое. Один был уважаемый фарисей, а второй – простой мытарь. Оба вознесли свои мольбы к Богу. Но итоги молитвы для обоих были разными. «Как же так?» – спросите вы. Ведь оба делали благое дело. Так почему же одного Бог услышал и простил, а второму даже не ответил?
Начнем с фарисея. Фарисеями (по-гречески «Φαρισαῖος»), в Израиле называли людей, принадлежащих к особому религиозно-философскому течению (с иврита «перушим» – отделившиеся»), которые совершенно отвергали возможность смешения еврейской культурной традиции с иными традициями греко-римского мира, призывали соблюдать в строгости и точности все законы Моисея. Это была одна из самых непримиримых религиозных партий в древнем Израиле. Несмотря на свою ригористичность, она была очень популярна у простого народа. К фарисеям прислушивались, искали их совета. И вот, мы слышим с вами в сегодняшней притче ещё об одном представителе этого течения.
Какими же словами молился этот фарисей? Послушаем его молитву: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот вот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11 – 12). Ох, сколько же пафоса в его словах. Он общается с Богом на равных, не считая это неуважением. Его осанка и место, избранное для молитвы говорят сами за себя. Он стоит в центре храма и доводит до сведения Бога свои достижения. Его распирает гордость за свои совершенные добрые дела, он наслаждается ими. Ему, в сущности, и Бог то не нужен. Так, между прочим, еще Один свидетель его «величия». Весь мир для этого фарисея – это одни грешники. Он уже достиг праведности здесь на земле и не понимает, почему еще он не награжден Богом. Ведь он и постится больше, чем все остальные: два раза в неделю (хотя законом положено было лишь раз), и десятину он отдает Богу со всего что у него есть, а не только с определенных доходов.
А что же второй молящийся. Кто этот мытарь? Мытарь (с греч. яз. «τελώνης») – сборщик податей с представителей еврейского народа в пользу римских властей. Этот человек заведомо проклят своим народом за пособничество поработителям. Даже если он не берет лишнего с народа, а лишь выполняет свой долг – он все равное изгой в своем Отечестве. Наверное, надо быть совершенно черствым, чтобы не чувствовать боли от одиночества в полном людей краю, которые тебя избегают.
Как же звучала его молитва к Богу? Этот человек остановился у входа в храм. «Стоя вдали, он не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!"» (Лк. 18, 13). Вы чувствуете, какая разница между этими двумя молитвами, что мы услышали. Один, считает, что уже заслужил больше того, что имеет, а второй не считает себя достойным вообще никаких благ. Мытарь бьет себя в грудь, словно упрекает свое сердце в черствости и слабости. Это действительно его самое слабое место. Оно слишком податливо и эгоистично. Но он борется и потому просит у Бога милости и шанса заслужить прощения. Он не знает Писания, не знает законов, не знает текста молитв. Но он знает одно, если обратится к Богу искренне, как к Отцу, то Он непременно услышит и простит.
И вот, входили в храм двое, и двое удаляются от него. «Мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14). Такова мораль притчи. Не надо хвалиться перед Богом своими достижениями, Он и так все их знает, нужно уметь благодарить Творца за полученные возможности применить свои способности на благо. Нужно чувствовать, что каждое новое поручение или испытание от Бога делает тебя лучше, добрее, но не наоборот. А если что-то не получается, или мы удалились от делания добра, то и тогда мы можем обратиться к Богу, и Он обязательно услышит нас, только надо быть искренними, не придумывать для себя отговорок в неудачах и грехах. Чем быстрее ты осознаешь свою ошибку, тем легче будет ее исправить.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории