Сегодняшнее Евангелие — об исцелении расслабленного. Господь, видя веру тех, кто принес его, говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».
Для того чтобы и мы могли с изумлением стоять перед такой властью, нам надо приблизиться ко Господу. Потому что, только глядя Его глазами и только приобщаясь Ему, можем мы понять, что такое грех и что такое оставление греха, а через это воспринять чудо власти, данной Отцом Своему Божественному Сыну Иисусу Христу. «Все Мне предано Отцом Моим», — говорит Он нам. У нас у всех — поврежденное нравственное сознание и часто искаженное и грубое понятие о грехе: мы либо изнемогаем от него в унынии, либо совсем не думаем о нем. Во взоре Господа нам открывается, что грех может быть увиден только любовью. Не существует иной истины и правды, кроме любви. Грех — это не что-то, а образ нашего бытия или, вернее, небытия, это отсутствие общения, это поведение того, кто нелюбим. Но, увы, мы не всегда ощущаем это нашим притупленным сознанием.
Вот почему в Евангелии исцеление греха, который невидим, всегда связано с болезнью, которая видима. Эти болезни как образы нашего внутреннего состояния: быть расслабленным, прокаженным, хромым, быть глухим, слепым, немым, быть в горячечном бреду. Через это мы можем почувствовать в сокровенной глубине нашего «я», что грешить значит искажать наши отношения любви с Богом и ближними, разрывать их или осквернять их. Грех — это анти-любовь, смерть, в то время как любовь — это жизнь, общение.
В этом событии Христос впервые возвещает, что оставить грехи — это не просто смыть грязное пятно или разорвать счет с записанными на нем долгами. Постараемся понять, что наше слово «простить» — очень слабо, чтобы выразить силу отпущения грехов. Когда мы прощаем кого-либо, ранившего нас, это не изменяет сердце того, кто нас ранил. Когда Господь прощает грех, Он оставляет его, делает его несуществующим, то есть Он — и в этом суть — изливает на нас Божественное дыхание, Дух Святой. А когда мы совершаем грех, мы прогоняем от себя Духа Святого, мы поворачиваемся к Нему спиной, мы уже не имеем с Ним общения. Оставить грехи — исцеление, избавление, обновление Божественной жизни в нашем сердце.
Так нам дается понять, какая невероятная сила заключена в оставлении нашего греха. Только Бог может нас исцелить, возвратить на истинный путь, восстановить наше общение с Собой и с нашими ближними.
Поразительно, что эта власть «дана человекам». Она дана Господу Иисусу Христу, Возлюбленному Сыну Божию, в Его человечестве. Через Его человечество, распятое любовью, победившее грех и смерть, изливается в нас Дух Святой, от Отца исходящий. Этой Божественной властью любви над смертью Христос исцеляет, воскрешает и животворит «наши души и наши тела». И в Его Теле живом и животворящем мы можем примириться с нашим Отцом Небесным и всякой человеческой личностью.
Эту власть, мы знаем, Господь дал Церкви в день Воскресения, дунув на Своих учеников и сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Потому что «как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» (Ин. 20, 21—23). Вот Божественная сила «оставлять грехи», давать мертвым жизнь Отца, вверенную человекам.
И мы знаем также, что этот исключительный дар, вверенный апостолам, дается епископам и священникам, которые суть живое таинство Христова апостольства. Не они прощают грехи, а Христос, преподающий через них причастие Святого Духа. Члены Христа, пришедшего послужить нам, они являют сегодня присутствие силы любви и жизни Господа. Это то, что мы называем таинством покаяния, прощения, примирения.
Но мы часто забываем о том, что всем нам, членам Тела Христова, вверено служение примирения. Не власть совершать таинства, как епископу и священнику, но дар Духа Святого, от Которого изливается мир. Жить этим даром мира, вверяемого нам Христом, когда мы причащаемся Его Тела и Крови, требует с нашей стороны покаяния. Это означает, что во Христе мы молим Отца, чтобы Он излил Духа Святого на нас и на тех, с кем мы во вражде, и на тех, кому мы желаем примириться друг с другом.
Слово Божие не учит нас идеям. Слово Божие — Живое Слово Отца нашего в нашей плоти. То, через что Христос прошел однажды, то, о чем возвещает нам Евангелие, Он продолжает проходить через это сегодня в нас и с нами — не потому только что мы размышляем об этом, но потому что за Божественной литургией Дух Святой напоминает об этом и дает нам возможность реально это пережить.
Только сила Духа Святого может изменить наши сердца, но требуется наша молитва. В этом смысл призывания Духа Святого посреди Евхаристического канона, и в этом смысл нашей сердечной покаянной молитвы в течение дня: «Боже, милостив буди мне грешному» как непрерывного призывания Духа Святого. Мы должны быть такими миротворцами, а не пассивными зрителями происходящего, уныло ждущими конца. Эта сила не опирается на человеческие средства, но на мужественное доверие Духу Святому, Единственному жизни Подателю.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. А эта власть дана Церкви?
Вспомним о Боге! Вспомним о Боге! Вспомним о Боге! Он здесь, рядом со ВСЕМИ нами и с каждым в отдельности: - "ГОСПОДИ, СПАСИ НАС /ГРЕШНЫХ/, ПОГИБАЕМ"! Секунды! Но "низзя"!
Нам остаётся только смириться и признать, что духовенству виднее... Но не получается... Именно в силу отсутствия ЯВНОГО запрета... Молчат священники... Трудно запретить Евангеские слова... А разрешить, организовать, продумать и возглавить — так ведь каждое верующее сердце чего доброго нечнёт ежедневно обращаться ко Господу... Да ещё ВМЕСТЕ с остальными такими же пропащими, грешным душами... И вне зданий храмов!
Услышать ведь может...
Жизнь...
Взаимомолитва верующих даже во время схождения Благодатного Огня по сути запрещена!
*
"ГЛАВНОЕ — НИ-ЧЕ-ГО НЕ МЕНЯТЬ"! И не замечать "плодов": революция, атеизм, ВОВ, перестройка, власть Сиона, ковид, Украина...