Если счастье без любви невозможно, то видно ни покоя, ни воли не может быть без Родины (И.С. Тургенев)
Все исторические источники, начиная с VII века до Рождества Христова вплоть до XX века по РХ, свидетельствуют об этнической однородности духовного центра Армении – Нагорного Карабаха (древнее название Арцах – Хачен). Общее число памятников народной культуры армянского народа на территории Нагорного Карабаха насчитывает более 1700 из которых 500 церквей и 60 монастырей. Держа в руках карту Карабаха позволим себе перечислить лишь несколько из них – в Мардакертском районе 520, Гадрутск – 410, Мартунинском – 327, Аскеранском – 251, Шушинском – 103, Монастырский комплекс Амарас (ныне Мартунинский район) один из крупнейших, основан в начале IV века святым Григорием Просветителем! Дадиванк в V веке, Акубаванк в VIII веке, Апостольский в V, монастырь Охтэ Дрни и церковь Вачагана в VI-м, грандиозные монастырские и дворцовые ансамбли Гтчаванка, Хатраванка и Гандзасара – в XIII-м, Майраберд – в XVII-м, дворцовые ансамбли Хачена и Дизана в XVII-м, церковь Казанчецоц в Шуше в XIX-м.
Об их армянской этнокультурной принадлежности свидетельствуют не только письменные источники разных эпох, хранящиеся в Эчмиадзине и Матенадаране, но и высеченные на их стенах армянские надписи. Вот как описывал освящение главного Храма Гандзасарского монастыря выдающийся армянский историк XIII века Кирокос Гандзакетци: «Небоподобный Храм Славы Божией! Его освящало невиданное множество священников, около семисот иереев» (Гандзакеци К. «История Армении». М., 1976). Не говоря уже о безчисленных неизреченной красоты Хачкарах (каменный армянский крест с филигранно высеченными надписями и орнаментами). Такой плотности воздуха земного Рая не было нигде на планете, кроме Косово и Метохии. Да, у турок и принадлежащих им азербайджанцев нет урана, но где теперь Косово, Югославия и сами сербы у которых тоже не было урана в отличие от армян?..
От начала начал все войны на Земле были религиозными. Кровавый XX век начался с геноцида армян, но этот второй геноцид, несопоставим с предыдущим: первый был осуществлён турецкими евреями. Это словосочетание столь странно на слух лишь от того, что о проживании евреев в Турции не принято упоминать. А потому позволим себе краткую историческую справку.
Это началось в XV веке. Поток евреев из Испании и Португалии (где они до сих пор процветают – ярчайший пример – семья испанских банкиров Гогенцоллернов, куда затесались «наследники Русского Престола»…) хлынул в Турцию, и тогда их было около 300 тысяч человек. Эти люди пришлись молодому государству очень кстати, ибо ни одна христианская нация там не приживалась. Турки были хорошими воинами, а евреи развернули свою хорошую торговлю, традиционное своё ростовщичество и т.п., образовав в Турции свой клан мещан. В их руках были не только торговля на суше и на море, но и изготовление пороха, и обучение турок искусству обращения с ним. Особенный успех завоевали в Турции еврейские аптекари. Например, лейб-медиком султана Селима I (1512–1520) был выходец из Испании Иосиф Гамон, а его сын Моисей Гамон – был лейб-медиком султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Кстати одна из крупнейших подобных турецко-еврейских общин была в Салониках (в то время Фессалоники)! Еврейский поэт Самуил Уске (середина XVI века) называл этот город «Матерью иудаизма». Султан Сулейман Великолепный за верную службу подарил Иосифу Наси, выходцу из еврейской семьи Мендес, древний город Тивериаду с окрестными селениями, предоставив ему право населять эту местность одними евреями. Иосиф Наси вел активную дипломатическую деятельность при султане Сулеймане и его сыне Селиме II (1566–1584). В частности он сыграл огромную роль при решении вопроса о присоединении к Турции Кипра… И последнее... Несколько слов о семье Мендес. Они имели банкирский дом в Лиссабоне и отделение банка в Антверпене, клиентами Банкирского дома Мендес были: германский император и испанский король Карл V (1500–1558) из династии Габсбургов, французский король Франциск I (1494–1547) и другие монархи Европы.
Итак, на деньги англичан, как это принято на протяжении всей истории, эти самые турецкие евреи 24 апреля 1915 года вырезали бóльшую часть армян, а оставшиеся, те которым чудом удалось бежать, переселились в православную Сирию и часть на юг Франции, ведь тогда ещё там не было преследования за крест на груди, не было трансгендеров и политики государственного сатанизма. Куда сегодня в окружении Османской империи и двухтысячной армии штаб-квартиры НАТО в Ереване, к кому сегодня бежать от этого второго геноцида верующим многодетным карабахским семьям?! Видимо, они будут работать за миску супа, так как Пашинян пожаловал по 100 долларов каждой семье за потерю Родины. Быть может, бежать к Вучичу, но он, став стандартным еврокомиссаром провёл в Белграде гей-парад! Правда, нам говорят, что сербов там не было, что это был «русский гей-парад»… Так кто же защитит святыни Карабаха и карабахских армян? Наши миротворцы?! Кто защитил косовские древнейшие монастыри, находящиеся под охраной ЮНЕСКО от полного уничтожения? Кто защитил косовских монахов от сожжения живьём, от распятия, и обезглавливания, как это было с прославленным Сербской Церковью Священномучеником Стефаном Косовским. Иконой этого святого меня благословил Митрополит Амфилохий – Светильник Сербского и Вселенского Православия перед очередным сербским вечером в моём Цикле «Возвращение на Родину». С тех пор образ Священномученика Стефана Косовского навсегда в моём домашнем иконостасе.
Свидетеля геноцида 1915 года величайшего армянского композитора архимандрита Комитаса, которого Клодт Дебюсси называл чистым гением, чудом переправили в Константинополь, а затем на юг Франции, где он умер в лечебнице для душевнобольных, так и не пережив увиденного. Я пела великую музыку Комитаса и в Армении, и в армянском постпредстве Москвы, и в 1988 году первая пела благотворительный вечер в помощь пострадавшим от землетрясения в Спитаке. Сначала в клубе МГУ (ныне церковь мученицы Татианы) и вскоре в Большом Зале Московской Консерватории в сопровождении оркестра под управлением выдающегося дирижёра Евгения Колобова. Этот вечер снимало Центральное телевидение с комментариями дочери Ираклия Луарсабовича Андронникова – Екатерины. В этом же составе и с той же съёмочной группой повторила этот благотворительный вечер в Карнеги Холл. Рада сохранившейся записи, газетным статьям, вышедшим в Нью-Йорке и красивым цветным памятным буклетам. Шедевр Комитаса «Крунк» – о журавле, что не в силах больше лететь, а приземлиться негде, сегодня звучит пророчески – только, увы, никто его не поёт.
Также как никто не исполняет вокальный цикл одного из самых талантливых композиторов послевоенного поколения Владимира Рябова на стихи Марии Сергеевны Петровых (посвящённого Лине Мкртчян). Я всю жизнь люблю поэзию Петровых, не только за её гениальные переводы армянской поэзии, не только за цикл «Средневековье», и даже, не за великое «Назначь мне свиданье на этом свете», которое, Анна Андреевна Ахматова называла лучшим стихотворением о любви XX века, а за то сокровенное и тихое, что было в ней самой. Помню, как на одном из вечеров в Фонде Культуры у Никиты Сергеевича Михалкова выдающаяся Русская актриса Светлана Крючкова в I отделении читала поэзию Цветаевой, а во II-м я пела цикл Петровых. Незабвенное время…
Нет, я не отвлеклась, ибо сегодня во время этой Всеобщей Всемирной Войны русским детям вменяют в обязанность изучать основы бизнеса. А когда же, когда же, им разрешат изучать основы Русской Культуры и культуры всех народов 1/6 суши, завещанной нам Богом? Это мистически помогло бы не только постепенно вернуть утраченную соль Церкви, но и узнать о том, что Спаситель мира, как и все первохристиане, говорил на Арамейском языке, диалектом которого является сирийский. И о том, что единственный в мире самый близкий ему – армянский язык.
Переводы Библии, в частности греческий, именуются «Септуагинтами» (70), они названы так, потому что по преданию сделаны 72-мя переводчиками-евреями в Александрии в течении 72 дней (по поручению царя Птолемея Филадельфа (285-247).
Когда армяне слышат, на каком суржике говорит Пашинян, они затыкают уши. Он не владеет родным языком, не только потому, что не имеет с ним ничего общего, кроме неоконченного журналистского образования (любой карабахский крестьянин говорит по сравнению с ним, как Саят Нова!), а потому что, как в Дориане Грэе, сам не замечает, как превращается в клона Зеленского, так же не владеющего не только родным идишем, и тем более ивритом, но и украинским и русским. Но если Зеленский являет собою неизбежный генетический материал, созданный в Беловежской Пуще и сохранивший все свои ДНК, то Пашинян, в отличие от него, являет собою позор армянского народа, с его самой древней христианской культурой.
Вспомним, армяне приняли христианство, как государственную религию в 301 году. А во времена Григория Просветителя Армении – армянские князья возвели 47 монастырей на территории святой земли Палестины! Уже в V веке Армения обогатила мировую культуру такими философами, богословами и поэтами, как Егише, Павстос Бюзанд, Мовсес Хоренаци, Езник Кохбаци, Давид Анахт. Позже эту традицию продолжили великие Саят Нова и Григор Нарекаци. Словно вся поэзия мира вышла из Нарекаци, родившегося в 951 году, т.е. на 314 лет раньше Данте Алигьери и на 453 года Франческо Петрарки! Какие тайны, какие пророчества открываются безсмертной «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци (в переводе Владимира Борисовича Микушевича!).
К сожалению я не Тер-Мкртчян… Тер – свидетельство причастности к священническому роду, а вот моя родственница и близкая подруга Лоретта Христофоровна Тер-Мкртчян, в отличие от меня всю жизнь изучала историю Карабаха. Это от неё я узнала о том, что мощи Святого Захария – отца Предтечи и Крестителя Господня Иоанна покоятся в Амарасском монастыре! Здесь в Карабахе в этом монастыре в начале V века Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Такое же чудо совершил в России XIX века Александр Сергеевич Пушкин, завещая своему народу великий литературный Русский язык. Уже с 30-х годов IV века Амараксский монастырь стал епархиальным центром. Но где же сегодня воззвание Верховного Патриарха и Католикоса Гаригина II? Где слово Карабахского Владыки Вартанеса?! Снова и снова мы убеждаемся в том, что всё, везде и всегда зависит только от Церкви. При незабвенном отце нашем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II не было никаких майданов, даже «всесильный» предатель Варфоломей ничего тогда сделать не смог. Это были годы, когда через всю Москву свободно шли многотысячные крестные ходы, всюду совершались многочасовые стояния, даже у входа в Останкинский телецентр. Свидетельствую, как непосредственный участник. Это было время, когда на глазах у всего, ещё не до конца обезумевшего мира, средь бела дня, был расстрелян армянский парламент, требовавший воссоединения с Россией…
В «Армянском Вестнике» (№ 3 за февраль 1991 года) подробно описывалась целенаправленная политика Азербайджана в отношении сокровищниц Христианской армянской культуры Карабаха: укрывание их наличия в официальных изданиях и публикациях; фальсификация их этнокультурной и религиозной принадлежности; сознательное их разрушение и надругательство над ними; поощрение и попустительство кладоискательству и другим актам вандализма; переделывание армянских храмов под мусульманские культовые сооружения; препятствование восстановительных работ; препятствование посещению и изучению памятников советскими и иностранными исследователями. Барельефы церкви Казанчецоц в Шуше служили мишенями для любителей стрельбы. В долине реки Хачен взорваны церкви XIII века, выбиты из земли и разрушены более 70 Хачкаров и надгробий IX века! Широкую огласку получили неоднократно повторяющиеся факты преступлений должностных лиц Азербайджана: прилетая на вертолете они высаживались буквально у стен Святая святых Гандассарского монастыря XIII века, устраивая пирушки, и в пьяном состоянии открывавшие стрельбу по скульптурным украшениям священного для армян Храма, исторической и культурной ценности которого посвящены тома отечественной и зарубежной литературы.
В своём предисловии к одной из книг Лоретты Христофоровны Тер-Мкртчян академик Сергей Сергеевич Аверинцев писал: «Идея святого места известна различным религиям. Она связана с человеческой верой в то, что где-то на теле Земли – пространство как бы развёрсто ввысь и вглубь для восходящих и нисходящих незримых сил. Предмет метафизики находится везде и нигде. Но в истории, священной истории – это Событие. Отсюда порыв прийти на место события, прикоснуться к нему и пережить то чувство, которое позволительно выразить строкой поэта: «…но значит это было, было, было!»
И будет! После Победы и полного восстановления Русского мира, Русской цивилизации по всем пророчествам Старцев – к России присоединится множество народов. А значит Армения со святой землёй Карабаха войдёт в состав обновленной Российской Империи и «событие священного места истории» откроет миру Ноев Ковчег, что покоится на вершине горы Арарат. И исконно голубоглазых и белокурых армян, что проживали в деревнях Даралагез и Зангезур станет больше, неизмеримо больше…
О Святая армянская земля!
Ты подобна Птице Пáри
Будущее которой
Всё в древней армянской сказке
Что родилась в араратской деревне Аштарак.
Лина Мкртчян, русская певица, 30 сентября 2023 года