Валерий Зорькин допустил возвращение в России смертной казни
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин считает, что дискуссия о смертной казни тесно связана с правовой ситуацией в стране; он надеется, что России удастся удержаться от ее возращения, но в то же время не исключает возможности, что мораторий на смертную казнь в РФ может быть снят, сообщает «Интерфакс».
Вопросу о смертной казни посвящена значительная часть книги председателя КС РФ «Конституционное правосудие: процедура и смысл», электронный вариант которой опубликован на сайте суда.
В частности, Зорькин делает обзор философской мысли о применении смертной казни, как зарубежной (Кант, Гегель), так и отечественной (Чичерин, Нерсесянц), подчеркивая среди прочего исторический контекст, в котором высказывались эти точки зрения.
«То обстоятельство, что Конституционный суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем», - пишет Зорькин. По его мнению, «пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт».
«Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно», - пишет Зорькин.
Он отмечает, что Конституционный суд «продемонстрировал готовность преодолевать в случае необходимости стереотипы массового сознания в таком принципиальном вопросе, как отмена смертной казни».
«19 ноября 2009 года Конституционный суд принял решение, согласно которому смертная казнь в России более назначаться и применяться не может. И это в ситуации не только явного несогласия с таким подходом со стороны общественного мнения, но и отсутствия ратификации Россией подписанного ею Протокола № 6 к Конвенции (о защите прав человека и основных свобод)», - пишет Зорькин.
В России, продолжает председатель КС, начиная с 1996 года, de facto и de jure действует длительный мораторий на применение смертной казни, в результате чего возникла - в силу обязательств и статуса России как государства-участника Совета Европы - необратимая правовая ситуация, сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого сформировались устойчивые гарантии неприменения смертной казни».
«В такой правовой ситуации - в ее истолковании, данном Конституционным cудом в определении от 19.11.2009 - сохраняется бессрочный мораторий на применение смертной казни. Положения о смертной казни в УК РФ законодателем не отменены. Однако в силу указанного решения КС мораторий на применение смертной казни - даже после создания суда присяжных во всех субъектах Российской Федерации - не может считаться оконченным. Так что и с 01.01.2010, как и прежде, никакой человек не может быть подвергнут этой мере наказания, то есть в Российской Федерации смертная казнь не может ни назначаться, ни применяться. Это означает, что положения Уголовного кодекса РФ о назначении смертной казни в России применяться не могут, несмотря на появившуюся возможность вынесения приговора на основании вердикта присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации», - заключает председатель КС РФ.
Вместе с тем он подчеркивает, что отменить смертную казнь может только законодатель.
Зорькин отмечает, что «суд лишь сделал практически бессрочным мораторий на ее назначение и применение. Дальше пойти он не мог, так как - в нарушение принципа разделения властей - вышел бы за пределы своих полномочий», - сообщает «Интерфакс».
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
5. Ответ на 4, Русский Сталинист:
"Почему-то"? А действительно, почему? Хотя, если подумать...
Прежде чем "открывать вопрос о смертной казни", Зорькин должен поставить вопрос о независимости судов.
4. Ответ на 2, Наталия 2016:
"Почему-то"? А действительно, почему? Хотя, если подумать...
3. Ответ на 2, Наталия 2016:
2. Ответ на 1, Советский недобиток:
1.