Праздник Крещения — продолжение праздника Рождества Христова. Потому что как в том, так и в другом — явление Бога миру. Бог открывает Себя не сразу. Явиться — на греческом языке означает «просиять». Праздник — сияющего явления Бога. Мы знаем об откровении Бога на Синайской горе Моисею. Народ видел молнии, слышал раскаты грома, но Моисей, несмотря на свою молитву, не мог видеть лица Божия. Бог прошел перед ним, закрыв лицо, и Моисей видел Бога только созади. Как велико было его желание видеть Бога!
Богоявление — страшное явление Бога. Разгадкой света и огня будут заниматься в изучении космоса астрофизики, изумляясь чуду материи. Но и они придут к выводу, что появление жизни на земле связано с невероятными взрывами, что само творение — взрыв, явление творческой силы Божией в огне, в невозможном непереносимом свете! Когда Бог являет Себя хотя бы в самой малой степени на земле — происходит страшное.
И вот мы видим явление Бога в Рождестве — бесконечно кроткое, и призываемся постигнуть в словах Отца Небесного Сыну: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — что значит кротость Рождества Христова. Она не только исполнена любви, но обращена к ничего не имеющим людям. Благая весть о спасении возвещается нищим. В ночи Рождества — это прежде всего пастухи, пасущие чужой скот и уповающие во всем на Бога. Затем — волхвы, то есть звездочеты, — справедливо отвергнутые Израилем, но которые были подлинными искателями Бога. И они сподобляются познания не только Закона — того, в чем выражается Бог, — но явления всецелого Бога, во всей Его полноте.
Небо раскрылось на Иордане, слышен Отчий глас, Дух Святой становится видимым, и Сын Божий слышен и видим. «Бог Господь и явися нам». А кто свидетели этого Богоявления? Понимаем ли мы, что те, кто пришел креститься, не принадлежали к числу мнимых праведников? Это были великие грешники, блудницы, люди, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи и, признавая себя грешниками, захотели принять крещение. Слово «крещение» облечено для нас торжественностью таинства, в то время как оно означает просто «погружение». Это было очищение после греха, когда человек был в проказе, и надо было засвидетельствовать, что проказа исчезла. Священник говорил: «Иди, погрузись в воду, и через три дня ты будешь чист». Погружение совершалось после покаяния в великих грехах.
Мы должны хорошо это осознать, чтобы увидеть, что значат слова Отца Небесного, посылающего Своего Сына креститься в воде. Как безмерно благоволение Божие, как непостижима любовь Отца Небесного к Сыну! И мы тоже теперь можем именоваться Его сынами. Бог избрал с самого начала грешников свидетелями Своего явления. Бог не позвал в пустыню (ибо это было, несомненно, пустынное место) книжников, богословов, ученых — тех, кто мог в своих трактатах горделиво потом рассуждать, что они за праведность и просвещенность свою сподобились особенных откровений.
Свидетели этого явления, несравненно более важного, чем на Синайской горе, — грешники, нищие. Те, кто, услышав, что конец приближается, сказали: «Скорее, скорее, пока не поздно, надо покаяться и возвратиться к Богу!» Мы должны хорошо осознать, что они пережили, потому что праздник Крещения обращен к нам. Мы избраны как нищие, как грешники, а не как праведники. Мы избраны как грешники, чтобы быть свидетелями явления Бога, трижды Святого — Отца, Сына и Святого Духа.
Постараемся понять, что было дано тем, кто был тогда на Иордане. Нам достаточно услышать для этого слова Евангелия: «Они увидели Духа как голубя». Это «как» — чрезвычайно важно. Здесь был не просто голубь. Я помню, как при погребении одного благочестивого молодого иеромонаха, мужественно совершавшего в течение нескольких месяцев переход к смерти — у него был рак, — многие молящиеся испытывали чувство близости Креста Христова и Воскресения. И внезапно в небе появился белый голубь, который начал кружиться над кладбищем, спускаясь к могиле. Было ощущение чуда. Но на Иордане это не был голубь, это не был символ. «Как голубь» — белый нетварный свет, свидетельство присутствия Духа Святого, присутствие огня. Свидетели этого события должны были ощутить, как эта белизна пронизывает все их существо, что свет и огонь наполняют их, в то время как они слышат голос Отца, Который есть весь милосердие и любовь. Отец Небесный — наш Царь. И благоволение Царя Небесного и Отца, Его радость в том, чтобы давать радость сынам человеческим, как свидетельствует книга Премудрости. Явление Отца различимо, слышимо. Это Отец говорил: «Слушай, Израиль». Но теперь глас Отца заполняет все их существо. Что должны были они пережить, слыша этот глас, от которого все трепетало внутри!
И они видели этот белый нетварный свет, исходящий от Отца и почивающий на Сыне, который делает причастниками Божией любви, согревает сердца, выпрямляет искривленные пути. Этот свет и этот глас знаменует Сына, и лик Его — «прекраснее всех сынов человеческих». Это откровение Троицы — откровение Красоты и Любви Бога, которое было прежде всех Пречистой Деве. Ибо Церковь ведает, что в момент Благовещения через уста Архангела Пресвятая Дева слышала глас Отца Небесного, Дух Святой осенил Ее, — и так совершилось Воплощение Сына Божия в Ее ложеснах, во всем Ее существе. Иначе говоря, то, что было открыто всем в тайне Бога в момент Крещения на Иордане — это явление Пресвятой Троицы всем людям.
Невозможно познать Сына без Духа Святого, не вкусив, как благ Господь, не услышав глас Отца Небесного, знаменующего Его. Как и в те древние времена, мир вопрошает: «Кто есть Христос?» И Сам Господь говорит: «За Кого вы принимаете Меня?» Тайна Пресвятой Троицы открывается Духом Святым. Не существует трех богов, есть один Бог. Христос говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9). Но эта тайна Сына совершается также откровением Отца. Возрадуемся и возвеселимся в сегодняшний праздник, что мы нищие и убогие, как сказал о себе преподобный Серафим, ибо Бог в самых глубоких, в самых таинственных Своих тайнах открывается таковым. Мы знаем, что Он сокрывает Свои тайны от Своих врагов и открывает их Своим друзьям.
Да будет дано нам, нищим и убогим, быть Его друзьями, верными заповедям Его, приносящими Ему покаяние, возрастая в познании Его, видя даром Духа лик Его и узнавая в Нем Отца Небесного, Который так возлюбил мир. Невозможно постигнуть, что Господь просит Крещения у Иоанна, как последний грешник, как если бы Он имел нужду в очищении! Он показывает нам путь. Он просит нашей ответной любви и говорит нам: погрузи Меня в себя, узнай всем своим естеством свет Духа Святого. Дух Святой — то, что мы можем ощутить, вкусить, услышать и увидеть, даже если мы не видим Его Лица. Он благоуханен, сладок, тепл, бесконечно прекрасен, как свидетельствует о Нем преподобный Серафим Николаю Александровичу Мотовилову на зимней русской поляне, — Им узнаем мы любовь Божию к нам. И глас Отчий свидетельствует нам: «Мое благоволение, Моя любовь — в том, чтобы вы, избранные Мною, познали Бога и имели с Ним и в Нем вечную жизнь».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России