Известный либеральный видеоблогер Андрей Караулов инициировал информационную кампанию против Церкви, записав в один день аж две «разоблачительные» программы и, фактически, анонсировав третью.
Это именно кампания, о чём свидетельствует грамотная с информационной точки зрения подача материала.
Итак, 23 июня на своём довольно популярном блоге в Ютьюбе Караулов разметил материал, посвящённый Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу «Что с Патриархом Кириллом?». Начал, что называется, сразу с «огня по штабам».
В этом первом выпуске журналист вспоминает вызвавшую резонанс и активно комментировавшуюся проповедь Патриарха, произнесённую 25 апреля, в Неделю 6-ю Великого поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим. Слова Патриарха, что «исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией», были восприняты либеральным сообществом, как выпад Предстоятеля Русской Церкви против власти и чуть ли не лично против Президента. Либералы, по всей видимости, решили, что Святейший Патриарх теперь начнёт участвовать в их кампании против власти.
И Караулов говорит, что после этой проповеди «духовный лидер славянского мира» «замолчал» и молчит вот уже месяц. Вот это удивительное «открытие»! Патриарх после 25 апреля проповедует регулярно после каждой Божественной литургии, он говорит о многих нравственных проблемах человека и общества. Но либералы ищут политики в словах Предстоятеля, не находят того, что им нравится и делают вывод, что … «Патриарх замолчал».
И Караулов предлагает свою интерпретацию этого «молчания Патриарха», сводя всё к «коммерческим интересам». Причём, как обычно, карауловские обличения звучат неконкретно, наполнены всякими намёками, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Впрочем, Караулов – опытный боец информационной войны, он руку набил на такого рода сюжетах. Умеет сказать нечто, но так, чтобы не поймали за руку.
Вторая тема в обличительной программе Караулова: Церковь теряет авторитет в обществе. Причина – та же пресловутая коммерция, мол, Церковь пытается на всём зарабатывать. Примеры? Тут уж без конкретики не обойтись. И ретивый журналист рассказывает о каком-то московском «храме с бассейном». А ещё о литературном кафе «Несвятые святые» при Сретенском монастыре. Вот тут передёргивания уже видны невооружённым взглядом: «Не трапезная, а литературное кафе, ресторан в храме или рядом с храмом, не важно. Митрополит Тихон — его многие называют будущим Патриархом. Как говорится, особа, приближенная к императору. Сейчас уже нет этого кафе. Но скандал поднялся: в храме ресторан».
Если перевести с карауловского надрывного языка на нормальный, то получится следующее. На волне огромной популярности книги митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» решили открыть одноименное литературное кафе при Сретенском монастыре, где митрополит тогда был наместником. Кто-то (может, сам Караулов?) запустил сплетню, что при монастыре открыли ресторан, что якобы так Церковь зарабатывает деньги, не платя налоги... Жульничество налицо. Но Караулову не стыдно патетически восклицать: «Позор!». А на самом деле нужно сказать: «позор жулику Караулову», который не стесняется заниматься такими подтасовками.
Караулов возмущается, что Церковь не возвысила свой голос в защиту «замученных, мучеников», — так он называет участников несанкционированных митингов в Москве. Если так дело пойдёт, то скоро и сам Караулов попадёт в ранг «замученных мучеников», ведь его же отлучили от государственной информационной кормушки.
Дальше Караулов делано сетует, что после того как замолчал Патриарх, сказавший «тирания», «никто среди иерархов не подхватил его слова». Из этого он делает вывод, что «Церковь не видит, что происходит в обществе». Новоявленный обличитель обвиняет Священноначалие в нежелании вести переговоры с оппозицией и разговаривать с молодёжью. А всё потому, что они, мол, боятся власти, боятся Путина, «опустились на корточки и стали карликами». А рядом гигант Караулов…
И в конце новая порция деланной патетики: «Может, я не прав? Может, завтра раздастся справедливый и сильный голос, честный голос… Где же голос Русской Православной Церкви, настоящий, сильный, мощный? И никого не боящегося. Может быть, услышим или нет уже некогда?». Человека наивного, не разбирающегося в информационных войнах, эти слова могут даже и убедить. А на самом деле лукавый журналист заранее сам себе даёт пас, чтобы запустить второй обличительный ролик, в котором он находит своего героя. Ему Караулов и посвятил второй ролик.
Для видимости правдоподобия Караулов даже не удосужился сделать паузу в пару дней… Нет, в тот же день он размещает второе антицерковное видео «Архиепископ Артемий (Кищенко): "Мы превратились в церковь периода застоя, гонений и пленений…"». Это видео и было целью кампании Караулова. Он противопоставляет «трусливым приспособленцам-митрополитам» мужественного «борца с беззакониями режима».
По Караулову, бывший Гродненский архиерей подал свой голос в «защиту униженных и оскорблённых», в защиту молодежи, которая выходила на протесты. Антигосударственные выступления, которые готовились и инспирировались Западом, бессовестный журналист преподносит так: «Эта молодежь имеет вопросы к власти (поэтому, и нападали на милицию. – Ред.). У нас замечательные ребята, они хотят справедливости. Подросла Россия и Беларусь. Появились совершенно новые ребята, по-настоящему новые люди, которых никто не ждал. Лукашенко не ждал, и Путин не ждал».
А архиепископ Артемий — «единственный архиерей Русской Православной Церкви, который не побоялся быть уволенным, посаженным и убитым за публичную критику беззаконий Лукашенко». Караулов почти полностью воспроизвёл нашумевшую «архипастырскую, евангельскую проповедь» владыки о насилии в Беларуси, произнесённую ещё в августе 2020 года. А пространное интервью архиерея «Радио Свобода» (признано в России иностранным агентом) назвал потрясающим.
Караулов использует весь свой запас патетики, чтобы изобразить политизированную, прозападную позицию архиепископа Артемия, как подвиг: «Служил верой и правдой в те страшные белорусские дни и ночи, когда мы видели танки в городе и когда Лукашенко принял решение разрешить силовикам стрелять в митингующих, подписал указ, а также разрешил самому себе как верховному главнокомандующему страны использовать против митингующих, прежде всего детей, танки и бронетехнику». Мы помним схожую патетику и истерию в Киеве («они же дети»), но Караулова это не смущает, он думает, что все уже забыли про киевский майдан.
Судя по всему, Караулов не собирается останавливаться на достигнутом. В заключение программы он пригласил архиепископа Артемия принять участие в его новой программе. Почему-то кажется, что опальный архиерей согласится. Журналист, судя по всему, намеревается лепить из владыки Артемия духовного вождя для войны против власти в Белоруссии. И не только в Белоруссии, поэтому и противопоставляет отправленного на покой архиерея Святейшему Патриарху.
Кто-то может отмахнуться: Караулов является явным профаном в церковных делах, его речь выдаёт в нём человека далёкого от Церкви. На церковных людей, действительно, риторика Караулова не подействует, фальшь видна невооружённым взглядом.
Но Караулов, очевидно, рассчитывает вовсе не на церковную аудиторию. Его задача информационными методами слепить из архиепископа Артемия «нового попа Гапона», духовного вождя борцов против власти. А информационными технологиями Караулов владеет умело, он хороший профессионал своего дела.
И тут возникает правомерный вопрос: кто заплатил Караулову за эту информационную кампанию? Осведомлённые люди говорят, что участие в программах Караулова стоит немалых денег. Можно предположить, что кто-то заплатил Караулову за этот антицерковный проект. Кто-то очень умный, кто понимает, что для создания хаоса в стране в период «трансфера власти» очень важно дискредитировать Церковь и Священноначалие, как корыстолюбивое и прислуживающее властьпредержащим. Расшатывать троны легче после того, как Церковь будет оплёвана и ошельмована. Чем и занимается «честный журналист» Андрей Караулов.
Редакция Русской народной линии
2.
1. -