В Винницкой области от села Голинченцы до местности, исстари называемой Иосафатова долина, 15 августа прошёл традиционный крестный ход; событие для Подолья значительное. В нём традиционно принимают участие тысячи людей. По завершении трехкилометрового крестного хода в Иосафатовой долине - Долине Крестов была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких). Владыка, чей 70-летний юбилей торжественно отмечался в нынешнем году, известен как стойкий поборник Православия, подлинный воин Христов, не раз претерпевавший гонения от разных властей. Литургия совершалась в Долине крестов в просторном шатре. Владыке Ионафану сослужили пять архиереев - митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит (Бевцик), архиепископ Городницкий Александр (Нестерчук), архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий (Столяр), архиепископ Фастовский Дамиан (Давыдов), епископ Ладыженский Сергей (Аницой), а также духовенство винницких епархий и гости в священном сане.
Очевидной особенностью празднества нынешнего года явилось то, что впервые оно проходило после нового церковного раскола - Думенко-порошенковского, если можно так выразиться, и образования ПцУ-СцУ. В раскол впал Сименон Шостацкий, бывший до 14 декабря 2018 года митрополитом Винницким и Барским. Симеон Шостацкий пошёл путём Иуды, прельстившись выгодами суемудрых властей. Год назад, на 95-летие Явления Богородицы в Иосафатовой долине, Симеон присутствовал на празднике в качестве правящего архиерея. Рядом с ним вертелся директор Департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрей Юраш, один из ярых «свидетелей томоса», врагов Церкви, приглашённый на праздник из Киева. Примечательно, предвыборный лозунг «Армія! Мова! Віра!», с которым Порошенко, слава Богу, проиграет выборы, появится на бигбордах по всей Украине только через неделю, ко Дню независимости. Но план устроить раскол у них уже был. Судя по всему, в Иосафатовой долине они уже вовсю плели заговор против канонической УПЦ, по сути против РПЦ и Церкви в целом. Симеон Шостацкий оказался единственным правящим архиереем УПЦ, предавшим Церковь. «Митрополит» Драбинка не в счёт: управлял и управляет приходом. Впрочем, и за Шостацким пошли единицы из духовенства.
Но ведь как правильно в прежние годы говорил митрополит Симеон о духовном смысле установки крестов: «Это знак того, что верующие готовы разделять с Господом чашу его страданий и смиренно нести свой жизненный крест. Поэтому Иосафатова долина и получила в народе второе название - «Долина крестов».
Говоря правильные слова и силясь устроить фундаментальный церковный раскол, они намеревались изменить «православный код народа». И всё для того, чтобы Пётр Порошенко остался во власти на второй срок! Чтобы он продолжил войну на Донбассе и не прекращал прибыльного для майданной группировки кровавый бизнес.
Любопытно, начиная войну против Церкви, - собственно ведь против Бога - они всерьёз намеревались победить? Точно так и большевики век назад. Вдруг и подумаешь: что же ожидает Русскую землю и Русский народ через сто лет, если коварство врага рода человеческого становится изощрённей век от века?! Выстоит в Боге Русский народ - будет шанс и у человечества не допустить ад на землю.
«Долина, в которой Бог будет судить» - так переводится название «Иосафатова долина». В Библии через пророка Иоиля сказано: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд». Топоним на Подолье возник, вероятно, как напоминание людям о Страшном суде. Названия, порой, как кресты на храмах, что издали видны, как звон колокольный - для напоминания о Божией правде.
По преданию в XVII веке в этой местности, в ту пору в глухих лесах, поселились монахи, бежавшие от турецкого владычества. Передают: «Божия Матерь, явившись некоторым монахам в сонном видении, благословила идти в сторону утренней зари и там искать спасения. И пошли все собравшиеся в обители на восток, в дремучие леса. На третий день остановились на ночлег возле колодца, и там, вдруг, обрели спокойствие. Снова явилась им в сновидении Матерь Божия, с небес благословляя округу».
Так как беженцы были раздеты (голы) их поселение и прозвали «Голинченцы». Со временем вокруг долины и колодцы возникли четыре села как бы в виде креста.
Более двухсот лет у колодца с целебной родниковой водой служились молебны.
14 августа 1923 года на праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня пастух Иаков Мисик пас коров, а невдалеке 12-летняя девочка Кристина - овец. Предание таково. Иаков увидел прямо в воде колодца отображение Матери Божией с Младенцем. Нимб Её сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. «Матерь Божия, что нам делать?» - успел спросить пастух. «Христа славьте, кресты ставьте!» - услышал он в ответ, и Матерь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в близлежащее село Голинченцы и рассказал все, что видел... Власти завели уголовное дело «Про кресты в Иосафатовой долине».
Об Иосафатовой долине собирал материалы для книги и публиковал статьи Иван Артемович Залецкий, близко знавший вдову священника, установившего первый крест. Иван Артемович Залецкий трагически погиб в Крестопоклонную неделю Великого поста в 2006 году, не завершив свой труд. Но благодаря его подвижническим изысканиям 15 августа 2006 в Иосафатовой долине была совершена первая архиерейская Литургия...
Поражает, что уголовное «дело» прямо передаёт свидетельство о чуде: Председатель Подольского губисполкома 24 ноября 1923 года свидетельствует, что «случаются многочисленные случаи исцеления от различных заболеваний, что вызывает неимоверный наплыв людей на религиозные действия...» Начальник волновался: «Это всё выходит за рамки коммунистической идеи, потому является вредным». Или ещё более поразительное. Документ воссоздаёт просто-таки эпическую картину: «Пастушок, который пас скотину в четырёх верстах от села Голинчинец, в долине под названием «Асафовой», где имеются два колодца, стал распространять слух, что когда он пас скотину, к нему явилась Божия Матерь и сказала, что возле одного из колодцев необходимо поставить три креста и охранять их на протяжении 4-х дней, после чего станут появляться новые кресты и засеют <собой> возле колодцев всю площадь земли на пространстве 8 десятин. Когда вся площадь будет заставлена крестами, людям станет легче жить... Кресты делаются из дуба высотой до 14 аршин и везутся в Асафову долину на подводах, в сопровождении процессий... Идут с пением псалмов... Скопление людей в Асафовой долине доходит до нескольких тысяч. Горят беспрестанно свечи, поются псалмы, все кресты обвешиваются рушниками... Толпится там люд и день и ночь. Не обходится и без чудесных исцелений...»
Кресты не раз уничтожались властями - пилили на дрова. А они появлялись вновь. Работала специальная комиссия, дежурили милицейские разъезды, паломников арестовывали, избивали. Однажды задержали 50 человек. Среди них был Иаков Мисик. В тюрьме он принял мученическую смерть - загрызли крысы. Людей судили, они получали тюремные сроки и запреты на проживание. Память стёрли. Вероятно, кто-то думал - навсегда.
Со стороны выглядит не вполне понятно - почему до сих пор нет предложений из Винницких епархий о причислении к лику мучеников и исповедников за веру православную пострадавших в 1925 году от богоборческих властей.
Некоторые имена известны: замученный до смерти Иаков Мисик, судимые священники Тихон Петринский, Константин Жолткевич, Владимир Ильинский, Иван Черняховский, Виталий Шуляка, Виктор Завадский, Александр Любинский, Иосиф Иванько, Петр Васильковский; юрист Василий Сумневич, который написал ходатайство о выделении земельного участка под кресты и монастырь; крестьяне - Василий Садовника, Григорий Сирук, Авксентий Бабий, Трифон Бондарь, Август Кашевский; бедняки - Роман Садовника, Тимофей Бондарь, Евгений Форманюк, Филимон Захарчук, Григорий Бацалай, Федор Собцев, Дмитрий Иваника, Епистимия Бабий, Евфросиния Набуральная, Иван Дидык, Иван Шлянсковой, Иван Мороз-Гуменюк.
Да, почему - непонятно. Возможно, в Виннице после гибели Ивана Залецкого не находится толкового архивиста, энтузиаста. А может, время не пришло.
Станислав Ворон, публицист, Киев.