С нетерпением прочитал новую книгу моего старого товарища Ивана Ивановича Жука «Русская симфония». Читал во время отдыха с детьми нашего православного приюта на море, читал последовательно от начала до конца. В каждое окошечко, когда дети позволяли, большую часть - ночью с «шахтерским» фонариком, под шум прибоя и морского ветра. Мне хотелось разобрать «симфоническую партитуру» из 737 страниц и понять для себя «музыку» данного произведения. СИМФО'НИЯ [греч. symphōnia — гармония звуков, созвучие]. Близость моря, стихия, порывистый ветер были естественным звуковым фоном восприятия мною различных жанров книги: рассказов, стихов, очерков православной жизни, пьес, киноповестей, статей об искусстве, очерков различных лет и в завершении, православно-монархического ликбеза. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит драме или роману. Я бы назвал данный сборник жизненной драмой автора.
Впервые словосочетание «Русская симфония» услышал в 90-х, так называлась известная книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Русская Симфония», представляющая, по замыслу автора, православную историософскую концепцию русской истории, русской судьбы, русского религиозного избранничества. Думаю, не случайно автор рассматриваемой «симфонии» обратился к этому словосочетанию. В книге Ивана Ивановича Жука отражен его личностный, более чем 40-летний творческий опыт отражения и осмысления современной новейшей истории. На протяжении всей книги чувствуется поиск автором ответов на вопросы, поставленные митрополитом Иоанном, ответов в художественных образах, в философских обобщениях. Драматургия книги заложена в скрытом диалоге художника, народного мыслителя Ивана Жука с церковным иерархом, известным православным общественным деятелем. Особенно ценно вдумчивому читателю пройти вместе с автором, представленной ему «жизненной драмы», определенные этапы поиска деятельного ответа на утверждаемое митрополитом Иоанном в его «Русской Симфонии» русское религиозное избранничество.
Трогательный рассказ о детстве «Папка оглох» вводит нас в первое творческое осознание автором трагичности и несправедливости человеческой жизни. Почему-то вспомнился сразу Чеховский «Ванька Жуков». Та же искренняя, кричащая, наивная, непосредственная детская боль «маленького человечка». Чувствуется, что когда-то сам Ваня Жук горячо плакал над чтением «Письма Вани Жукова на деревню дедушке». Рассказы: «Хозяин», «Перед ужином» дышат «русскостью», глубоким внутренним «неотмирным» конфликтом русского человека. Ловлю себя на мысли, наверное, только Иван Иванович Жук может так писать об этно-культурной «русской симфонии». Ведь в нем пульсирует кровный «русский коктейль» малороссов, белорусов, великороссов. Языковой колорит, взаимопроникающая и связывающая нас Русских, мелодия славянских наречий, – особая ценность всей его «Русской Симфонии».
Многие творческие люди, особенно в юности, пытающиеся образно в «словесной партитуре» передать переполняющие душу чувства, обращались к поэзии, не обошла поэтическая муза и Ивана Жука. Стихи талантливые, своеобразные. Хочется отметить ироничность и тонкий народный юмор в изложении. Чего только стоит его ироническая поэма «Слесарь–славянофил». Поэтическая образность, юношеская горячность, искренность не покидают и уже зрелого художника слова, и признанного миром, фотохудожника уже зримых образов, Ивана Ивановича Жука. Последнее стихотворение в поэтическом разделе «В гнилом тумане вадит злая сила» датировано 2010 годом.
«Рядовой войска Христова» - уже жанр очерка. Мне особенно дорог его герой – монах Нестор (многолетний насельник Почаевской Лавры). Часто вспоминаю его молитвенное пение, яркие, исповедальные рассказы, у меня дома, во время наших прогулок, хождений по инстанциям, на встречах с друзьями в 1999 году. Образ пламенной веры, самозабвенного служения Господу этого удивительного человека передан автором с художественно-документальной точностью. Именно таким я его помню, люблю и обращаюсь к нему за помощью в своих молитвах.
Из пьес запомнилась «День кабана» о «семейно-образующей» бабе Даше (бабушке Дарье). Рецепт все покрывающей, всех примиряющей жертвенной Любви от любимой бабушки - хранительницы родовых традиций. Чудесный рецепт для наших братских славянских семей, народов и не только…
Кульминацией художественного сборника является одноименная киноповесть «Русская симфония» (Историческая драма 2018 г.). Уверен! Она вызовет много споров у страстных почитателей первого русского государя Иоанна Грозного. Но здесь (!) и заложены основные вопросы нашего зримого будущего: - Сумеем ли мы дозреть до жертвенной любви как в своем узком личностно-семейном мирке, так и в нашем многострадальном Отечестве? Найдем ли мы Божественную гармонию между тленным миром и Вечностью? Сумеют ли наши духовные «властелины» (церковные иерархи), проповедуя «единое на потребу», своей пламенной верой, смирением, жертвенностью, в соработничестве с государственными «властителями», соборно привести весь наш многострадальный русский народ на поклон к Царю царей – Христу. Или нам нужно вымаливать всем миром нового Помазанника Божьего - Русского царя, который встанет во главе Церкви и будет способен исполнить прореченную «Русскую Симфонию»?
Размышления об этих и множестве других вопросах, остро волнующих православных патриотов и просто честных христиан, с конкретными предложениями, выводами можно прочитать во второй половине книги. К чему вас всех с удовольствие приглашаю. Уверен, прочитав и внутренне прослушав православным сердцем предложенную «литературную симфонию», вы получите удовольствие, как от глубокой и талантливо исполненной большим симфоническим оркестром музыкальной симфонии. Художник, драматург, режиссер, продюсер, зритель, читатель каждый найдет свое. Ведь в наше сложное, противоречивое апокалиптическое время не только творческие люди нуждаются во вдохновляющих мотивационных художественных произведениях, но и все мы, грешные.
Александр Фёдорович Чернавский, главный редактор издания «Российское искусство»