В России знаковые события в мире науки свершались в разные эпохи в независимости от экономических формаций и политической власти, благодаря людям, способным на подвижнический труд во имя Отечества и развития научной мысли. Поэтому нет ничего удивительного в больших достижениях науки и техники в нашей стране, разорённой Гражданской войной и интервенцией. Дореволюционная научная школа оказалась на высоте, а новая власть её вынужденно поддержала, предлагая взять на себя ответственность.
Так в преддверии Великой Отечественной войны у нас в стране была создана цельнометаллическая авиация. И в этом величайшая заслуга выдающегося учёного-металлурга, материаловеда, инженера Ивана Ивановича Сидорина.
Он родился 25 февраля по н.ст. в Москве на Нижней Красносельской улице в глубоко верующей купеческой семье с крестьянскими корнями. После окончания Александровского коммерческого училища поступил на Химический факультет Императорского Московского технического училища (ИМТУ), где вскоре вошёл в Воздухоплавательный кружок проф. Николая Егоровича Жуковского, «отца русской авиации». Ныне это МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В начале ХХ века интерес к воздухоплаванию был всеобщим. Поэтому совсем не случайно смельчаки из кружка Жуковского летали на крыльях планериста Отто Лилиенталя, выпрыгивая из окон Училища. Эти крылья немецкий планерист подарил русскому учёному при личной встрече в Германии. Самый деятельный ученик проф. Жуковского Андрей Туполев построил свой первый планер и лично испытал его.
В то время весь мир летал на деревянных самолётах. А Россия потрясла любителей воздухоплавания гигантскими по тем временам самолётами из дерева «Русский Витязь», «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. И только одна немецкая фирма «Юнкерс» строила самолёты из металла, а точнее из дуралюминия. Придя к власти, большевики поспешили заключить договор с фирмой «Юнкерс» по созданию металлического самолетостроения у нас в стране. Однако на деле всё обернулось только сборкой привезённых из Германии деталей руками советских рабочих.
Заслуга молодого инженера Ивана Сидорина, одного из создателей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), постоянного члена Нaучно-технического комитета Главного Управления ВВС РККА, в том, что он, возглавляя Комиссию по проверке деятельности концессионного предприятия фирмы «Юнкерс», предложил отказаться от её сомнительных услуг. При этом на всех уровнях вплоть до Кремля он упорно доказывал, что мы можем сами научиться строить цельнометаллические самолёты. А для этого нужен был, прежде всего, свой металл.
В 1922 году в посёлке Кольчугино во Владимирской области на меднообрабатывающем заводе под руководством металловеда Ивана Сидорина, соратника и друга Андрея Туполева, был получен первый отечественный лёгкокрылый металл кольчугалюминий, который успешно прошёл все испытания в Механической лаборатории МВТУ им. Н.Э. Баумана и в ЦАГИ, где была возможность большой экспериментальной работы. Для начала построили аэросани с деталями из этого металла, на которых устраивали опытные пробеги во Владимирскую область. А затем построили и первый самолёт с деталями из кольчугалюминия АНТ-1. Это была «птичка-невеличка». Так ласково называли моноплан. Его на руках пронесли из первого здания ЦАГИ до Кадетского плаца в соседнем районе Лефортово. И вот 21 октября 1923 года первый металлический самолёт из кольчугалюминия АНТ-1 поднялся в воздух. В ноябре того же года на реке Яузе успешно прошло испытание цельнометаллического глиссера Гант-2. И уже через несколько месяцев 26 мая 1924-го с Ходынского аэродрома взлетел цельнометаллический аэроплан АНТ-2. Немецкая монополия на металлическое самолётостроение была подорвана! В 1926 году на самолёте АНТ-3, обшитом гофрированными листами кольчугалюминия под названием «Волна ЦАГИ», лётчик Михаил Громов облетел за три дня столицы Европы по курсу: Москва — Берлин — Париж— Вена— Прага — Варшава — Москва.
Потрясённая фирма «Юнкерс» подала иск в Международный суд в Гааге, доказывая, что у неё похитили патент на дуралюминий. Но суд признал, что «Волна ЦАГИ» – это вполне отличный от дуралюминия сплав. В 1932 году на базе отдела Испытания авиационных материалов ЦАГИ был создан Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), научным руководителем которого назначили И.И. Сидорина.
В 1937 году на самолёте АНТ-25 Валерий Чкалов совершил легендарный перелёт через Северный полюс в Америку. Это было самое сложное испытание для отечественного цельнометаллического самолётостроения. Так в нашей стране постепенно создавался мощный Воздушный флот из «крылатого металла». Хотя полностью от дерева по весьма проницательному предложению Сидорина не отказались.
В годы Великой Отечественной войны, когда часть заводов по производству металла оказалась на оккупированных территориях, некоторые самолёты строили с деталями из дерева: ЛаГГи, МиГи, Яки, Ил-2. Вместе с тем, надо отметить, что в ряде случаев наш металл превосходил зарубежный. Кольчугалюминий показал себя с самой лучшей стороны. Наши отечественные самолёты даже с большим количеством пробоин не разваливались, а дотягивали до аэродрома в отличие от вражеских. Металл оказался упругим и прочным на растягивающие перегрузки, по свидетельству боевых лётчиков-фронтовиков, в частности героя Советского Союза Вячеслава Медноногова (1924–1997).
Широко использовалась в авиации, а также в машиностроении созданная Сидориным в предвоенные годы в ВИАМ сталь «хромансиль». Превосходство этой стали признали даже американцы во время Корейской войны в 50-е годы прошлого века.
Кроме того, учёный-металлург Сидорин в годы Великой Отечественный войны участвовал в создании авиамоторных двигателей. Будучи главным металлургом авиамоторного завода 500 в Тушино (ныне ММП им. В.В. Чернышёва), а затем Московского 45 авиамоторного завода (ныне «Салют»), он наладил в годы войны производство самого мощного в мире дизельного мотора АЧ-30Б для бомбардировщиков дальнего радиуса действия Ер-2, а также Пе-8, на которых бомбили Третий рейх.
Иван Иванович Сидорин по праву считается основателем школы Отечественного авиационного материаловедения, благодаря которой в предвоенные годы была создана цельнометаллическая авиация.
Занимаясь педагогической деятельностью, Сидорин основал в 1929 году первую в мире кафедру Металловедения в МВТУ им. Н.Э. Баумана и написал в 1930 году первый в мире учебник «Металловедение». С течением времени эта кафедра переросла в кафедру Материаловедения и выпустила под руководством Ивана Ивановича Сидорина учебник «Материаловедение», отмеченный за второе издание в 1988 году Государственной премией СССР.
К 75-летию Великой Победы основанный Иван Ивановичем Сидориным Всероссийский Институт авиационных материалов переиздал книгу «Крылатый металл. Русский прорыв», написанную его внучкой известным поэтом и писателем Натальей Сидориной. Эту книгу в память об Иване Ивановиче Сидорине ВИАМ благотворительно рассылает в школы, институты, библиотеки и музеи по всей стране.
На Прохоровском поле в музее «Битва за оружие Великой Победы» в экспозиции, посвящённой Ивану Ивановичу Сидорину, среди личных вещей учёного можно увидеть белый рушник с маками, который он бережно хранил. Ему казалось, что красные цветы по всей стране вбирают в себя кровь, пролитую за нашу землю в годы Великой Отечественной войны. Такие же маки он, по воспоминаниям родственников, сажал и в своём саду рядом с построенным им домом из корабельной сосны в подмосковном Пушкино, где жил до конца своих дней. Внукам прививал любовь к музыке и поэзии. Более того, говорил, что и наука поэтична, поскольку нацелена на поиск гармонии. Только то, что гармонично и естественно, приносит благодатные плоды. Главное иметь духовную силу. Он был верующим православным человеком. Поэтому в партию, также как Туполев, не вступил. Ко всем людям относился с большой добротой и вниманием. Надеялся, что противоестественное противостояние красных и белых закончится во благо Родины.
Уместно привести отрывок из стихов его внучки Натальи Сидориной:
Над Россией лес летает,
Оторвавшись от корней.
И пилот не замечает
Той же участи своей.
Всё взметнулось: люди, поле –
Это тянет небосвод.
Два часа, пока не боле,
Продолжается полёт.
Глянь: гроба поднялись в небо,
И несёт их ураган.
Это в свисте, визге НЭПа
Пролетел аэроплан.
Тяжело подняться в небо,
Оторвавшись от земли.
А в стране нехватка хлеба.
И война гремит вдали.
Самолёты из металла –
Это новая стезя.
Для Страны Советов – слава!
Победить её нельзя.
Бесконечные просторы –
Чкалов Полюс одолел.
Приковал к России взоры.
У страны так много дел.
Мы построили заводы
И засеяли поля,
Где под вечным небосводом
К свету тянется земля.
Враг нагрянул на Отчизну
В Православный День Святой.
Мы отдали столько жизней…
Со Святыми упокой!
Небо – купол над Россией.
МиГи, Илы и Стрижи…
Мы становимся сильнее,
Охраняя рубежи…
Интересно отметить, что в интернете появилось видео, созданное Галиной Павловой вместе с её внучкой Арианой «Крылатый лес и Легкокрылый металл» на стихи Натальи Сидориной, что свидетельствует о неразрывности поколений в нашем Отечестве.
Приведу и свои поэтические строки, посвящённые жизненному подвигу выдающегося учёного:
***
Иван Иванович Сидорин,
Учёный, русский инженер,
В Стране Советской Божий воин,
Звезды Господней Кавалер.
Бог осенил его чело.
Его душа преград не знала.
Он Русь поставил на крыло
Из легкокрылого металла.
Былых и будущих веков
Он видел связь в единстве правил
И сам своих учеников
На страже Истины поставил.
P.S. «Крылатый лес и Легкокрылый металл» на стихи Натальи Сидориной.
Григорий Петрович Калюжный, Ветеран Труда, штурман Гражданской авиации, член Союза писателей России
Сидорин и Туполев, Пушкино
Сидорин в кабинете в Пушкино, 1952 г.
2.
Пусть память о его достижениях на благо Родины сохранится в сердце каждого из нас. Спасибо РНЛ, которая публикует работы Натальи Сидориной, хранительницы семейного архива, открытого для всех историков науки.
1.
Память о ученом Сидорине Иване Ивановиче должна быть увековечена воспоминаниями родных и людей нашей страны . Об этом мы должны помнить. Благодарим Сидорину Наталью Кирилловну за биографическую статью.