В законопроекте не осталось распределенной опеки

Участники онлайн-конференции выступили в поддержку первоначального варианта законопроекта о распределенной опеке, который в настоящее время претерпел ряд существенных изменений

Семья  Дети-сироты 
0
814
Время на чтение 6 минут

18 декабря 2020 года в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция на тему «Закон о распределенной опеке: актуальная ситуация», сообщает Патриархия.ru. В ней приняли участие ведущие российские и зарубежные специалисты в области опеки и попечительства, руководители благотворительных фондов, которые оказывают помощь людям с ментальными особенностями, а также общественные, политические деятели и родители детей с инвалидностью.

Спикеры выступили в поддержку первоначального варианта законопроекта о распределенной опеке, который в настоящее время претерпел ряд существенных изменений. Свой доклад на конференции представила руководитель юридической службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья Старинова. Она заявила, что в Синодальном отделе поддерживают создание в России института распределенной опеки, однако выступают против законопроекта о распределенной опеке в текущей редакции.

Организаторы пресс-конференции в самом ее начале напомнили, что законопроект о распределенной опеке обсуждается в России с 2015 года. В 2016 году он прошел первое чтение в Госдуме, однако с тех пор так и не был принят. В январе 2020 года Президент России В.В. Путин рекомендовал Госдуме при участии Правительства подготовить его ко второму чтению. Но с того момента как документ попал в Государственно-правовое управление администрации Президента РФ, он претерпел ряд существенных изменений. В законопроекте не осталось самой распределенной опеки, отмечают эксперты.

В России живут более 1,5 миллионов взрослых и более 150 тысяч детей с ментальными особенностями. Участники конференции отметили, что институт распределенной опеки призван сократить риск попадания людей с особенностями в стационарные учреждения, а также сделать достойными условия проживания в психоневрологическом интернате, если человек туда все же попал.

В настоящее время психоневрологические интернаты в лице их директоров становятся одновременно заказчиками, поставщиками и единственными контролерами качества услуг, которые оплачивает государство. По словам экспертов, это приводит к прямому конфликту интересов.

Законопроект изначально предполагал, что опекуном недееспособного гражданина может стать не только его родственник или директор ПНИ, но и общественная некоммерческая организация. Исходный документ также позволял распределять функции опеки между физическими и юридическими лицами. При подобном подходе у воспитанника интерната появляется еще и внешний опекун: родственник или НКО. Появляется возможность разделить ответственность между теми, кто оказывает социальные услуги, и теми, кто представляет интересы и защищает права этого человека.

«Сейчас, собственно говоря, в законопроекте о распределенной опеке нет никакой распределенной опеки. В нынешнем виде этот законопроект ничего не дает, ничего не решает из всего того, о чем мы говорили. Не позволяет позаботиться о человеке так, как планировалось, не позволяет развести услуги и заказчика услуг. Это не то, чего ждали родители, НКО и Церковь. В таком виде он не может быть поддержан Церковью, потому что он вреден для подопечных и не дает тех возможностей, которые мы искали», — отметила Наталья Старинова.

«Нас очень тревожит, что на зимней сессии закон о распределенной опеке будет принят в том абортированном виде, в котором он сейчас существует. Тогда это будет конец еще не начавшейся реформы, и про улучшение жизни людей с ментальными особенностями мы можем забыть», — сказал один из организаторов конференции, актер и директор Благотворительного фонда поддержки детей с особенностями развития «Я есть!» Егор Бероев.

О том, насколько важно принять законопроект в его первоначальном варианте, рассказала Мария Антокольская, профессор университета Амстердама, президент международного общества семейного права, автор учебника для высшей школы «Семейное право».

«Основная проблема России, если сравнивать с европейскими странами, в том, что у нас нет четкого разделения функций опеки и функций предоставления ухода человеку с особенностями. В России этим занимается одна и та же организация — ПНИ. С точки зрения гражданского права это абсурд. Должен быть внешний участник, кто сможет осуществлять контроль за качеством оказываемых услуг. Распределенная опека положит конец этой ситуации. Те люди, кто вынужден оставаться в этих интернатах, получат отдельного опекуна и попечителя. Это может быть член семьи или общественная организация, например, родительский комитет, или церковные НКО», — объяснила член рабочей группы по подготовке Семейного кодекса РФ Мария Антокольская.

В психоневрологических интернатах в настоящее время проживают более 150 тысяч людей с ментальными особенностями. Менее десяти процентов из них имеют родственников, которые ими интересуются и навещают их. 60% жителей интернатов считаются вовсе недееспособными. Об этом в своем выступлении напомнила Мария Островская, руководитель санкт-петербургской общественной организации «Перспективы», которая больше 25 лет занимается помощью людям с ментальными особенностями.

«Сейчас законопроект оставил только одну возможность, что кроме директора интерната и самого учреждения, куда под надзор помещен человек, опекуном может быть физическое лицо. Но у большинства жителей интернатов нет никаких родственников, которые интересуются их судьбой. Физических лиц, которые готовы взять на себя единоличную опеку или совместную с интернатом, просто не найти. Между тем, мы знаем, что множество церковных организаций, НКО, волонтерских групп сейчас приходят в психоневрологические интернаты и нередко видят нарушения прав людей, там проживающих. Возможности помочь им в правовом поле практически нет, если только привлекать к решению проблем общественность, что обычно заканчивается скандалом. А вот если бы НКО могли быть вторыми распределенными опекунами, они бы решали это на основе диалога с другим опекуном. И это был бы равноправный диалог. К тому же внешний опекун, юридическое лицо, которое само услуг не оказывает, и поэтому объективно может рассматривать интересы своего подопечного, может настаивать на переводе в другое стационарное учреждение. Тогда учреждениям пришлось бы конкурировать за качество обслуживания», — сказала Мария Островская.

В обсуждении приняла участие Анна Битова, руководитель общественной организации «Центр лечебной педагогики». Это один из первых российских центров, который начал помогать семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями развития, в том числе с аутизмом. Эксперт рассказала, что в России более полумиллиона людей с ограниченной дееспособностью или недееспособные проживают в семьях. В своем выступлении Анна Битова озвучила одну из тем, которая в первую очередь тревожит родителей, — где будет находиться их повзрослевший ребенок, когда их не станет.

«Для этих семей выходом было бы появление распределенной опеки, чтобы часть опекунских функций можно было отдать некоммерческой организации, а может быть, и государственной в каком-то виде. Но главное, чтобы выросший ребенок мог остаться жить дома, в привычных условиях, с необходимым для человека уходом. На сегодняшний день у него два варианта — либо жить дома полностью самостоятельно, либо в интернате. Некоторые молодые люди в общем-то могут жить самостоятельно, но с небольшой поддержкой. Важно, чтобы у него был не один опекун, а несколько. Физическое лицо и юридическое в виде организации. Тогда контроль за исполнением опекунских обязанностей будет более прозрачным», — сказала Анна Битова.

Также эксперт напомнила о возможности проживания людей с ментальными особенностями в домах сопровождаемого проживания, которые открываются при поддержке Церкви.

«Большинство семей сейчас хотят, чтобы их выросшие дети жили в домах сопровождаемого проживания. Их не так много в нашей стране, но они есть. Это малые группы ребят по пять-семь человек, проживающие вместе под присмотром, уходом, с достаточно организованной жизнью, работой, занятостью. Пока родители живы, они являются опекунами, и человек может жить беспрепятственно в сопровождаемом проживании, в специально созданных для него условиях. Но когда родителей не станет, все подобные центры окажутся под угрозой, своих подопечных им придется отдавать в интернат или искать человека, который возьмет их под свою опеку, что очень сложно», — добавила Анна Битова.

Представители общественности и Церкви уже не раз выступали в поддержку первоначального варианта закона о распределенной опеке. В конце ноября эксперт Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова выступала с докладом на круглом столе, посвященном закону о распределении опекунских полномочий.

В 2019 году пресс-конференция по этой теме состоялась в ТАСС. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, руководители благотворительных фондов и организаций Наталья Водянова, Егор Бероев, Ксения Алферова, Анна Битова, Мария Островская.

Необходимость скорейшего принятия законопроекта о распределенной опеке в изначальном виде также совместно с представителями Церкви обсуждалась в Общественной палате РФ в феврале 2019 года.

В 2018 году епископ Пантелеимон выступил с докладом в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу создания в России института распределенной опеки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
Важные решения Священного Синода
Святейший Патриарх Кирилл возглавил последнее в 2025 году заседание Священного Синода
26.12.2025
«О вопросах реализации Национального проекта "Семья"»
В Москве состоялось очередное заседание Президиума Федерального консультативного совета
23.12.2025
Окажут ли миллионы мигрантов из Индии демографическое влияние на Россию?
Большое количество женщин старше 35 лет страдают от одиночества
23.12.2025
Все статьи темы
Дети-сироты
И снова о детях
Совершенствование судебной практики надо начинать с подбора судей, способных рассматривать дела, в которых решается судьба детей
07.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Долина, судьи и мошенники
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
27.12.2025 10:50
«Мы должны освободить Харьков и Одессу»
Новый комментарий от Yurii
27.12.2025 10:35
Трубные голоса Апокалипсиса
Новый комментарий от Ленчик
27.12.2025 10:30
«Дум высокое стремление»?
Новый комментарий от Константин В.
27.12.2025 09:54
Наступаем везде, кроме Купянска
Новый комментарий от Победа45
27.12.2025 09:27
Русь именно языческая приняла Православие, а не мусульманская
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.12.2025 08:37