Страшное преступление совершилось в раю много лет тому назад. Человек предал доверие Бога, нарушив, данную для исполнения, одну единственную заповедь. Из одного только тщеславия и любопытства, Адам и Ева, искушаемые змием, вкусили плодов с запретного дерева. Все смешалось в голове у первых людей: добро и зло, правда и ложь. Вместо обещанного истинного знания, они приобрели лишь неуверенность и сомнение во всем. Грех, словно вирус, проник в тело человека, сделав его слабым и смертным. Люди были изгнаны из рая.
Навсегда у людей останется страх перед деревом. Они будут отождествлять его с опасностью. Если мы откроем Библию, то заметим, что и первое убийство человека также было совершено обрубком дерева – дубиной. Позже дерево будут использовать и для обличения преступников, и для повешения. «Ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21:23). Не только смерть на дереве, но даже просто прислонение к нему считалось преступным.
Распятие было самой мучительной из всех существовавших в античном мире форм публичной казни. Само слово «крест» римскому гражданину не пристало ни произносить, ни даже слышать. Ведь, по убеждению Цицерона, «при воспоминании об этой казни высокий ум римлянина неизбежно оскверняется, при виде распятия уничижается его благородное зрение, а при слышании предсмертных криков умирающего на кресте оскорбляется его аристократический слух…».
И теперь, когда мы вспоминаем события двух тысячелетней давности о том, как был распят на древе наш Господь, становится понятным, какое унижение уготовали Ему люди. Вот почему христианство выглядело подозрительно в глазах древнего общества. Ведь «мы проповедуем Христа распятого, Который для Иудеев – соблазн, а для Эллинов – безумие» (1 Кор. 1:23).
Зачем же Христу необходимо было избрать именно такой образ смерти? В действиях Бога нет ничего лишнего или непродуманного. Он сделал это исключительно из восстановления справедливости. И раз первый человек пал посредством женщины, дерева и дьявола, то и восстановить все нужно было в той же последовательности. Вместо любопытной Евы нас встречает образ кроткой Девы Марии, вместо дерева позора – Крест Господень, на котором совершено искупление, а вместо торжества дьявола – его поражение, а также избавление миллионов людей, томившихся в ожидании чуда и спасения.
«Христос смог нас примирить... с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:16). И теперь мы с достоинством носим на себе крестное знамение и точно знаем, что мы не одни в этом бренном мире. Бог не забыл про нас, Он всегда помнит своих чад, и готов для нас на любые жертвы. Разве можно ответить на такую беспримерную любовь предательством или отказом? Нет, и еще раз нет.
Мы должны стать достойными сынами и дочерями нашего Господа. На протяжении всей своей жизни мы должны служить друг другу и Богу. И пусть кто-то скажет, что нужно жить только для себя, а вера – это не модно. Возразим им на это словами апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Ну и закончить мою проповедь мне бы хотелось словами святителя Игнатия Брянчанинова: «Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова». С праздником, с Воздвижением честного Креста Господня.
Овчаренко Роман Викторович, кандидат богословия, магистр истории