1 мая отмечалось 160-летие со дня рождения великого русского художника Михаила Нестерова. В Художественном музее им. М.В.Нестерова состоялись праздничные мероприятия — был прочтен цикл лекций «Картины жизни — жизнь в картинах», посвященный юбиляру и основателю музея, отметившего в 2020 году свое столетие.
Вероника Боттичелли рассказала о годах учебы, становлении манеры живописца, его путешествиях, обществе близких людей, думах и сомнениях, успехах и известности, неизвестных прежде широкому кругу зрителей картинах, равно как и о шедеврах, начиная с «Пустынника» и «Видения отроку Варфоломею», первый вариант которого хранится в Уфе.
Еще в конце 19 века Нестеров получил звание академика за картину «Великий постриг» — реквием по несбывшейся мечте о большой любви. Влияние пейзажного искусства А.И.Куинджи и дружба с лириком И.Левитаном обратили Нестерова к жанру пейзажа — одного из действующих лиц в его жанровых произведениях.
Жизнь Нестерова была разделена на несколько периодов, связанных с потерей любимой жены в юности, что заставило его рано повзрослеть душой при создании своих ранних произведений, поражавших чуткостью понимания женской души, последующей работой над фресками в соборах Малороссии (Киев, Сумы), Грузии и России, создаваемых по заказам царской семьи, выставками в Москве и Петербурге, растущей известности и формированием своего узнаваемого творческого почерка.
Враз оборвала его взлет революция, в значительной мере сузившая его жанровую палитру и обеднившая архивное и живописное наследие, частью пожертвованное родной Уфе, частью уничтоженное за ненадобностью матросами в Москве. Но как портретист, Нестеров завоевал признание в Советской России, получив незадолго до смерти Сталинскую премию за портрет академика Павлова. При этом пожилой художник не раз оказывался в Бутырской тюрьме, оба его зятя стали «врагами народа», одна из вдов-дочерей оказалась в сталинском лагере, превратившись в инвалида в процессе «трудового исправления», а сам Михаил Нестеров на 80-м году жизни отказал Сталину в его желании написать свой портрет.
Искусство М. Нестерова, с юности избравшего иную дорогу в искусстве, нежели его наставники-передвижники, отнесено исследователями к эпохе русского модерна, благодаря поэтичным женским образам, элегичности, внутренней красоте и мечтательности его героинь, лишившихся своего женского счастья и черпающих умиротворение в созерцании природы с ее душевным теплом.
Вероника Боттичелли, сотрудник Художественного музея им. М.В.Нестерова
Фото: ru.wikipedia.org
Фото: vsdn.ru
Фото: culture.ru
Фото: regnum.ru
Фото предоставлено автором