Бывают в жизни незабываемые встречи... Осенью 2003 года мы - группа паломников из Санкт-Петербурга, обезпокоенных вызовами начинавшейся поголовной нумерации граждан и грядущей цифровизацией - отправились во главе с православным писателем и общественным деятелем Валерием Павловичем Филимоновым и под духовным руководством петербургского пастыря протоиерея отца Алексея Масюка в Свято-Боголюбский монастырь за советом и укреплением. Было известно, что архимандрит Петр (Кучер) - духовник древнейшей русской обители с насельницами (а их было в то время уже около 100) отказались от того, чтобы принять на монастырь цифровые идентификаторы ИНН и ОГРН, а батюшка тогда открыто и прямо выступил против личных кодов и любой нумерации людей. Было немало искушений и прещений для обители, и многие неравнодушные и внимательные православные из всей России писали тогда письма и обращения в высокие чиновничьи и церковные инстанции со словами поддержки в адрес позиции Свято-Боголюбского монастыря...
И вот мы едем к отцу Петру, в богоизбранные древнейшие Владимирские земли, исстари считавшиеся сердцем Руси.
Высокий, интеллигентный, со снопом белоснежных волос, по-военному подтянутый, архимандрит Петр встретил нас в окружении нескольких сестер-монахинь во дворе бережно, любовно и с такой необоримой энергией восстанавливаемого им из руин монастыря, насчитывавшего в своей истории восемь с половиной столетий. В его облике было что-то необычное, как будто он явился из совсем других времен. Такие лица, строгие и духовно сосредоточенные, и такую осанку с неподдельным, но негорделивым достоинством видишь на фотографиях старых царских времен. Батюшке и впрямь довелось служить в местах откуда начиналось русское Самодержавие.
«Село Боголюбово на Нерли - родина и колыбель Самодержавия в России», - так и читаем мы в «Трудах Владимирской Ученой Архивной комиссии», изданных ещё в 1917 году. А святого благоверного князя Андрея Боголюбского, основавшего город-крепость Боголюбово и воздвигшего Свято-Боголюбский монастырь с его чудотворной святыней - иконой Боголюбивой Божией Матери - не зря называли некоронованным Царём. Праправнук византийского православного монарха Константина Мономаха понимал, что укрепить Русь, защитить её от врагов, объединить народ и влить в него прочные жизненные силы может лишь Самодержавие, воспитанное и питаемое Православной верою. И делал все для воплощения этой грандиозной государственной и духовной задачи, освятив, как сказал когда-то святитель Иоанн (Максимович) «своею кровью единодержавие Руси». Любили бывать здесь и молиться Русские Государи. Нередко здесь бывал святой князь Александр Невский, отсюда его и провожали в последний путь. Приезжал Император Петр I, построивший позже и в Москве храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре. В Свято-Боголюбском монастыре бывали также Павел I, Александр I, Александр II и многие великие князья. А в 1913 году обитель почтил своим посещением Государь Император Николай II Александрович с Августейшим Семейством. В 1918 году 17 июля в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского Царь Николай и его близкие будут так же злодейски убиты, как и сам князь Андрей...
Монастырь с его белокаменными храмами с сияющими куполами богородичного небесного цвета, с большим монастырским собором в честь иконы Боголюбской Божией Матери, с княжескими палатами, часовнями и другими возстановленными церковными постройками предстал перед нами величественно и победоносно, как будто не было почти целого века разрухи и оквернения. Чего только не было здесь в богоборческие годы гонений. Чтобы уничтожить Церковь, безбожникам надо было уничтожить Царя - стража Церкви и Православия, что и совершилось. Монастырь был «ликвидирован» в 1923 году: имущество конфисковано и разграблено, храмы закрыты, купола сброшены и разбиты, а многие из братии стали мучениками и исповедниками. А в 1927 часть церковных зданий занял приёмник-распределитель безпризорных детей при отделе Просвещения Московско-Курской железной дороги, после чего доступ к монастырю был закрыт вследствие невыразимого безчинства безпризорных. В полуразрушенном монастырском соборе, в оставшихся церковных зданиях, в местах явления Божией Матери и на месте мученических страданий убиенного князя Андрея в разные годы были - склад зерна, телятник боголюбовского колхоза, «кубовая с кипятильником», склад емкостей с дегтем и керосином...
Возрождение обители началось в конце XX века, когда Православная Церковь впервые за долгие годы получила возможность открыто исповедовать и проповедовать Православную веру. Стала возрождаться церковная жизнь, стали возстанавливаться храмы. По промыслу Божию, по благословению Святейшего патриарха Алексия, в январе 1997 года из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в Боголюбово были переведены 63 сестры и архимандрит Петр (Кучер) в целях возстановления разрушенной Боголюбской обители.
Отец Петр сам показывал нам святыни возрождённого собора. Мы вошли в собор и не решались двигаться дальше - пол был прозрачным и как будто светящимся, как водная гладь. Отец Петр объяснил нам, что пол в соборе выложен особым полированным гранитом в подобие того «стеклянного моря», на котором будут, по обетованию Божию, стоять святые, выдержавшие брань с врагом спасения в последние времена, воспевающие на гуслях славу Господу Вседержителю. Благолепие храма поражало: мраморная белоснежная солея, мраморные алтарный пол, престол, жертвенник, горнее место...
Уже в 1997 году Боголюбский собор был полностью отштукатурен и побелен снаружи самими сестрами, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около двух тонн, и еще девять малых боковых. Продолжалась начавшаяся силами насельниц обители реставрация масляной живописи собора. Показал нам архимандрит Петр и нерукотворную роспись, появившуюся в соборе чудесным образом. Мы стали свидетелями чуда, с которым встречались все приходящие в храм вскоре после его возрождения: в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной известью фрески, изображающей Господа Иисуса Христа - Царя Небесного, проступили контуры лика Царя Николая II. О Государе Императоре отец Петр рассказывал так живо и так детально описывал его внешний облик вплоть до пуговиц на мундире, что можно было предположить, что он сподобился духовного посещения, но говорить об этом по скромности и духовной строгости не находил возможным...
По проекту отца Петра во всех храмах обители были сделаны новые мраморные престолы из цельных полутораметровых плит, украшенные священными изображениями. Гранитом выложены ступени и входы двух притворов собора, архиерейских покоев, сестринского корпуса, Благовещенского храма, колокольни. А осенью 2002 года в соборе в честь Боголюбивой иконы Божией матери был установлен новый трехъярусный резной позолоченный иконостас. Новые колокола, хозяйственные постройки... Воистину всегда умел русский народ возставать из безславного разорения и упадка, из бездны падения. При этом услышали мы от неутомимого труженика и такие слова: «Надо думать, конечно, не только о благолепии вещественного храма, дома Божия, как мы видим сейчас, но и заботиться о храме внутреннем, то есть о душе человека, а такой храм можно возстанавливать только верой истинной, добрыми делами, То есть, стараться богоугодно жить, жизнью во Христе».
Отец Петр принял нас так тепло и радушно, как будто знал давно. Он и действительно знал многих из приехавших по их практическим делам, трудам, публикациям. Начавшийся XXI век принес Православной России новые проблемы и угрозы. С одной стороны Церковь получила право на открытое служение. С другой, не преуспев в попытках сломить силою Церковь и государство как ограду Церкви, враг спасения пошел обходными путями - пытаясь за внешним расцветом исказить внутреннее, духовное. Начиналась эпоха цифровизации и внедрения новых цифровых технологий, посягавшая не только на физическую свободу человека, но и на его духовную свободу. Личный код в паспорте, ИНН во взаимоотношениях с налоговой службой, вынуждение к принятию и использованию медицинского страхового номера СНИЛС, навязывание храмам и монастырям принятия номера ОГРН. В СМИ тема глобализации тогда упорно замалчивалась, в Церкви шли споры. А те, кто сумел тогда разглядеть надвигающуюся опасность цифрового концлагеря обращались в суды, в высокие чиновничьи и церковные ведомства, отстаивая свое право на имя, данное в Святом Крещении.
Тогда уже звучали слова старцев, предупреждавших об опасности цифровой идентификации личности - архимандрита Кирилла (Павлова), игумена Иеронима (Верендякина), протоиерея Николая Гурьянова, игумена Гавриила (Виноградова) и других замечательных отцов. Вскоре прогремел на всю страну Приозерский суд, когда, по экспертизе петербургских ученых, честный и безкомпромиссный судья Виктор Васильевич Шелудяков вынес решение о наличии в штрих-кодах EAN-13 антихристианской символики. Тогда мы с нетерпением ожидали каждого номера журнала «Сербский Крест», газеты «Русский Вестник и зачитывались воистину энциклопедической книгой Валерия Павловича Филимонова «Но избави нас от лукавого», раскрывшей духовные, богословские, экономические и политические аспекты антихристианской глобализации, а конференции, проводимые им в разных городах России под названием «Спасение души в современном мире» собирали тысячные залы неравнодушных православных.
Долгий и серьезный разговор состоялся тогда в Боголюбово в уютной монастырской трапезной. На другой день отец Петр дал интервью В.П. Филимонову для его авторской программы на православном часе радио «Слово», и вскоре суждения, советы и благословение этого мудрого пастыря прозвучали в открытом эфире. А в 2004 году Валерий Павлович выпустил книгу «Архипастыри, пастыри и монашествующие Русской Православной Церкви о глобализации и цифровом кодировании людей», куда наряду с другими материалами, вошло и это интервью с архимандритом Петром (Кучером). Многое из того, о чем он предупреждал, о чем говорил и что советовал в этом интервью, прозвучало в его обстоятельной беседе со всеми нами, приехавшими тогда в Боголюбово.
Помнится отец Алексий, обращаясь к архимандриту Петру, произнес такие слова: «Привела нас в стены вашей обители опасность, которая нависает над Православной верой и нашими душами человеческими, это опасность антихристовой глобализации. Мы знаем, как непросто развивались события в стенах Вашей обители... Мы ждем от Вас слова привета и утешения для верующих Санкт-Петербурга».
В ответ отец Петр рассказал, что обитель примкнула около 3-х лет назад ко всем православным христианам России, которые отказались принимать ИНН как аналог начертания антихриста. Он сказал тогда: «В декабре 2000 года мы подписали протестное письмо в числе 84-х священнослужителей епархии, 2000 мирян и около 200 монашествующих. Нас в этом протестном движении поддерживал сам Господь... Сейчас ученые и старцы говорят о последовательности: ИНН и личный код; паспортизация с пластиковой электронной карточкой и вживляемый в тело микрочип...
Происходит таким образом обесчеловечение человека, дехристианизация христианина. Он уже становится, думается, ниже язычника, потому что язычники это делали по неведению, а мы, вкусившие блага и радость христианства, идем сознательно в лагерь врага спасения, принимаем помысел дьявольский, и, действительно, заслуживаем большей кары, чем язычники... Мы будем не человеки, а просто биологические единицы. И действительно мы станем быдлом, животными... Как микроорганизмы одного штамма, скажем так...
Сейчас мы находимся перед какими-то решающими апокалиптическими событиями. Господь делает нам проверку, экзамен на веру православную, истинную веру. С кем мы будем...
Господь может продлить жизнь человечеству на земле, если мы сейчас приостановим принятие ИНН и начертания антихриста, обратимся снова с покаянием и как блудный сын вернемся снова к Отцу, к Отцу Небесному, с покаянием, с верой вернемся, Тогда Господь продлит земную жизнь роду человеческому».
На вопросы о том, что же поддерживало беззащитных как будто сестер в минуты испытаний, батюшка сказал, что поддерживало то, что они горячо молились, поддерживало соучастие единомысленных православных и Сам Господь, явил в те времена явные чудесные знамения.
Батюшка рассказывал: «Дети, верующие, православные из Владимира и окрестных мест, видели, как белый конь, вышедший из облака, гарцевал над собором... И где-то в эти дни, в начале октября, из Суромны, поселка в 3 км от Боголюбова, люди видели огромный крест, светящийся рано утром над собором, в венце. Этот крест был по вертикали где-то метров, может, 50 или больше, а по горизонтали меньше. Сияющий крест. Ослепительным светом сиял. Явление Креста длилось около получаса. Все это нас укрепляло. Сообщения об этих фактах были опубликованы в областной газете “Жизнь”. Раза два даже об этом печатали. Это явно видели люди...»
Здесь хотелось бы отметить, что и Господь, и святые отцы предупреждают нас об опасности чрезмерного увлечения чудесами, но неопровержимым фактом остается и то, что в трудные времена и в трудных обстоятельствах Господь может явить и чудо изнемогшим чадам своим для укрепления. В наше время Господь показал нам и Ангела Божия в небе над измученным Донбассом, и удивительного аиста, который безбоязненно шагал несколько часов с людьми Крестным ходом в Белоруссии, а на месте завершения хода подошел и поклонился иконе Божией Матери. Не чудом ли Божиим является и нынешний Великорецкий Крестный ход! Кто как не Сам Господь дал верующим людям, по вере их и по исповеднической верности Христу, пройти огромный пятидневный путь под градом издевательств, осмеяния, прямого противодействия и гонения, без еды и воды, без возможности даже зайти в храм и без возможности нормального ночлега?!
А тогда отец Алексий спросил у архимандрита Петра: «Отец Петр, да покаяние и молитва - это, конечно, основа нашего спасения, христианского подвига. Но люди, которые даже разделяют наше безпокойство, - а их немало, - они говорят: “А что нам конкретно делать? Вот как нам быть? Государство заставляет нас, начальство давит на нас, нам грозят лишения, нам, нашим семьям... Как говорится, плетью обуха не перешибешь”. Расскажите о своем опыте противостояния... и вдохните какую-то надежду, дайте отеческий совет всем тем, кто противостоит этому злу».
Отец Петр отвечал: «Принимая ИНН и антихристианскую символику, мы, православные христиане, как видно, забываем слова Господа нашего Иисуса Христа, что в Царство Небесное можно внити только тесным, узким путем. Противостояние глобалистам и есть как раз тесный, узкий путь сейчас, понимаете, препятствующий воцарению антихриста... Возьмите пример первых мучеников, далее - последующие века: борьба с ересями и тому подобное. Прещения были всякие... И возьмите вы двадцатый век: разве там легче было после революции 1917 года, октябрьской? Видите как. Люди ведь не сломились, шли на Голгофу, вот и спасались. Ссылки, тюрьмы не могли их остановить на пути к Царству Небесному...
Вы знаете, что если дрогнет наша воля, ослабится, мы вступим в преддверие ада, то есть в сторону глобализации, царства антихриста, оттуда возврата не будет. Из приемной антихриста Господь нас не примет в приемную Христа, в Приемную Царства Небесного. Раз у нас уже была такая подвижка в сторону антихриста, измена, предательство... У нас отбираются дары Духа Святаго, а в числе даров Духа Святаго перечисляются: крепость, знание, мудрость и так далее... Благочестие... И вот у нас сейчас пойдет процесс отнятия разума, и мы будем легко управляемы бесами, будем их послушниками, клевретами. Отнимется разум и не будем знать и ведать, что творить будем. Куда нас поведут, мы туда и пойдем безропотно, потому что сознание будет демонское, но не христианское. Мы потеряем разум, мудрость. Отступим от Промысла Божия - это самое страшное дело».
О своих скорбях, лишениях, выговорах, прещениях, о запрете даже служить Литургию отец Петр не стал много говорить. Ответил коротко: «Паломники потребовали, писали, жаловались, вот так и добились своего... Сестры наши, слава Богу, выстояли в этом деле молитвой: молились и постились... Ну я не буду подробно останавливаться на этом. Скажу только словами святого Иоанна Златоуста: “Слава Богу за все!”».
Но значит ли, что христианину нужно только молиться, не обращать внимание на внешние события, принимать всё, что предложит мир, лежащий во зле, не заниматься никакой «политикой» - а именно так кому-то из оппонентов представляется духовное противостояние цифровой идентификации личности? - был задан вопрос пастырю.
Отец Петр ответил коротко и ясно: «Глобализация и кампания по принятию антихристианской символики это есть не политическое дело, а апокалиптическое. Религиозное, духовное дело - политики нет, есть действие Апокалипсиса, Откровения Божия, записанного святым апостолом Иоанном Богословом. Все войны, все исторические потрясения и другие общественные процессы, проходившие в истории рода человеческого, это есть действия Апокалипсиса. История мировая есть борьба дьявола против Христа... Кто примет начертание антихриста, тот станет членом универсальной религии, о которой сегодня много пишут за рубежом. Эта универсальная «вера» есть не что иное, как сатанинская, антихристова вера. Этим достигается многовековая цель врага спасения - разрушить Церковь Христову. Но Господь сказал в Евангелии: “Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей” (Мф. 16: 18)».
Архимандрит Петр посоветовал и благословил петербуржцам выпускать печатный вестник по этой тематике и сам тут же придумал для него название: «На страже Православия». С таким названием он выходит по сей день. Он благословил всех, приехавших к нему, а, по просьбе Валерия Павловича, благословил и слушателей православного часа радиогазеты «Слово»: «Всё в духе совершается, да-да, всё... Всем нам необходимо ещё раз продумать, переосмыслить наше отношение к процессам глобализации, ИНН и антихристианской символике, чтобы на Страшном Суде мы не оказались ошуюю и не были обречены на вечные мучения.... Ну, архиереев и священников я не имею права благословлять, а мирян благословляю, благословляю на подвиги спасительные...»
Несколько дней гостили мы у отца Петра и сестер обители. Нам, конечно же, довелось побывать в княжеских палатах, где сохранилась лестничная башня - свидетельница трагедии, разыгравшейся в июльскую ночь 1174 года. Известковый камень пола в нише под лестницей в башне княжеского замка навсегда впитал в себя пятна крови святого благоверного князя Андрея, пострадавшего за веру Православную и за Русь Святую, в основание которой он положил столько трудов, сил, и саму жизнь.
Завершилось наше паломничество Литургией в монастырском соборе. Помнится, как горячо и вдохновенно говорил свою проповедь после окончания службы верный пастырь народа православного отец Петр. Провожал он нас тепло и по-родственному: обезпечил продуктами на дорогу, дал настоящего деревенского молока, благословил и распрощался с нами в монастырском, отремонтированным им дворе. На монастырском автобусе умелый водитель - сестра-монахиня доставила нас к поезду.
В другой раз батюшка сам благословил нас приехать. Но ко времени нашего приезда неожиданно расхворался - лежал с давлением, и пообщаться удалось только коротко. Нас он благословил причаститься и посетить древнюю святыню России - храм Покрова-на-Нерли.
Это событие оставило радостное и светлое впечатление. Стояла настоящая снежная и морозная русская зима. Река Нерль, приток реки Клязьмы, в это время была уже покрыта толстым слоем льда. Мы шли к храму по реке Нерль, а вокруг были высокие-высокие белоснежные сугробы и только узенькая протоптанная тропочка вела нас вперед. Тишина, белый снег, белый свет, белеющий впереди таинственный храм - хотелось петь молитвы или песни о Святой Руси. Мы и пели. Вспоминалось, что и Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, совершающийся 1/14 октября, был учрежден на Руси князем Андреем Боголюбским. И первым храмом, посвященным этому Празднику, был храм Покрова-на-Нерли, воздвигнутый мастерами святого князя в 1165 году в устье Нерли, чтобы князь мог всегда видеть его из окон своего Боголюбского терема.
Все эти сильные и глубокие впечатления каждый из паломников переживал по-своему. Мне же, милостью Божией, довелось написать циклы стихов: «Боголюбово» и «Царский Крест», которые вошли в авторскую поэтическую книгу «От Рождества до Воскресения». Одно из них было напечатано на страницах нашего вестника «На страже Православия» с посвящением отцу Петру (Кучеру) с духовными чадами. Довелось мне прочитать его и самому отцу Петру по телефону. Слышно было, что он был тронут благодарственными словами в адрес горячо любимой и взлелеянной им обители, голос его как будто дрогнул и единственное, что он благословил, по своей человеческой скромности и монашескому устроению, убрать посвящение ему. О себе и о своих трудах и подвигах он разговаривать не любил...
Вечная память светлому труженику и подвижнику Святой Руси и веры Православной схиархимандриту отцу Петру!
Боголюбово
I
В тихий храм войду, и схлынет горе,
Что настигло Родину мою.
В этот миг мы на стеклянном море,
Свет, покой и Ангелы поют.
А под сводом - таинство и чудо -
Благ Господь, всесилен и велик! -
Грешному, измученному люду
Страстотерпец свой являет лик.
Древние Владимирские земли,
Здесь до Неба так недалеко!
И земля замрет и Богу внемлет,
И на сердце сладко и легко.
Ширь полей, разноголосье птичье,
И поток времен, и быль, и новь.
Царственное русское величье,
Жертвенная русская любовь.
В поднебесье белый всадник скачет,
Матерь Божия молит о Руси,
И душа усталая заплачет,
Неземного Царствия вкусив.
II
Боголюбово - царское место,
Величава природа, тиха,
И земля замерла, как невеста,
В светлом чаянии Жениха.
Наша долгая русская осень,
Пламень листьев, заката огонь,
А на небе, сквозь редкую просинь,
Белоснежный, как облако, конь.
И на сердце не так одиноко,
И не так безпросветно окрест,
А над храмом высо́ко-высо́ко -
Восьмигранный сияющий Крест.
В этом вера и в этом надежда,
Что Россия воспрянет, как встарь,
В ослепительно белых одеждах
Молит Бога о ней Государь.
Снова выпадет снег и растает,
Словно слезы на лике земли...
Это тихая, чистая тайна -
Белый храм, древний храм на Нерли.
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист
1. Вопрос