4 ноября 2020 года наша страна будет отмечать День народного единства.
Истоки этого государственного праздника – в историческом прошлом России, в нелёгких днях Смутного времени (1598–1613), когда только единение всего русского народа, людей всех званий и сословий помогло изгнать иноземных захватчиков и восстановить в стране законную власть.
Событиям 1612 года на портале Президентской библиотеки посвящена электронная коллекция «Преодоление Смуты на Руси», куда входят раритетные документальные источники тех времён, например, «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою коммиссиею» (1841), альбом иллюстраций «Древности Российскаго государства, изданныя по высочайшему повелению» (1853); исторические исследования как прошлых веков (книга прозаика Павла Львова «Пожарский и Минин, спасители отечества» (1810)), так и современные – автореферат диссертации Александра Молочникова «Смоленский служилый город в Смутное время» (2014); произведения художественной литературы на сюжеты Смутного времени, такие, как хрестоматия «Русская история в романах и повестях» (1895); видеоматериалы, подготовленные Президентской библиотекой – мультимедийный проект «История Российского государства» (2010), и многое другое, сообщает пресс-служба библиотеки.
«В конце XVI и в начале XVII вв. в русском государстве возникла великая смута. Русский престол переходил из рук в руки и притом не всегда обычным путём: одного царя свергли с престола, двух убили; бывало по два, по три царя разом, и тогда возникала междоусобная брань, и брат шёл на брата. В ту смутную пору бедные ополчались против богатых и шли на них войною. Иноземные враги, воспользовавшись сумятицей, заполонившей русскую землю, вторглись в пределы русскаго государства… И была в ту пору великая разруха земли русской; казалось, Руси пришёл конец», – так охарактеризовала это время журналистка и историк Ольга Волькенштейн в книге «Великая смута земли русской» (1917).
Чтобы спасти страну от хаоса безвластия, последствий неурожая и страшного голода 1601–1603 годов, массовых крестьянских восстаний, вторжения шведских и вошедших в Москву в 1610 году польско-литовских войск, необходимо было объединение всех патриотических сил Руси. Профессор Юрий Готье в очерке «Смутное время» (1921) отметил, что «в конце 1610 года Русское государство было на краю гибели; спасения не было видно ниоткуда. А между тем источник его уже намечался: спасение должно было прийти от самого русского народа, от его сильной, здоровой, не развращённой смутою части».
После смерти самозванца Лжедмитрия II началось широкое национально-освободительное движение. Выразителем нараставших и крепнувших патриотических настроений стал патриарх Гермоген. Как писал историк Платон Васенко в сборнике «Люди Смутного времени» (1905), «в одну из наиболее тяжких для нашей государственной самобытности годин, во времена междуцарствия, лихолетья и разрухи, на защиту и спасение родины поднялся крепкостоятельный патриарх Гермоген, вдохновитель Ляпуновского, а затем и нижегородского ополчения».
В ситуации неопределённости и разобщённости на Руси в эпоху Смуты очень велика была роль Церкви и православной веры как одного из центров духовного объединения. «Скрытое за политическим единством, оказавшимся непрочным, братство по вере во Христа дошло от представителей Церкви и до народа. И он, примирившись друг с другом общим постом и покаянием, встал на защиту отечества, в котором Церковь и государство были в народном сознании неотделимы, – писал протоиерей Феодосий Иванов в сочинении «Церковь в эпоху смутнаго времени на Руси» (1906). – Самое движение, поднятое Церковью, имело целью спасти государство, водворить гражданский порядок. Но для этого прежде всего нужно было побороть рознь и вражду, сплотить всех».
По призыву патриарха Гермогена в 1611 году рязанский воевода Прокопий Ляпунов собрал первое народное ополчение против занявших Москву польско-литовских войск. К нему присоединились князь Дмитрий Трубецкой и казаки под началом атамана Ивана Заруцкого. Однако полностью отбить Москву у захватчиков ополченцам не удалось, а внутренние раздоры привели к гибели Ляпунова.
«Вторая половина 1611 года – наиболее тяжёлое и мрачное время смуты; она кажется беспросветной; мрак сгущается ещё вследствие крупного успеха Сигизмунда под Смоленском», – продолжает Юрий Готье. Поляки осадили и взяли Смоленск, рязанские земли подверглись нападению крымских татар, а шведы из союзников стали противниками, разоряли северную Русь и захватили Новгород.
Формирование второго ополчения началось осенью 1611 года в Нижнем Новгороде. «Нижний Новгород, оплот движения 1609 года и наряду с Рязанью устроитель ополчения 1611 г., теперь становится главным очагом народного движения. <…> …Мы вполне твёрдо знаем, кто поднял движение в Нижнем Новгороде, кто был его провозвестником и первым организатором. Это был нижегородский посадский человек, торговец мясом, Кузьма Минин Сухорукий… Дело спасения страны всё более и более ставилось в связь с изгнанием иноземцев, домашние раздоры как бы отходили на задний план. …На одни добровольные приношения невозможно было вести дело освобождения страны; добровольные жертвы были заменены правильно организованным денежным сбором; всем этим заведовал Минин. <…> Но затевалось большое военное дело; для руководства им нужен был полководец, воевода. <…> Такого вождя искали в Нижнем, и наметив Пожарского, нижегородцы не ошиблись. …Пожарский как нельзя более подходил к затеянному в Нижнем предприятию…» – читаем мы в упомянутом очерке Готье.
«Затеянное в Нижнем предприятие», возглавляемое представителями разных сословий – купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, стало всеобщим военным ополчением, поднявшим на борьбу с захватчиками весь русский народ, и оказалось спасительным для охваченной смутой Руси.
В августе ополчение заставило польское войско отступить от Москвы. Вражеский обоз с продовольствием был захвачен, и в польско-литовском гарнизоне в Москве начался страшный голод. 5 ноября 1612 года был подписан договор о капитуляции.
В январе 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля для избрания нового царя состоялся Земский собор. Это был один из самых многолюдных и, по мнению историков, первый всесословный собор, куда входили даже свободные крестьяне – в знак уважения ко всем слоям населения, помогавшим ополчению.
Из многих кандидатов на русский престол был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов, представитель фамилии, впоследствии правившей Россией более 300 лет. Воцарению новой династии и её истории посвящена электронная коллекция Президентской библиотеки «Династия Романовых. Земский собор 1613 года».
Русский историк, сенатор Дмитрий Бутурлин в исследовании «История Смутного времени в России в начале XVII века» (1839) так сказал о преодолении Смуты: «На краю бездны Русские внемлют гласу погибающего отечества. Сильный, единодушный порыв уничтожает вероломные замыслы внешних врагов и внутренних крамольников, и спасённая Россия успокоивается на обновлённых основаниях своих». Объединение всего русского народа в борьбе с врагами и невзгодами стало тогда залогом победы, и День народного единства помогает сохранить память о тех далёких исторических событиях.