Сегодня исполнилось 248 лет со дня рождения знаменитого мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. В фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых адмиралу, - исторические документы, исследования, атласы, карты и многое другое, сообщила «Русской народной линии» Президентская библиотека.
Между тем, как пишет автор книги «Верь в надежду» (2012) В. Э. Ергер, «если проанализировать написанное о Крузенштерне, то выяснится, что известно россиянам о нём недостаточно, чтобы можно было сделать определённый вывод, какой у него был характер, привычки, наклонности». В своей работе, представленной в открытом доступе на портале Президентской библиотеки, исследователь обобщает всю имеющуюся в архивных документах и книгах информацию о Крузенштерне, тем самым открывая для читателя новые факты жизни знаменитого мореплавателя.
Адам Иоганн Крузенштерн родился 21 ноября 1770 года на мызе Хагуди Раплаского района Эстонии в небогатой дворянской семье. «О детских годах Крузенштерна авторы книг сообщают нам только, что Адам был слаб здоровьем, очень домашним мальчиком, избалованным родительской любовью, и что никто в роду Крузенштерна ни моряком, ни путешественником не был. И Адам к такому жизненному пути не готовился, - пишет В. Э. Ергер. - В 12 лет Адама Иоганна отдали в соборную Вышгородскую школу в Ревеле (Таллине), в которой он учился три года. Только после этого его, можно сказать, уже в «преклонном возрасте» (в 14,5 года) весной 1785 года отдали учиться в Морской кадетский корпус». На вопрос, почему родители выбрали для ребёнка карьеру моряка, автор исследования даёт такой ответ: «Трудно сказать, чем руководствовался отец Адама, принявший решение отдать сына в Морской корпус. Есть сведения о том, что на такое решение его подвигли увлекательные морские рассказы какого-то знакомого бывалого моряка, а по другим данным - понимание того, что с такой слабой подготовкой не сможет учиться в каком-либо приличном университете».
В Морском корпусе мальчик получил новое имя: «При оформлении Крузенштерна в корпус вместо Адама Иоганна его записали Иваном Фёдоровичем без всякого спроса и согласия на то отца - Иоганна Фридриха. Так в России всегда поступали с немецкими и другими иностранными именами. Например, Фабиан-Готтлиб-Беньямин стал Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном, Герман Людвиг стал Ермолаем Ермолаевичем Левенштерном и несть тому числа», - отмечает В. Э. Ергер.
«Выглядел Крузенштерн застенчивым и неуклюжим подростком, с прямым и открытым взглядом. В учёбе он был довольно усидчивый и настойчивый, поэтому воспитатели почти сразу же сделали о нём вывод: „А немчик-то с задатками!"»
Как покажет история, учителя не ошиблись: досрочно выпустившись из Морского корпуса через три года из-за войны со шведами в должности «за мичмана» (как не закончивший полный курс обучения), в 1790 году Иван Фёдорович носил уже звание лейтенанта - стремительная карьера для того времени. Ему не было ещё и 20 лет.
Такими были первые шаги на флоте будущего выдающегося русского мореплавателя и адмирала, инициатора и руководителя первой кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Посетители портала Президентской библиотеки могут узнать, каковы были предпосылки данной экспедиции, как она готовилась, какие испытания пришлось преодолеть русским морякам.
Это путешествие могло не состояться вовсе. И дело даже не в том, что весьма затратную для государства инициативу не одобряли на самом верху несколько лет, будущая кампания зависела от одного-единственного человека. Как пишет Крузенштерн в своей знаменитой работе «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"», «государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились и сделали принятие сей возлагаемой на меня важной обязанности несравненно труднейшим против прежнего. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. Никакие лестные виды уже не трогали сильно меня... Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если я не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено. Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву».
Также на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной копией подробной инструкции, данной Российско-американской компанией Крузенштерну во время подготовки к плаванию, в которой указана цель этого мероприятия: «Предмет назначения экспедиции состоит в том, чтобы приготовленный для подкрепления российско-американских селений для тамошних торговли и промышленности груз доставить в эти селения; чтобы оттоль возвращаясь, взять и привезти сюда таможенный груз; чтобы на том же возвратном пути, пристав в китайский порт Кантон, сделать опыт размена меховых товаров на китайские произведения; чтобы между свершениями сих предприятий в северо-восточной части российской Америки, ежели время и обстоятельства позволят, подробнее узнать тамошние острова и матёрой берег простирающейся принадлежностию России не многим далее 55 градусов северной широты, и чтобы на сём длинном кругом света вояже приобрести сведения в рассуждении торговли, не может ли что послужить в пользу нашего отечества».
Итог этого похода многогранен: российские моряки выполнили сразу несколько важнейших для страны в частности и мира в целом задач. Среди самых важных - обширнейшие океанографические, естественно-научные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником важной информации для учёных, а также первый опыт проведения дальнего морского плавания, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX века.
На портале Президентской библиотеки представлены и другие раритетные и интересные работы, посвящённые экспедиции: альбом с архивными иллюстрациями «Вокруг света с Крузенштерном», сборник «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до "Седова"», очерк «Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света» (1873) и т. д.