В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение от публициста Владимира Геннадьевича Лаврова с материалами из его книги «Прикладная конфликтология для православных людей», которые мы и размещаем ниже.
Уважаемые читатели, прошу принять участие в создании книги «Прикладная конфликтология для православных людей». Базовый текст для обсуждения выложен на сайте самиздата, адрес ниже. Предполагается, что это будет бесплатный, общественный проект. После обсуждения и исправлений предполагается подать эту книгу Патриарху для благословения с целью последующего издания, так, чтобы эту книгу можно было найти в каждой церкви.
Желающие могут выдвигать свои предложения. Гонорары авторам не предусматриваются. Это инициативный проект, который должен стать общественным проектом. Редактуру первого выпуска оставляю за собой. В последующем надо бы передать права на редактирование этой книги некоему православному общественному комитету, который будет продолжать вносить правки в эту книгу и в другие подобные книги. Предполагаю, что для создания полноценной и мощной православной культуры необходимо будет написать ещё много подобных книг.
Пишите ваши комментарии на сайте РНЛ или на сайте самиздата, на котором я изначально выложил этот труд.
Прикладная конфликтология для православных людей
(Как приобрести силу и не попасть на тёмную сторону)
Оглавление и сокращенная глава 2.
Глава 1. Введение. Необходимость создания книги.
Глава 2. Основы.
2.1. Первое. Критические ситуации бывают разными. Было бы глупо в семейной ссоре действовать так же, как с убийцами – грабителями. Поэтому придётся обсуждать разные варианты поведения для разных конфликтных ситуаций. Мало того, в человеческой жизни достаточно часто случаются такие обстоятельства, которые не являются конфликтными, но которые роднит с боевыми случаями скоротечность, опасность для жизни или личного достоинства, необходимость быстро принимать решения и действовать согласованно с другими людьми. Примерами таких ситуаций могут быть срочные сборы, выступление перед враждебной публикой или разные катастрофы, например, пожар в трамвае. К такого рода происшествиям нужно готовиться заранее, о том, что роднит такие события с боевыми и почему их необходимо обсуждать в теории конфликтологии, обсуждается в конце книги.
2.2. Второе. Перед обсуждением того, какое поведение могло бы порадовать Господа и какое могло бы быть наиболее эффективным, необходимо вспомнить о том, кто мы и в каких условиях находимся.
Мы, христиане, люди добрые, созидающие, цель нашей жизни – избавиться от греха, научиться не давать гордости и болезненному самолюбию влиять на принятие решений, научиться находить наилучшее решение для каждого момента жизни, научиться понимать, в чём это «лучшее» состоит. Мы стараемся сделать так, чтобы мир стал лучше и каждый человек смог узнать, почему лучше идти по узкому пути. Поэтому в каждом противостоянии наша цель состоит в том, чтобы не только вежливо отстоять свои интересы, но и сделать так, чтобы мир изменился к лучшему, чтобы было принято такое решение, которые ведёт к росту общего блага. Желательно ещё сделать и так, чтобы противник получил пример вежливого и сильного поведения. Мы не стремимся к тому, чтобы унизить соперника, не стремимся к тому, чтобы выросла наша слава в животном доминировании. Соответственно, мы не должны оскорблять противника и не должны сравнивать его с разными нечистотами. Поэтому первое слово – обращение должно быть уважительным: «Любезный», «Милейший», «Уважаемый», к крупному и мускулистому человеку можно обратиться «Могучий», и даже к лежащему пьянице можно обратиться «Спиртознатец» или «Бахусовед».
Каждая обезьяна уверена, что если на неё нападают, то надо стукнуть агрессора посильнее, взобраться на ветку повыше, закидать оттуда противника лепёшками из собственных какашек и показать ему самые обидные рожи. Это очень эффективное поведение с точки зрения обезьяны, но это поведение обезьяны. Если люди будут вести себя как обезьяны, то они станут обезьянами.
Самым тяжёлым местом для понимания в христианстве является требование беззлобия по отношению даже к врагам, вплоть до подставления другой щеки. Это кажется нелогичным, сразу возникает вопрос: «А что делать, если придёт страшный враг?». Но этот вопрос остаётся непонятным только до тех пор, пока хоть раз не попробуешь в конфликтной ситуации вести себя беззлобно. И тогда становится очевидно, что когда не реагируешь на скрытые или открытые оскорбления, а говоришь вежливо и по делу, то смотришься гораздо красивее и умнее, чем противник, который ведёт себя по обезьяньему примеру. Мы будем подробно обсуждать этот вопрос в конце книги, а пока утвердим важное понимание: Во время противостояния вежливое, уважительное поведение намного эффективнее, красивее и сильнее оскорбительного поведения. Сразу заметим, что вежливое поведение не подразумевает запрет на применение силы.
[…]
Всё это сказано для того, чтобы предупредить молодых людей – не ждите от окружающего мира справедливости и спокойной жизни, не надейтесь на возникновение идеального общественного устройства, которое само будет называть всех злодеев. Здесь идёт война с неизвестной нам расстановкой сил. Судя по словам Христа, преимущественной задачей является выращивание как можно большего количества таких людей, которые способны осознать недолжность скотской жизни и которые захотят стать совершенным разумным существом, а затем и святым человеком.
[…]
2.3 Третье. Существа, которых принято называть «человек разумный», разумными существами в полном смысле этого слова не являются. Люди – это частично разумные существа, скорее животные с разумом, чем разумные существа. Идеальное разумное существо (если представить его теоретически) всегда действует, выбирая между разными вариантами решений такое, которое ведёт к наилучшим последствиям. Большинство людей так не делает, они действуют либо так, как принято действовать в подобных ситуациях, либо под влиянием эмоций (чаще всего гнева или недовольного раздражения). Милосердие и сострадание многие люди тоже стараются в себе заглушить, чтобы выглядеть «круче». В скоротечных ситуациях в условиях опасности разум у многих людей вообще отключается, и поведением начинают управлять автоматические (животные) системы. В таком состоянии тонущие карабкаются на спасателя и топят его, чтобы глотнуть хоть немного воздуха, а толпа, спасающаяся от лёгкого дождика, затаптывает любое количество детей и женщин.
Строго говоря, именно в преображении от животного существа с разумом к совершенному разумному существу и состоит одна из целей человеческой жизни, но мы сейчас не об этом. Для выработки правильного поведения в конфликте необходимо помнить, что перед вами не всегда находится человек. В некоторые моменты перед вами вместо человека может оказаться испуганное животное, считающее агрессию лучшим способом поведения, и в этом случае становится важным успокоить его, показать, что вы не опасны для его выживания.
[…]
2.4. Четвёртое. Находясь в конфликтной ситуации, необходимо помнить, что в одно и то же время мы находимся на разных уровнях существованиях. На первый взгляд конфликт – это противостояние двух людей, но это кажется. Ситуация всегда немного шире. В то же самое время вы являетесь гражданами государства, у вас может быть разный пол, возраст и ещё целый ряд обстоятельств, которые при правильном взгляде значительно изменяют картину происходящего. В некоторых культурах, например, спор молодой женщины и пожилого мужчины был невозможен даже теоретически. В наше время молодых парней следует учить, что девушкам в силу особенностей устройства свойственна некоторая повышенная эмоциональность и стремление всячески уколоть самцов, поэтому на их обидные слова не стоит особенно обращать внимания и ни в коем случае никогда нельзя бить (кроме случаев предотвращения тяжёлых преступлений, разумеется).
Это непросто, но очень часто бывает полезным переключиться между разными уровнями, например, взглянуть на ситуацию «сверху».
Пример 1. Если вы едете в электричке, и вас начинает дразнить и оскорблять хулиган при насмешливой поддержке его компании, а затем предлагает выйти в тамбур и обсудить ваши недовольства, то на первый взгляд это борьба между двумя крутостями двух отдельных людей. … Попытка найти лучший вариант поведения в такой ситуации невозможен – все эти варианты заведомо проигрышны. Убегающего догонят. Если вы победите в сражении в тамбуре, подлецы наверняка постараются привлечь вас к уголовной ответственности (такова суть подлецов), и вам будет нечем крыть, так как у них будут телесные повреждения и они первыми подали заявления. Если вы проиграете в сражении, ваше здоровье будет под угрозой. Если вы заплачете или будете кричать «помогите», вам, скорее всего, не помогут, а вы будете чувствовать себя слабым.
Однако, если подняться и взглянуть на ситуацию «сверху», то эта ситуация юридическим языком описывается примерно так: «группа антиобщественных элементов пытается развлечься унижением честного гражданина общества, с угрозой избиения и нанесения телесных повреждений». И это совсем иная ситуация, чем борьба одной крутости против другой. Если вы вслух скажете хулиганам, что развлекаться издевательствами над обычными гражданами – это неправильно и богопротивное занятие, то вы заведомо поставите себя выше скотов. В этом случае вы ставите хулиганов в положение обезьян, сражающихся за статус высшего животного доминирования, а вы приобретаете качество благородного человека, борющегося за праведные законы общества.
Дальше можно поговорить о том, что родители растили детей не для того, чтобы они стали хулиганами и их убили в электричке (или посадили за глупый кураж), а для того, чтобы они стали опорой в старости и пользой для общества. Понятно, что злобных хулиганов не перевоспитать несколькими словами (хотя кое-кто из полупьяных молодых людей может и одуматься) и вся эта демагогия совсем для другого. Все эти слова нужны для того, чтобы изменить качество ситуации и дать людям возможность остановиться, это способ показать людям, что не будет никакого подросткового пихания за звание самого крутого и всё будет очень по-взрослому, что их посадят или убьют.
Если хулиганы начнут угрожать избиением за неприятные слова, нельзя угрожать и нападать первым. Пока дело остаётся на уровне слов, пусть остаётся на уровне слов. Можно назвать их трусами, боящимися напасть на одинокого путника. Можно кинуть фразу «При таком поведении вам не стать достойными людьми», для людей, которые живут ради повышения статуса животного доминирования, осуждение общества очень действенно.
Если они не рискнут напасть, то выставят себя подлыми трусами.
Если они рискнут напасть, у вас будут свидетели, что вы сделали всё, что могли для того, чтобы уговорить их одуматься. Вы вели себя безупречно и точки зрения уголовного суда, и с точки зрения Божественных заповедей.
Далее не имеет значения, как будет развиваться ситуация. Если вы сильный человек и примите бой, то даже в случае убийства хулиганов вас не осудит никто. Это полностью их вина. Если вы слабый человек, примите бой и вас начнут побеждать, то вот тут как раз вам могут прийти на помощь, так как вы поставили себя как правильного лидера общества, помочь таким и защитить таких людей лестно для любого человека. Хорошо бы ещё перед началом драки произнести что-нибудь в духе «Бей злодеев». Если вы слабый человек и убежите, то вас опять же никто не осудит – вы опустили подлых скотов туда, где им и место, отступление в бою – не поражение, а способ вернуться с большими силами и победить.
Даже если вас убьют, то это тоже хорошо – вы придёте к Богу праведным человеком, который всё сделал так, как надо, а это как раз то, к чему должен стремиться каждый христианин.
Пример 2. Во время ведения деловых переговоров ….если подняться уровнем выше, то можно увидеть, что это не противостояние двух личностей, а договор об условиях взаимодействия двух предприятий, от существования которых зависят множество работников и продукция которых важна для всего народа. Если поставить одно из предприятий в условия работы в убыток, то оно просто исчезнет. Эта простая мысль может придать много сил в переговорах.
Пример 3. Можно выходить не только уровнем вверх, но и уровнем вниз.
[…]
2.5. Пятое. До тех пор, пока вы не избавитесь полностью от страстей и не научитесь быть беззлобным в любой ситуации, лучше принять для себя правило «в конфликтной ситуации говорить только строго по делу и не реагировать на эмоции окружающих». …
2.6. Шестое. Не позволяйте заигрывать с собой. Все вокруг должны знать, что каждое дёргание за уши или пинок в спину вызовет не весёлую возню, а сломанную руку или удар в челюсть. Сразу ломать руки не надо, сначала стоит несколько раз предупредить. …
2.7. Седьмое. Мы не избегаем применять силу, но применяем её ровно столько, сколько нужно, чтобы изменить случившуюся ситуацию к лучшему, и не больше.
2.8. Восьмое. Мы не убиваем.
[…]
Стоит заметить, что в данном случае любовь — это не приятное ощущение, а тяжёлый труд. Подробнее тема о том, как выживать в реальном мире с запретом на убийство, обсудим в конце книги.
2.9. Девятое. Мы думаем о последствиях.
Обычные люди в случае быстрых или конфликтных событий обычно делают то, что делают в таких случаях другие люди — ругаются, угрожают, оскорбляют. Мы не делаем того, что хочется, мы не делаем то, что общепринято делать в похожих случаях. Мы изучаем суть происходящего, рассматриваем разные варианты поведения и выбираем из них такой, при котором ситуация будет решена наилучшим образом.
[…]
2.10. Десятое. Мы думаем о том, какой образ воплощаем.
Говорить без гнева, только по сути дела и вежливо — это очень правильно, этого очень тяжело достичь, но этого мало. У нас есть чувства, мы можем говорить с выражением, изображая собой некоторый художественный образ, и нет никаких причин этого не делать.
…Разные образы используются для разных ситуаций и для разных людей.
2.11. Одиннадцатое. Смена реактивного поведения на активное.
Дети и животные реагируют на то, что им не нравится, недовольством, которое высказывают без каких-либо тормозов. Взрослые люди, решившие стать добрыми христианами, могут со временем научиться реагировать на разные события вежливо и с пониманием чужих проблем или неловкостей. Но реагировать на то, что уже произошло, не так хорошо, как заранее осознать суть происходящего, предсказать поведение окружающих и предпринять такие действие, которые предотвратят возможные неблагоприятные события (такое поведение можно назвать активным поведением).
[…]
И кратко, о чем идет речь в других главах:
Глава 3. Поведение в конфликтах. Приводятся примеры разных конфликтов.
Глава 4. Семейные конфликты.
Глава 5. Работа с животными программами.
Глава 6. Очищение. (Глава о том, как изменять те программы поведения, которые включает автоматика в случае срочных непредвиденных событий).
Глава 7. Заключение.