Праздник Преображения Господня — тайна света, который просиял в пречистой плоти Спасителя, и пророчество о мраке Его Крестных страданий. Преображение Господне — это единство Ветхого и Нового Завета, когда Господь беседует вначале с Моисеем и Илиею, представляющими собой закон и пророков, а затем обращается к Своим ученикам. Это праздник Богоявления, когда мы слышим Отеческий глас, обращенный к ученикам, чтобы они слушали Его Божественного Сына. И в этом празднике та тайна, которая открывается нам в пасхальную ночь, когда мы слышим Евангелие от Иоанна о том, что Слово стало плотью, и в этой плоти воссияла слава яко Единородного от Отца (Ин. 1, 14).
Это слава, которую Он имел, прежде чем мир не был. И это слава, которой Отец прославил Его в час Креста, о которой Он говорил: «И прославил, и паки прославлю» (Ин. 12, 28). Эта слава, эта Пасха, всегда была со Христом. Но Ему нужно пройти через Крест, чтобы мы были способными принять Его Крест и наш собственный крест, и приобщиться Его славе. То, что происходит в событии Преображения, наверное, является одним из ключевых ответов на вопросы, которые задавал Христу Ирод, после того как он «всласть послушал Иоанна» (Мк. 6, 20).
И здесь — связь с откровением, которое имел апостол Петр, и с его вопрошанием о страданиях, предстоящих Господу (Мф. 16, 16—23). Господь (за восемь дней до этого, как сказано в Евангелии от Луки) говорит о Своих предстоящих страданиях. И Его беседа на горе Преображения с Моисеем и Илией об исходе, о Крестной смерти и Вознесении показывает, что спасение рода человеческого не прерывается в истории.
Христос уже говорил об этой тайне Своим ученикам, но они не поняли Его. Замечательна подробность евангельского повествования: в момент Преображения ученики пробудились от сна. Они видели славу Христову, не понимая, что Он должен войти в нее через страдания. И видение Моисея и Илии, которое завершает все, для них только повод говорить о кущах. Был такой ветхозаветный праздник Кущей — праздник ожидания конца истории и торжества народа Божия. Когда Петр хочет, чтобы продлилось время Богоявления, он «не знает, что говорит» (Лк. 9, 30). До сих пор необходимость страданий Христовых не вошла в его сознание.
Облако, осенившее учеников, означает Божественное присутствие, и потому они охвачены священным ужасом. Мы с вами участвуем в Богоявлении, подобном тому, какое было в день Крещения на Иордане. Но здесь не только слышен глас Отчий, здесь мы видим славу Христову. И слово Отчее обращено не ко Христу, как в день Богоявления на Иордане, а к ученикам Его: «Того послушайте».
Это зов к Израилю, к избранному слуге Божию: отныне надо послушать Того, Кто бесконечно превосходит Своею властью Моисея и Илию. И это зов — ко всем ученикам Христовым и ко всем нам. После крещения, когда мы облеклись в жизнь Пресвятой Троицы, нам недостает одного-единственного для того, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение — «Того послушать». Послушать, что говорит Христос, как Он говорит, каким светом, какою жизнью, какою сладостью исполнены Его слова. Только те, кто совлекся дел тьмы, кто облекся во оружия света (Рим. 13, 12), только те, кто уже не чада ночи, а чада света (Еф. 5, 8), способны к этому.
Но самое главное — чтобы мы увидели в сияющем Божественном лике Христа лицо, которое «не имеет ни вида, ни доброты». Чтобы увидели, что Его пресветлый лик, просиявший на Фаворе, будет покрыт кровавым потом в Гефсимании, и что в день Преображения Он обращен к этим страданиям. Кто этого не видит в день Преображения, и кто этого не видит в течение всей истории Церкви, тот никогда не узнает Христа, истинного Бога, Света от Света — и истинного человека, распятого за нас при Понтийском Пилате, Который доныне наготует и страждет с миллионами обездоленных и несчастных, и напоминает об этом Своим предстоящим Страшным Судом. И Который доныне, как говорит апостол Павел, снова распинается (Ев. 6, 6) в мире, где грех утверждается как норма.
Всем, хотящим, подобно Ироду, узнать о славе Его, Христос напоминает о нашей слепоте к этим страданиям, к Своему Кресту. И потому Евангелие, Церковь говорят нам, чтобы мы до времени хранили молчание об этой славе, пока не откроется она через Крест пришествием Духа, пока не наступит время Церкви. Пока не научимся мы жить истинным ожиданием конца истории, когда придет Он со славою многою, и мы увидим знамение Сына Человеческого — Крест Его.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России